Люди живут чувствами, а требовать от них, чтобы они жили мыслями, это все равно, что требовать у богов, чтобы они нас услышали.
Тодось Осьмачка, украинский поэт, прозаик, переводчик

Жизнестойкие

Оптимистичные истории предпринимателей, которые «победили» кризис
30 апреля, 2021 - 11:26

Procter and Gamble создавала мыльные оперы по радио, чтобы получить лояльных клиентов, а General Motors перешла на изготовление конных экипажей на автомобиле. А как выживают украинские компании, чтобы пережить коронакризис?

Во время кризисов большинство компаний просто уменьшает расходы и закрывает проекты. Они забывают, что кризис — это, прежде всего, время возможностей: выйти на новые рынки, откусить долю рынка у своего конкурента, изменить бизнес-модель, оптимизировать свою работу. Компании, которые умеют искать новые возможности, будут расти тогда, когда другие закрываются.

К пасхальному интеллектуальному меню «День» предлагает оптимистичные истории «жизнестойкого» бизнеса и их «секреты», о которые сломал зубы не один кризис.

FedEx — американская почтовая логистическая компания, известная во всем мире, была основана в 1971 году. И сразу же напоролась на кризис. В начале 70-х ОПЕК увеличила цены на нефть в 4 раза, что повлекло период экономического спада в США и высокий уровень безработицы. В 1973-м было объявлено эмбарго на нефть. К общему кризису добавились еще и внутренние проблемы: работать в таких условиях означало тратить много денег на топливо для машин, что астрономически увеличило расходы.

Основатель компании потерял около $84 млн, однако компания сделала все, чтобы убедить клиентов, что она продолжает выполнять свою миссию — доставлять документы вовремя. FedEx запустила рекламную кампанию, в которой утверждала, что она жизненно необходима клиентам, так как при любых обстоятельствах доставит посылки в течение ночи. Усилия оправдали себя в 1980-м, когда прибыль достигла $38700000.

Еще один пример удачной рекламной стратегии против кризиса применила P&G. Американская великая депрессия стала тяжелым испытанием для большинства компаний по производству потребительских товаров. Но P&G понимала, что даже в период депрессии людям нужно будет мыло. И вместо того, чтобы начать экономить на рекламе, как сделали многие компании, P&G сделала наоборот. И подошла к рекламе креативно. Компания начала спонсировать сериалы на радио. Когда первый, Ma Perkins, стал невероятно успешным, компания оплатила создание еще 21 мыльной оперы для других своих брендов. Кстати, именно поэтому сериалы называют «мыльными операми». А популярность мыльных опер привела к существенному росту продаж.

Как выживают украинские компании в сегодняшний коронакризис? Своим опытом с «Днем» поделились предприниматели из разных уголков Украины.


ПОДОЛЬЕ

ОНИ «ПЕРЕХИТРИЛИ» КАРАНТИН

Три истории винницких предпринимателей, которые начали или переориентировали бизнес во время пандемии

«День» не раз и не два писал о том, что ощутимее всего карантинные ограничения из-за пандемии сказались на малом и среднем бизнесе. Не имея «подушки безопасности», предприниматели, работавшие преимущественно в сфере гостеприимства, обслуживания или продаж, вынуждены были закрываться, в лучшем случае — законсервировать свои заведения до лучших времен. Особенно сложно было тем, кто арендовал помещение, технику, цех и имел в придачу кредитные обязательства. Однако для отдельных смельчаков кризис стал возможностью попробовать что-то новое или трансформировать в другое русло уже имеющееся. Было просто? Нет! Или сейчас легко? Нет! Но они рискнули и не проиграли, потому что в такие трудные времена продолжают сами зарабатывать и дают рабочие места другим.

МОЛОДАЯ СЕМЬЯ МАКСИМА (НА ФОТО) И ТАТЬЯНЫ КОВТУН РЕШИЛА, ЧТО ИМЕННО СЕЙЧАС САМЫЙ ПОДХОДЯЩИЙ МОМЕНТ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОЮ ДАВНЮЮ МЕЧТУ И ОТКРЫТЬ КАФЕ В ВИННИЦЕ. А ЧТОБЫ ДОБАВИТЬ «ПЕРЦА» И ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ВИННИЧАН, НАЗВАЛИ ЕГО «ЛОКДАУН»

«МОТИВИРУЕТ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД ДАВНЯЯ МЕЧТА — ИМЕТЬ ЧТО-ТО СВОЕ»

Старт нового бизнеса во время карантина, особенно ресторанного, можно принять как безумие или хотя бы огромный риск. Но молодая семья Максима и Татьяны Ковтун решили, что именно сейчас самый подходящий момент реализовать свою давнюю мечту и открыть кафе в Виннице. А чтобы придать «перца» и привлечь внимание винничан, назвали его «Локдаун». 7 апреля заведение приняло первых посетителей. В меню — сэндвичи, хот-доги и редкие для Винницы пряные израильские закуски, а еще вкусный кофе, который уже оценили жители близлежащих домов. Как говорит Татьяна, местоположение заведения достаточно выгодно, поэтому «Локдаун» просто обречен на успех.

