Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бабель и машина смерти-2

Знаменитый писатель о коллективизации и разрушении первооснов жизни
03 декабря, 10:54
ПРЕСТУПНАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ ЛИШИЛА МИЛЛИОНЫ УКРАИНСКИХ КРЕСТЬЯН ПЕРВООСНОВ ЖИЗНИ

Окончание. Начало «День», №№141-142

Бабель — и стилистически, и через точный исторический анализ (хотя рассказ, напомним, был написан в том же 1930 году, когда и происходят все ужасные события) показывает: все эти Житняки, Моринцы, Ивашки, Назаренко — это изверги. Но эти изверги победили. По крайней мере, им так кажется. В этом и заключается суть трагедии.

Бабель воспроизводит жуткую картину: после того, как Иван собственноручно убивает кобылу-кормилицу семьи (которая была жеребой), «из дому, спираясь на палку, вышла старуха в холстинных штанах. Желтые волосы облегали дыры ее щек, рубаха висела, как саван, на плоском ее теле. Старуха ступила в снег мохнатими чулками. — Кат (снова украинское, удивительно точное, слово. — И.С.) — отнимая топор, сказала она сыну — ты отца вспомнил? Ты братов, каторжников, вспомнил? (Здесь можем увидеть отдельный, впечатляющий и пространный, сюжет, которого хватило бы, пожалуй, для целого большого романа — однако Бабель писал не романы, а небольшие рассказы-шедевры).

И дальше — строчки, после прочтения которых буквально — мороз по коже.

«Во двор набрались соседи. Мужики стояли полукругом и смотрели в сторону. Чужая баба рванулась и завизжала.

— Примись, стерво, — сказал ей муж. Иван стоял, опершись в стену. Дыхание его, гремя, разносилось по двору...

— Я человек, — сказал вдруг Иван окружившим его, — я есть человек, селянин...Неужто вы человека не бачили?..».

Топор. Зарубленная кобыла («Помиримось, дочка...»). Уничтожение дома, семьи, имущества, всего мира... Самоуничтожение — чем вам, изверги, лучше никому не достанется добро, которое я зарабатывал черными руками, каторжным трудом — так решил Иван Колывушка. В то же время до Ивана доходит адский ужас содеянного: дочку убил... Поэтому «дыхание его, гремя, разносилось по двору».

Вечером из ворот дома Колывушки выплыли сани. «Женщины сидели на тюках, как окоченевшие птицы... Воз проехал краем села и утонул в плоской снежной пустыне. Ветер мял снизу и стонал в этой пустыне, рассыпая голубые валы. Жестяное небо стояло за ними. Алмазная сеть, блестя, оплетала небо...». «Жестяное небо» — какой сильный эпитет нашел Бабель для символического воспроизведения трагедии. А над ним — алмазная сеть звезд...

Гибель крестьянского мира, гибель людей, которые издревле кормят Украину — вот о чем «Колывушка» Бабеля. «Я человек — вдруг сказал Иван...» Это говорит крестьянин, мужик, который, казалось бы, о таких «высоких материях» не так часто задумывается. Человек убил «дочку» — никого больше у Ивана не осталось — и тогда страшно застонал: «Я есть человек, селянин...неужто вы человека не бачили?»

А мужики все понимают — сочувствуют Ивану — смотрят в сторону (не простая, совсем не простая деталь, воспроизведенная Бабелем...). А дальше — уже не только сама хата Колывушки, а весь народ, как «окоченел». Ивашко из РИКа (помните его: он появляется в первых же строках произведения) созывает «собрание» крестьянского актива, которое должно утвердить образование колхоза и одобрить «раскулачивание». Но собрание упорно молчит... Торопливо формируется тройка «ответственных» на собрании (уже чисто сталинская «тройка») — тот же Ивашко, глава колхоза Евдоким Назаренко, батрачка по фамилии Мовчан. И еще — уже показанный автором Адриян Моренец.

Так, из Кремля тогда, в 1930-м, доходили в Харьков, в ЦК КП(б)У драконовские директивы о «раскулачивании», о коллективизации. Из Харькова эти директивы немедленно передавались на места. Но чтобы эта людоедская политика сталинского режима была реально выполнена — нужны были исполнители в областях, районах, селах... Кто сознательно шел в Сибирь, отказываясь совершать преступление, кто стрелялся, но много (слишком много!) находилось тогда таких «исполнителей». Вправе ли мы осуждать их за стремление выжить? Более того: вправе ли мы не усвоить эти страшные уроки сегодня? Речь идет о том, что бессильное повиновение Злу губит множество невинных жизней... История наказывает за такие невыученные уроки беспощадно, без сочувствия.

Самая большая боль Бабеля — это то, с какой обреченностью украинское село приняло этот удар (по крайней мере, так он это видит; сейчас, из достоверных документов, известно о тысячах восстаний в разных областях Украины — люди отстаивали свое право на жизнь с оружием в руках. Однако силы были неравные — украинское государство было подавлено еще более десяти лет назад.

