Воли украинского народа к самостоятельной жизни не погубят ни враждебные тюрьмы, ни ссылки, потому что Украина является недостижимым бастионом героев и борцов
Евгений Коновалец, украинский военно-политический деятель, организатор ОУН

Хотин и «Битва наций»

12 мая, 2011 - 19:54

Хотин, и вправду, город уникальный. Много ли городов Украины могут похвастаться тысячелетней историей? Да еще какой! Или тем, что он не раз становился объектом для художественно-литературных произведений классиков? «Оду... на взятие Хотина в 1739 году» написал Михаил Ломоносов, заключительные сцены романа «Пан Володиевский» Генрика Сенкевича происходят именно в Хотине. О Хотинской битве в 1621 году писали в своих художественных произведениях Осип Маковей, Зинаида Тулуб и другие украинские авторы. В этом городе, точнее в Хотинском замке, снято немало кинофильмов — «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Три мушкетера», «Черная стрела», «Стрелы Робин Гуда» и другие.

Истоки истории Хотина восходят еще к княжеским временам. Первое упоминание о городе датируется 1002 годом. Тогда Хотин был пограничной крепостью на рубеже Руси. Именно пограничный статус в значительной степени определял судьбу города.

Во времена существования Галицко-Волынского княжества Хотин входил в его состав и был форпостом юго-восточных земель. Когда возникло Молдавское княжество, эта твердыня вошла в его состав. Случилось это в конце ХІV века. Здесь следует кое-что объяснить. Молдавское княжество фактически было наследником политических традиций Галицко-Волынского государства. Да и в этническом плане население его было смешанным — рядом с молдаванами добрую половину составляли русины-украинцы. А официальным языком государства до XVII века был церковнославянский. Хотин же в XV—ХVI вв. стал резиденцией молдавских хозяев. Также в Хотине проходили наибольшие в Молдавском княжестве ярмарки, доходы от которых в основном и формировали бюджет этого государства. Считается, что именно под Хотином воевал легендарный украинский князь Дмитрий Байда-Вишневецкий, который хотел стать молдавским хозяином. Здесь его схватили и отсюда отвезли к туркам в Константинополь, где он принял мученическую смерть.

Хотин неоднократно штурмовали польские войска, желая захватить этот важный военный объект. В конечном итоге, им это удалось в 1615 г. После проигранной Цецорской битвы в 1620 г., когда турки нанесли полякам сокрушительное поражение, Хотин стал главной защитой для Речи Посполитой от турецкой экспансии. Именно здесь в сентябре-октябре 1621 г. состоялась одна из наибольших битв средневековой Европы — Хотинская. 200-тысячной турецкой армии противостояло 35 тысяч польских воинов и 40 тысяч украинских казаков. Последними командовал Петр Конашевич-Сагайдачный. Можно считать, что именно казацкие войска и гетман Сагайдачный сыграли решающую роль в этой битве, остановив продвижение турков. Кстати, в настоящее время около Хотинского замка находится памятник Сагайдачному. Не скажу, что это шедевр. Но хоть какая-то память о казацком гетмане.

Под Хотином полякам и казакам везло. В 1673 г. коронный гетман Ян Собеский во главе 30-тысячной армии, в состав которой входили и казацкие отряды, разгромил 40-тысячную турецкую армию. Со временем этот полководец стал польским королем. И все же туркам в начале XVIIІ века удалось закрепиться в Хотине. В 1712—1718 гг. французские инженеры, выполняя заказ турков, реконструировали Хотинскую крепость, придав ей «европейский вид». Собственно, нынешний ее «образ» в значительной степени обусловлен этой реконструкцией.

