Эгоизм - первопричина рака души.
Василий Сухомлинский, известный украинский педагог

Что Земля? Завоюем Вселенную!

К 100-летию Главного Конструктора космонавтики
12 января, 2007 - 19:09
КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА ПЕРЕД СТАРТОМ / С.П. КОРОЛЕВ. ФОТО 1960 года ДОМ В ЖИТОМИРЕ, ГДЕ РОДИЛСЯ С.П. КОРОЛЕВ

Дочь Сергея Королева вспоминает, как отец страстно убеждал ее, что совсем скоро наступит время не просто космических полетов, а космического движения: поездов, межпланетных станций-вокзалов... Ей казалось это фантастикой, чем-то далеким во времени и совсем неосуществимым. «Я вижу, что ты не веришь в это, — взволнованно замечал С. Королев. — Но все это обязательно осуществится. И ты сама вскоре убедишься в этом».

Сегодня, когда прошла эйфория от первых попыток человека оторваться от Земли и сделать неуверенные шаги в неизведанную и таинственную бескрайность Вселенной, слова С. Королева, кажется, опять утратили свою убедительную силу. А вместе с тем движение в космические дали продолжается. Поток информации об этом становится все более напряженным, ведь на передний план выступает теперь объективность и аналитика, не оставляя места идеологии и пропаганде. Завоевание Космоса становится более реальной целью человечества.

Поэтому и предлагаемая публикация, возможно, несколько фрагментарная. Причина одна: жизнеописание Главного Конструктора сегодня — многотомный роман, полный драматизма, трагических поворотов и захватывающих сюжетов.

ЛУННЫЙ ПРОЕКТ — ВЫНУЖДЕННАЯ РАБОТА. ОН МЕЧТАЛ О МАРСЕ, ВЕНЕРЕ И ЮПИТЕРЕ

И действительно, теперь, когда открываются все новые и новые страницы жизнеописания Главного Конструктора советской ракетно- космической техники, все более четким становится вывод о том, что он был наиболее преданным сторонником утверждения Константина Циолковского: «Человечество не останется навечно на Земле, а в погоне за светом и пространством сначала трусливо выйдет за пределы атмосферы, а после будет завоевывать все околосолнечное пространство».

Самым преданным — среди участников изнурительного соперничества за лидерство в реализации идей К. Циолковского (а конкретнее — за будущее выживание человечества) и его пророческих предшественников. Изнурительного — в финансово-экономическом отношении, что наконец привело к глобальным геополитическим изменениям — сошел с мировой арены так называемый социалистический лагерь.

Сергей Королев всю свою жизнь до последнего дня подчинил осуществлению цели — сделать первые шаги в спасительную для человечества неизвестность: преодолеть земное притяжение в физическом, а главное — мировоззренческом плане. Первый искусственный спутник Земли (1957), первый космический аппарат, который преодолел земное притяжение («Эхо-1», 1959), первый человек в космосе (Юрий Гагарин, 1961), первые космические аппараты, запущенные к другим планетам («Венера-1», 1961; «Марс-1», 1962). Все это не было бы возможным без его участия.

Соперники на другой стороне планеты также не бездействовали: первое телеизображение Земли из космоса («Эксплорер-6», 1959), первый полет к другой планете с получением информации о ней («Маринет-2» к Венере, 1962), первый человек на поверхности другого небесного тела — Нейл Армстронг («Аполлон-11», 1969)...

Последнего С. Королев не дождался — умер от ракового заболевания 14 января 1966 года.

Но Главный Конструктор был и сыном своего времени. И на его судьбе оставило следы жестокое противостояние идеологий ХХ века и как следствие этого — тоталитарные диктатуры, войны, экологические катастрофы...

Он был сильной личностью, умел сосредоточиваться в себе и помнить об определяющем: предупреждение Учителя — «Земля — колыбель человечества, но нельзя постоянно жить в колыбели. Будущее за колонизацией (заселением) неограниченных пространств Солнечной системы. А когда Солнце охладеет, люди откроют поселения в других благоприятных для жизни мирах».

НА ПЕРЕКРЕСТКАХ СУДЕБ, ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ, ГАЛАКТИК

Поскольку соперничество, противостояние — неизбежное условие движения, то в биполярном (с точки зрения идеологии) мире символами ведущих ракетно-космических направлений исторически стали в Германии, а позже в США Вернер фон Браун (родился в Польше: Вижиск, 23.03. 1912), а в СССР — Сергей Королев (родился в Житомире 12.01. 1907).