«Муж по образованию повар. Работал в ресторанах Израиля, затем в двух известных заведениях Винницы, но все время бредил идеей открыть собственное заведение. Когда начался карантин, он вынужден был уволиться с работы и уже думал ехать на заработки за границу, но товарищ сказал: «Пока заработаешь средства, пройдет много времени, вместо этого мог бы открыть кафе и уже получать прибыль». Мы прислушались. В начале февраля нашли помещение, оформили необходимые документы и открылись для посетителей, — рассказывает женщина. — В заведении работаем мы с мужем и еще взяли на подмогу бариста. Сегодня к нам можно прийти, вкусно перекусить и выпить кофе. Меню довольно оригинальное. К примеру, предлагаем хот-доги с телячьей колбаской, релишом из соленого лимона и яблочным чатни. Такого перекуса в Виннице не найдешь. Вскоре, надеюсь, выйдем на доставку. Тогда наши блюда смогут заказывать все жители города. Заведение небольшое — на несколько столиков, а доставка позволит охватить больше клиентов. Мотивирует двигаться вперед давняя мечта — иметь что-то свое. Мы уверены в том, что наша идея, оригинальное меню заведения понравятся жителям, «Локдаун» будет рентабельным и ежедневно обрастать новыми посетителями».

«НЕ КЛИЕНТЫ КО МНЕ, А Я К КЛИЕНТАМ»

С первых дней карантина, когда в стране массово начали закрываться рестораны, Инна Егорова воспользовалась моментом и переориентировала свой бизнес. 16 лет она руководила одним из кафе Винницы, имела опыт работы и барменом, и официанткой, и поваром. Поэтому когда заведение пришлось закрыть, а людей распустить, женщина решила наладить производство полуфабрикатов на доставку. Первыми клиентами стали бывшие посетители, которые знали меню заведения и доверяли хозяйке. А дальше заработало «сарафанное радио» — и за год доставка полуфабрикатов от Инны вышла в топ лучших сервисов Виннице.

«Для меня было приятной неожиданностью, когда на Фейсбук-странице «Белый список Винница» провели опрос, у кого лучшие полуфабрикаты, — и моя продукция получила больше положительных отзывов. Это означает, что этот тяжелый год я хорошо поработала. Хотя теперь не клиенты ко мне, а я к клиентам начала ходить, — отмечает Инна. — Когда кафе закрылось, я не стала ждать лучших времен, сама стала к плите и сохранила репутацию, пусть и переориентировала бизнес. Будем ли открывать заведение для посетителей, не скажу — все зависит от ситуации, пока она не стабилизируется, наше кафе не выйдет на окупаемость. Поэтому пока без резких шагов. Единственное — на осень мечтаю открыть магазин с полуфабрикатами, чтобы можно было осуществлять торговлю на месте и параллельно работать на доставку».

«ВЫИГРЫВАЮТ ТЕ, КТО МОЖЕТ ПРИСПОСОБИТЬСЯ»

Председатель общественной организации «Ассоциация специалистов по управлению персоналом Винницкой области» и основательница одного из кадровых агентств Вероника ЛЕБЕДЕВА рассказывает, что карантин сказался практически на всех отраслях бизнеса. Чувствовала его влияние и ее компания, потому что во время карантина заказ на поиск персонала уменьшился. Пришлось почти вдвое сократить штат сотрудников, но благодаря тому, что агентство быстро переориентировалось на другие сферы бизнеса и выработало новую базу партнеров, количество сотрудников в штате на сегодня значительно возросло.

ВЕРОНИКЕ ЛЕБЕДЕВОЙ С НАЧАЛА ПАНДЕМИИ ПРИШЛОСЬ ПОЧТИ ВДВОЕ СОКРАТИТЬ ШТАТ СОТРУДНИКОВ, НО БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО АГЕНТСТВО БЫСТРО ПЕРЕОРИЕНТИРОВАЛАСЬ НА ДРУГИЕ СФЕРЫ БИЗНЕСА И НАРАБОТАЛО НОВУЮ БАЗУ ПАРТНЕРОВ, КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ В ШТАТЕ НА СЕГОДНЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВОЗРОСЛО

«Мы работаем на заказ работодателя и ориентируемся исключительно на украинский бизнес, то есть за границу никого не трудоустраиваем. Когда спрос на наши услуги упал, мы руки не опустили, а переориентировались на других клиентов. Если до карантина это в основном были производственные предприятия, то во время карантина мы начали работать с аграриями, врачами, логистами. То есть изменили вектор и не прогадали, потому что на сегодня выигрывают те, кто может приспосабливаться, — говорит Вероника Лебедева. — Если бизнес «не переобуется», а будет ждать, он не сможет удержаться на плаву. Поэтому советую людям, которые имеют бизнес-идею или желание, стартовать уже сейчас. Почему? А так как сейчас многие игроки уйдут с рынка. И не от того, что идея не прибыльная, нет рынка сбыта или сильные конкуренты, то есть не по объективным причинам, а, скорее, по субъективным. Я замечаю, как закрываются предприятия, имеющие большой потенциал. Конечно, на их место придут другие. Поэтому если есть идея, то надо ее реализовывать, даже если нет стартового капитала. Сейчас это не проблема. Можно воспользоваться грантом или взять кредит. Объективных причин для того, чтобы не стартовать, я не вижу».

К слову, по данным платформы Opendatabot,  с марта 2020 года по март 2021-го в Украине закрылось 215 300 ФЛП. Это почти на 50 000 закрытых бизнесов больше, чем в аналогичные месяцы 2019-2020 годов. Больше всего предприятий закрылось в сферах складского хозяйства и транспорта (почти 11 тыс.), оптовой торговли (5,6 тыс.), телерадиовещания (2,69 тыс.). Количество людей, которые решили открыть ЧП во время карантина, составляло 240 900, что на 5000 меньше, чем в аналогичные месяцы до карантина. Больше всего новых ФЛП открылось в сфере программирования (более 30 тыс.), предоставления информационных (6,39 тыс.) и других индивидуальных услуг (5,44 тыс.). Также активно открывались ФЛП в сфере доставки и здравоохранения.


ЮГ

Любовь к кофе, городу и своему делу

Секреты успеха херсонского кафе во время работы в карантинные времена

В течение нескольких последних лет в Херсоне появились десятки новых кофеен. От простых киосков до стильных кафе с хорошим дизайном интерьера, оборудованием и обученным персоналом. Можно говорить о настоящем буме на кофе.

В то же время ценители этого напитка среди местных заведений, скорее всего, порекомендуют вам 5-7 локаций, в которых вас удивят особым кофе, десертами или классной атмосферой.

Во время карантина кофейням, как и другим заведениям, было непросто. Локдаун заставил всех измениться. Или закрыться. В некоторых случаях — навсегда. В этой рубрике мы общаемся с представителями малого бизнеса, которые смогли выстоять, приспособиться и являются примерами историй успеха. И наша цель — не реклама, а поддержка и образец для социально ответственных предпринимателей.

Один из таких в Херсоне — Prostir.сoffee. Как они себя называют, «это технологическое кафе, где можно выпить кофе, отремонтировать гаджет или провести мероприятие». Заведение основали две семейные пары: Иван с Анной и Константин с Полиной. С тремя владельцами встречаемся в их пространстве на улице Театральная.

ПОЧЕМУ КАФЕ

«Прежде всего мы все любим кофе, и нам не хватало в Херсоне качественной кофейни с зерном высокого уровня. Поэтому решили такую открыть. Хотя я больше специалист по ИТ, менеджерским штукам, а Костя специалист по кофе. У нас получилась классная синергия. Мы постарались, вложили душу, Костя продал машину, я что-то продал... и сделали из этого мертвого помещения уютное пространство своими руками», — отвечает на мой вопрос Иван Понюк.

ДВЕ ХЕРСОНСКИЕ СЕМЬИ ОСНОВАЛИ ЗАВЕДЕНИЕ, «ГДЕ МОЖНО ВЫПИТЬ КОФЕ, ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ГАДЖЕТ ИЛИ ПРОВЕСТИ МЕРОПРИЯТИЕ»

Кофеен много, но не все владельцы углубляются в тонкости: почему тот или иной кофе действительно хорош, как это понять, как выбрать «свой» кофе, каковы секреты обжарки, происхождения, способы заваривания и тому подобное.

Константин Дудченко говорит, что одна из их миссий — поднимать уровень культуры потребления кофе, вести просветительскую работу в этой теме.

«Я в кофейной теме с 2013 года. С тех пор я хотел, чтобы в Херсоне был такой уровень заведения, как в Киеве или других европейских городах. И чтобы у херсонцев было это понимание. От этого выиграют все, — говорит Костя. — Вместе с тем у многих остается стереотип, что кафе — это прибыльный бизнес, где минимум вложений: взять помещение, поставить машину, человека и деньги потекут в карман. Но это не так. Если ты хочешь идти вперед, то нужно бежать».

«Эта кофейня является симбиозом нас всех, и каждый приносит в нее что-то свое. Это прежде всего хорошее открытое пространство, где приятно находиться. А также события, которые здесь происходят: благотворительные акции, обучение. Это площадка для встреч, презентаций», — поддерживает разговор Анна Понюк.

КАК ИЗМЕНИЛИСЬ НА КАРАНТИНЕ

«Мы были первыми, кто закрылся на карантин в прошлом году. Сразу написали об этом в соцсетях, объяснили, как будем работать дальше. Это было трудно, но мы должны были беречь себя и клиентов», — говорит Иван.

На тот период в заведении полностью перешли в режим работы «на вынос», переформатировали меню, упаковку еды, организовали доставку. Полностью реорганизовали сайт, сделали из него магазин, чтобы быть «максимально близкими к клиентам онлайн.

«Конечно, было проседание по прибыли. Есть эмоциональный фон, есть финансовый фон — мы понимаем, что кофе не первоочередной продукт для людей. Но это позволило выжить, платить работникам зарплату, налоги, аренду. И мы гордимся тем, что от нас никто не ушел за это время, то есть мы доверяли работникам, поддерживали, и они отблагодарили своей преданностью делу», — добавляет Иван.

«Также во время локдауна в прошлом году мы угощали бесплатным кофе медиков и полицейских. Чувствовали, что необходима поддержка. Люди удивлялись, спрашивали, как они докажут, что являются медиками. На что мы отвечали: верим вам на слово, — рассказывает Аня. — Приезжали кареты скорой помощи, выходили медики, все брали кофе. В общем, более 6 тысяч чашек кофе мы раздали таким образом. Думаю, это круто, потому что это было искренними, мы чувствовали общее единство и то, что мы необходимы людям».

Несмотря на высокую конкуренцию и карантин, команде Prostir.сoffee удалось открыть еще одну маленькую кофейню в Таврическом микрорайоне Херсона. К слову, в этом квартале минимум 5-6 подобных заведений. Однако это не остановило наших собеседников.

«Возможность локдауна мы использовали для эволюции, самообразования. Почувствовали, что там есть потребность в нашем кофе. Хотя за этот период минимум три хороших кафе прекратили работу. Карантин показал слабые стороны бизнеса. И если завтра у нас снова будет жесткий локдаун, будем соблюдать все нормы, работать на вынос, будем стараться вакцинироваться», — объясняет Иван.

РЕЦЕПТЫ УСПЕХА

«Думаю, рецепт в том, что мы верим в собственное дело и нашу команду, мы были гибкими, смогли принять неизбежные изменения и использовали их разумно. Также много анализируем рынок и отзывы клиентов, максимально реагируем на них», — отмечает Костя, и партнеры с ним соглашаются.

«Еще важна наша локальность и нас всегда можно здесь найти или написать в соцсетях. Человек приходит и говорит: «Я хочу черный хлеб, а не белый». Хорошо, мы записали», — говорит Анна.

«Уделяем внимание популяризации Херсонщины. Распространяем интересную литературу о регионе, путешествиях. Делаем пространство комфортным для детей. Создали небольшой единственный музей техники Apple в городе. Работаем над различными мелочами, фишками. И как бы дальше не сложилось, мы будем трудиться с мыслью о Херсоне, о комфорте наших гостей», — подчеркивает Иван.

Еще один секрет от владельцев кафе — заниматься своим направлением, не мешать партнеру, а максимально способствовать. Поскольку решение принимает не один человек, то ребята разделили свои обязанности и направления. Кто-то занимается только кофе, кто-то управленческими делами или коммуникацией и тому подобное. Говорят, бывают споры. Но потому, что они постоянно в процессе и живут им, то находят взаимопонимание.

КОФЕ

Конечно же, один из важнейших секретов — качественный кофе.

«Мы не можем заставить вас пить капучино вместо американо с молоком. Мы можем только объяснить преимущества и предложить. Кстати, на сайте мы рассказываем о способах заваривания и о том, как приготовить вкусный кофе дома. И на каждой пачке есть qr-код, который выводит на рассказ именно об этом кофе. Это опять же к вопросу образования и кофейной культуры, — говорит Константин. — Относительно отбора кофе важный критерий: это должно быть зерно, обжаренное в Украине. Тогда кофе будет свежим и вкусным. А средства от всей цепочки от доставки до клиента останутся в нашей стране. Второй момент — коммуникация с теми, кто обжаривает, предоставление обратной связи, чтобы в случае, например, пережарки, он мог исправить ситуацию».

Также в заведении создали полку с кофе от лучших производителей Украины. На нее непросто попасть, ведь отбираются образцы, которые имеют определенную историю и ценность.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, Олеся Шуткевич, Винница, «День», фото предоставлены собеседниками Иван Антипенко, «День», Херсон, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