В XVIIІ веке за Хотин вели войну россияне. Правда, лишь после русско-турецкой войны 1806—1812 гг. город перешел к Российской империи, став уездным центром Бессарабской губернии. Неудивительно, что русские стремились русифицировать город и оставили здесь свои следы. Так, на территории крепости даже умудрились построить православный храм Александра Невского. Не будем говорить, что он не совсем вписывался в архитектурный ансамбль Хотинской твердыни. Поражает другое — именем какого русского святого назвали церковь. Ведь известно, что князь Александр Невский верно служил татарским завоевателям. А именно под стенами Хотинской крепости украинцы, поляки, в конечном итоге, и русские не раз воевали с татарами и турками.

XX век тоже не принес хотинцам покоя. Первая мировая война, оккупация города румынскими войсками, антирумынское восстание в Хотине в 1919 году, жестокое его подавление, междувоенная оккупация города Румынией, сомнительное «освобождение» советскими войсками в 1940 г., потом снова в 1941-м — румынская оккупация, еще одно советское «освобождение» в 1944 году, которое принесло сталинские репрессии.

Словом, не история — настоящий роман!

Закономерно, мне хотелось побывать в этом легендарном городе. В настоящее время Хотин — районный центр Черновицкой области. Правда, он несколько отличается от большинства других городов и городков Буковины. Не нужно забывать, что основная часть территории упомянутой области, в том числе Черновцы, входила в состав Австрийской империи, была ее коронным краем. Поэтому здесь и до сих пор чувствуется шарм европейскости. А Черновцы вообще называли маленькой Веной. Относительно Хотина, то он, как отмечалось, оказался в составе России. И в архитектуре города больше «русского духа». Однако крепость — это действительно жемчужина оборонной архитектуры. Хотя сохранилась она лишь частично.

Попасть в Хотин удалось как раз в «день солидарности трудящихся». Собственно, в городе, вероятно, немногие вспоминали, что есть такой праздник. Здесь был свой праздник. Уже несколько лет хотинцы проводят фестиваль «Битва наций», во время которого соревнуются команды рыцарских клубов из разных стран мира. Подобные фестивали в Западной Европе не новость, и проходят они в старинных западноевропейских замках, привлекая тысячи туристов. Во время таких фестивалей не только соревнуются рыцари, но и проходят выступления художественных коллективов, которые исполняют средневековые песни, старинные танцы. Словом, пытаются воспроизвести дух средневековья. У нас, скорее, такие фестивали исключение, а не правило. И хотинская «Битва наций» как раз является таким приятным исключением.

На первомайские выходные Хотин стал местом паломничества для многих любителей старины. Проехать к крепости на автомобиле было просто невозможно. Уже за два километра до нее негде было припарковаться. Пришлось это расстояние преодолевать пешком. Хотя в этом были свои преимущества. На пути следования разные умельцы продавали изделия: вышивки, своеобразные этнические сувениры, экологически чистое мыло без химии, мед, медовуху. Словом, чего только не было!

На территории самого замка можно было встретить тысячи людей. Благо — территория вокруг крепости огромна. Поэтому никто не толкался. Места всем хватало.

Когда я там очутился, у меня сложилось впечатление, что нахожусь на съемках кинофильма о средневековых временах. Десятки рыцарей в доспехах, множество людей, в том числе женщин, в средневековых одеждах, огромная территория, заставленная «средневековыми» палатками, средневековая музыка, танцы. И, конечно, ожесточенные рыцарские бои. А рядом люди в современной одежде, которые с интересом созерцают это действо, фотографируют. По данным организаторов фестиваля, к ним приехало около тысячи «средневековых» участников. Это члены рыцарских клубов и их болельщики из семи стран мира — не только Украины, но и Беларуси, Польши, России, Германии, Италии и даже из далекой Канады. Похоже, фестиваль становится популярным, а Хотин превращается в серьезный центр туризма. Вот если бы еще дороги построить и заняться туристической инфраструктурой. Но это уже пожелание.

Хорошо и так. Потому что во многих других местах Украины, где есть старинные замки, такого и близко нет. Хотя должно бы быть.

Петр КРАЛЮК. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