Понятно, что говорим о вершинных фигурах космической гонки.

В СССР было несколько исследовательско-производственных центров во главе с В. Глушко, В. Челомеем, М. Янгелем), которые работали на развитие ракетной техники. Подобной была ситуация и в США, где В. фон Брауну долгое время позволяли заниматься только ракетами малой дальности, а основную нагрузку несли на себе ракетчики военно-морских сил (существует аргументированное предположение, что если бы США активно реализовали предложения Брауна, то американцы раньше СССР осуществили бы запуски и первого искусственного спутника Земли, и первого космонавта...).

Кажется, они никогда не встречались лично, но Сергей Королев именно на Вернере Брауне сконцентрировал свою разожженную кремлевской идеологией неприязнь (не будем цитировать «крепкие» выражения советского ведущего конструктора, которые публикуют его современники. И вот почему. В предлагаемой публикации попробуем придерживаться правил этики. Сергей Королев — не просто гений. Это, как говорится, человек из будущего. Масштабность его фигуры и преданность цели жизни делает невозможным низкий стиль выражения. Его непростые отношения с женами, дочерью, коллегами и тому подобное — дело исключительно личное).

Если и коснемся конфликтных ситуаций, то только принципиальных.

Начнем с судьбы С. Королева.

Родился в интеллигентной семье. Отец — выпускник Нежинского историко-филологического института, мать (красавица, умница Мария Москаленко) закончила Нежинскую гимназию. Жили Королевы то в Киеве, то в Одессе. Брак оказался несчастливым. Поэтому Сергей Королев (бабушкин любимец) воспитывался в нежинской семье матери.

Учился будущий конструктор сначала в Киевском политехническом институте, а потом в Московском высшем техническом училище имени Баумана. Диплом защищал у Андрея Туполева. В начале 30-х С. Королев работал, в частности, над созданием крылатых ракет с гироскопическим автопилотом и с гирокомандной системой наведения. Двигатели для этих ракет сконструировал В. Глушко. С именем этой не менее масштабной фигуры советской космонавтики связан первый трагический перекресток судьбы С. Королева.

В 1938 году они оба вместе с коллегами и единомышленниками были незаконно репрессированы. С. Королев работал на золотых сибирских приисках и вследствие этого до конца своих дней ненавидел золото.

Противоречивые документальные свидетельства тех времен не открывают тайн отношений С. Королева и В. Глушко, но они не могли нормально сотрудничать, а в конце жизни совсем разошлись.

В начале публикации речь шла о том, что все мы — дети своего времени.

И Королев, и Глушко были среди тех, кто понимал важность разрешения проблем научно-технического прогресса. Об этом говорил тогдашний советский интеллектуал, маршал Михаил Тухачевский, который как мог, поддерживал развитие, в частности, авиации и ракетной техники. После уничтожения М. Тухачевского оба молодых последователя маршала стали жертвами сталинской тоталитарной машины насилия.

Не принес счастья С. Королеву и брак с одесской красавицей Оксаной Винцентини. Одиноким оставался он, женившись второй раз...

Дочь Главного Конструктора Наталья Королева в своей книге «Отец» описала драматические отношения с самым родным ей человеком. Когда она — юная и бескомпромиссная защитница своей матери, не брала телефонную трубку, отец плакал от своего бессилия и безысходности.

Теперь о политических системах.

Скорее всего, С. Королева можно отнести к лагерю прагматических технократов. Тем более, что его страсть к вечному совершенствованию систем управления, управления всем и вся, фанатичное требование делать именно так, как он решил (потому что это правильно!), была освящена высокой целью: завоеванием для человечества Космоса — спасительного жизненного пространства будущего.

Но родиться С. Королеву выпало в Украине и он не мог избавиться «от рудиментов» нашего исключительного национального характера: мечтательности, романтизма, способности быть постоянно влюбленным...

На 18-летие своей дочери он сказал ей: «Всегда люби наш народ и землю, на которой ты выросла». И если в московской квартире Королевых и ныне живет Украина, наши песни, когда потомки Главного Конструктора волнуются, переступая пороги домов, связанных с его именем — это не может быть случайным. Это закономерность, которая называется наследственностью.

Словом, идеологии для С. Королева существовали на уровне деклараций, которые и он, очевидно, должен был произносить.

Неприязнь же к В. фон Брауну — это неприятие более счастливого соперника в соревновании за сердце самой привередливой женщины — победы.

Тем более что и барон фон Браун, с детства увлеченный идеей полета на Марс, равнодушно воспринимал нацистский политический режим (даже называл А. Гитлера в своем окружении слабоумным идиотом) и все, что связано с ним (формальную принадлежность к нацистской партии, военные звания и тому подобное). Разве С. Королев не был членом КПСС и не носил погоны с большими звездами? По существу, разница здесь в том, что В. Брауну за отказ сотрудничать с Г. Гиммлером пришлось отбыть только краткосрочное заключение в нацистской тюрьме, а С. Королеву — испытать в сталинских застенках нечеловеческие издевательства.

Как известно, оба ракетных конструктора умерли от рака. Когда С. Королеву делали последнюю в его жизни операцию, не могли ввести в его организм наркоз, поскольку у выдающегося ракетчика СССР во время незаконного заключения были разбиты челюсти и рот едва открывался. Кстати, его палач — следователь Шестаков — дожил до нашего времени и в звании полковника имел солидную «заслуженную» пенсию.

Что касается галактических перекрестков.

Сергей Королев свято верил в то, что мы не одиноки в нашей Вселенной. Даже посылал экспедицию во главе с будущим космонавтом Георгием Гречко на место падения Тунгуского метеорита. И когда тот бодро рассказывал по телефону, что экспедиция ничего не обнаружила, приказывал: «Продолжайте поиск обломков космического корабля!»

И ОПЯТЬ ЛУНА. И ОПЯТЬ СОРЕВНОВАНИЕ СУПЕРДЕРЖАВ

После триумфального завоевания США Луны о естественном спутнике Земли как объекте пристального внимания космических исследований до недавнего времени говорили мало. Во всяком случае не так много, как несколько десятков лет назад.

Напомним, что соревнование между США и СССР завершилось убедительной победой первых. Американцы побывали на Луне, позже 12 астронавтов осуществили несколько успешных экспедиций, обогатив науку суперценным исследовательским материалом.

СССР (точнее, его партийные руководители) отделались прежде всего пропагандистскими заявлениями, «самым интересным» из которых является утверждение о том, что Советский Союз никогда не работал над лунным проектом, что для него более важны другие программы и тому подобное.

Что это, мягко говоря, неправда, свидетельствует информация о том, что наследница СССР Российская Федерация сегодня амбициозно декларирует возвращение к нереализованным лунным проектам. В частности, предусматривается создание до 2015 года постоянной базы на Луне и отработке транспортной схемы для доставки на Землю в первую очередь гелия-3 (этот изотоп — высокоэффективное и экологически чистое топливо для термоядерной энергетики. На Луне его не менее 1 миллиона тонн. И этот запас способен полностью обеспечить потребности земной энергетики на целое тысячелетие. И даже больше).

Правда, руководители российской ракетно-космической корпорации «Энергия» ничего не сообщают об источниках финансирования вышеназванных грандиозных намерений (именно об экономической основе развития космонавтики речь будет идти в завершении нашей публикации, потому что исключительно это обстоятельство было решающим для реализации прошлых американской и советской лунных программ).

Руководители НАСА (космическое агентство США) объявили о серии лунных экспедиций в 2018— 2020-х годах длительностью от нескольких недель до полугода.

Это интересные заявления. Хотя сегодня понятно, что никакого соревнования за успешное завоевание космоса уже не будет. Слишком велика разница в экономическом (а следовательно, научном) потенциале двух стран. Есть сообщения о лунных планах других стран, в частности, Китая, который в последние десятилетия успешно реализует свою космическую программу.

Но в связи со сказанным выше, никак нельзя не вспомнить о Сергее Королеве, его вклад в советский лунный проект огромен. Хотя, повторюсь, сам Главный Конструктор реализовывал лунную программу, как говорят, с холодным сердцем.

Преемник С. Королева на посту руководителя советских ракетно- космических проектов В. Мишин утверждает, что никаких публичных заявлений в отношении лунных программ Главный Конструктор никогда не делал, это «творили» за него журналисты. Очевидно, С. Королев реалистически оценивал финансовые возможности СССР и США. Американцы израсходовали на полет на Луну 40 миллиардов долларов.

Старшее поколение хорошо помнит хрущевские времена, когда СССР закупало за советские золотые запасы зерно в Канаде и США, пустые полки в магазинах и очереди везде, где что-то можно было приобрести.

Вместе с тем действительно громом средь ясного неба стал для американцев полет в космос Юрия Гагарина.

Кстати, именно это событие инициировало реализацию в мире множества суперпроектов, последствиями чего мы пользуемся сегодня, не задумываясь над историей. Например, создание компьютеров, позднее — интернета и тому подобное.

Словом, космический успех СССР (автор, в первую очередь, С. Королев) вызвал шок у лидеров США. Президент Джон Кеннеди публично заявил, что до конца 60-х годов США реализуют Лунный проект и высадят на искусственном спутнике Земли своего астронавта.

Более того. Зная масштаб финансовых расходов на этот амбициозный проект, Д. Кеннеди с трибуны ООН предложил Советскому Союзу работать вместе и совместно провести лунную экспедицию. Когда это было достигнуто, астронавты Нил Армстронг и Эдвин Одрин кроме флага США установили на Луне табличку с заявлением от имени человечества, что они пришли на Луну с миром. Президент Д. Кеннеди как политик не сдержался и дал идеологическую оценку событию, заявив, что Америка выиграла космическую гонку, следовательно, победит и в холодной войне.

Как теперь выясняется, кроме руководства СССР, никто в Советском Союзе об этом ничего не знал. КПСС строго дозировала информацию и решала: что знать советскому народу, а что — нет. Не были информированы обо всем этом руководители и участники советских космических программ.

Но задание Н. Хрущева надо было выполнять: в год 50-летия советской власти советский человек должен побывать на Луне. Нужно было конкретными делами продемонстрировать преимущества социализма над капитализмом.

Кроме того, Н. Хрущев поставил перед С. Королевым и его коллегами задачу создания военной орбитальной станции, пилотируемой космонавтами, которая бы несла в себе ядерное оружие, нацеленное на США. Эта станция должна была постоянно «висеть» над Вашингтоном и Нью-Йорком.

Ни одна из подобных волюнтаристских задач Н. Хрущева, слава Богу, не была выполнена. Свернули и Лунную программу вследствие неудач с испытательными запусками ракет, которые должны были доставить на Луну советских космонавтов (планировался полет, в частности, А. Леонова). Справедливости ради скажем, что и у американцев было немало проблем: во время испытания корабля «Аполлон» погибли астронавты Гриссом, Уайт, Чаффи. Но Вернер фон Браун обеспечил США успешное осуществление Лунного проекта — его ракеты сработали 100-процентно отлично.

Причин советских неудач довольно много. И субъективных (в первую очередь, некомпетентное вмешательство власти и партийных органов в деятельность космической отрасли, отсутствие согласия между руководителями советской ракетно-космической отрасли СССР, а отсюда — несогласованность действий и тому подобное), и объективных. В первую очередь финансовых.

Завершить нашу публикацию хочется двумя цитатами и короткими комментариями к ним.

«Когда в дождевое июльское утро 1969 года я стоял на мысе Канаверал, провожая корабль «Аполлон», который должен был доставить наших астронавтов на Луну и обеспечить выход первого землянина на лунную поверхность, я думал об одном человеке — украинце Юрии Кондратюке — уникальной выдающейся личности, без которой человечество, даже в совершенстве освоив космические аппараты, еще долго топталось бы на околоземных орбитах. Он заслуживает самой благодарной памяти современников и потомков». Так сказал один из руководителей НАСА Джон Хуболт, который отстоял «лунную трассу Кондратюка» в споре со всесильным Вернером фон Брауном, который видел другой вариант реализации американской лунной экспедиции (Ю. Кондратюк еще в конце 20-х годов предложил полет на Луну, с посадкой на нее лунного модуля с космонавтом на борту и возвращением его на основной корабль, который оставался на орбите).

Коллегами Д. Хуболта во время реализации американской Лунной программы были Н. Яримович и И. Богачевский — сотрудники НАСА (США), украинцы по происхождению.

Поэтому считать ли нам, что мы не причастны к успешной лунной эпопее?

Космонавтика не знает государственных и национальных границ, ведь речь идет о всем Земном Человечестве и его будущем выживании.

Ю. Кондратюк, И. Богачевский, Н. Яримович, С. Королев...

И каждый из них мог повторить вслед за последним, которому принадлежат эти слова: «Лучше ярко вспыхнуть и сгореть, чем нудно и медленно тлеть».

Главный Конструктор в свое 100-летие собственной короткой жизнью убеждает нас в справедливости этих слов.

Виталий АБЛИЦОВ, журналист, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