Бабель пишет: «Прибой накатывался и плескал в Великую Старицу. По разломившейся улице повалила толпа. Безногие катились впереди нее. Невидимая хоругвь реяла над толпой». (Возможно, примерно так в древние, библейские времена описывался Апокалипсис — Конец Света).

И дальше писатель рассказывает: «Добежав до сельрады — люди сменили ногу и построились. Круг обнажился среди них, круг вздыбленного снега, пустое место, как оставляют для попа во время крестного хода. В кругу стоял Колывушка в рубашке навыпуск под жилеткой, с белой головой. Ночь посеребрила цыганскую его корону, черного волоса не осталось в ней. Хлопья снега, слабые птицы, уносимые ветром, пронеслись под потеплевшим небом».

«— Скажи , Иване, — произнес один старик, — скажи народу, что ты маешь на душе...».

И дальше шепот Колывушки, поседевшего за эту ужасную ночь»Куда вы гоните меня, мир... Я рожденный среди вас, мир...»

«Ворчание проползло в рядах»... Что оно значило? Адриян Моринец выразил его, хотя «вопль не мог вырваться из могучего его тела, низкий голос дрожал: «Нехай робить... Чью долю он заест?».

Бабель обращает внимание читателя на физические усилия, с которыми произнесены эти слова. По сути, это приговор (устами не кого-то, а именно великана Моренца!) государственной политике, которая якобы производится «в интересах трудового народа(!!)». Мужики, напуганные, молчат — однако очень много разглагольствует глава колхоза горбун Житняк. Внимательно вчитаемся в его слова: «Перемена нашей жизни, в чем она есть, ця перемена?». И дальше — злокачественное словоблудие, за которым костлявая рука смерти: «Разве это не позор, разве ж то не ганьба, что, существуя в яких-нибудь шестидесяти верстах от центрального нашого миста (мабуть, йдеться про КиЇв. — И.С.) — мы не поладили господарства на научных данных? Очи наши были затворены, селяне, утекать мы утекали сами от себя...». Именно в этот момент на собрании появился Иван Колывушка. «Он подошел к столу, за которым сидел президиум — батрачка Ивга Мовчан, председатель Евдоким и безмолвный Адриян Моринец. — Мир, — сказал Колывушка, протянул руку и положил на стол связку ключей, — я увольняюсь от вас, мир... Железо, прозвенев, легло на почерневшие доски. Из тьмы вышло искаженное лицо Адриана. — Куда ты пойдешь, Иван? — Люди не принимают, может, земля примет...».

«Он подошел к столу, за которым сидел президиум — батрачка Ивга Мовчан, голова Евдоким и безмолвный Адриян Моринец. — Мир, — сказал Колывушка, протянул руку и положил на стол связку ключей, — я увольняюсь от вас, мир... Железо, прозвенев, лягло на почерневшие доски. Из тьмы вышло искаженное лицо Адрияна. — Куда ты пойдешь, Иване? — Люди не приймают, может, земля примет...».

«— Номер, — взвизгнул Ивашко, как только дверь закрылась за Иваном, — самая провокация. Он за обрезом пошел, он никуда, кроме как за обрезом, не пойдет...» Принято решение : «нарядить стражу у Колывушкиной хаты. В стражники выбрали Тымыша, виконавця... Наутро Тымыш донес, что проишествий не было».

А теперь — послушаем голову колхоза. «Чем нам теперь глотку запхнешь, — разглагольствовал Житняк между делом, — нам теперь все на свете нужно...Дождевиков искусственных надо, распашников надо пружинных, трактора, насосы... Это есть ненасытность, селяне... Вся наша держава есть ненасытная». Возможно, эти слова являются ключевыми в рассказе!).

Как поступить с Иваном — горбун-голова уже для себя решил: «Ты к стенке нас ставить пришел, сказал он тише, кровь ушла из его лица, — ты тиранить нас пришел белой своей головой, мучить нас — только мы не будем мучиться, Ваня... Нам это — скука в настоящее время, мучиться...».

«Горбун придвигался на тонких вывороченных ногах. Что-то свистело в нем, как в птице. — Тебя убить надо, — прошептал он, догадавшись, — я за пистолью пойду, унистожу тебя...

Лицо его просветлело, радуясь, он тронул руку Колывушки и кинулся в дом за дробовиком Тымыша. Колывушка, покачавшись на месте, двинулся. Серебряный свиток его головы уходил в клубящемся потоке хат. Ноги его путались, потом шаг стал тверже (впереди — восстановление сил для жизни! — И.С.). С тех пор никто не видел его в Великой Старице».

В «победном» тридцатом» (который прокладывал путь к адскому тридцать третьему) Бабель, как действительно великий писатель, увидел всю пропасть сталинского аморализма. Всю ненависть палачей к своим жертвам — и растущий страх палачей перед своими жертвами. Именно это делает небольшой по объему рассказ Бабеля (всего 6 страниц) нетленным шедевром литературы. И именно поэтому «Колывушка» был впервые напечатан только в 1963 году в Нью-Йорке — один из экземпляров произведения друзья Бабеля чудом сумели передать за границу. Это произошло спустя 23 года после того, как писатель был замучен чекистами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать