Границы разделения-5
Украинские земли, которые Россия не подарила УкраинеПродолжение. Начало читайте «День» №133-134, 135-136, 137-138, 139-140
И все же Кубань сопротивлялась большевикам. По крайней мере, в первой половине 1920-х годов здесь действовали повстанческие отряды.Большевики были против присоединения Кубани к советской Украине, но вынуждены были согласиться на проведение украинизации. Тем более что по переписи 1926 года украинцы составляли 66,58% населения Кубанского округа. Всего же в Кубанском регионе их было более 3 миллионов 100 тысяч человек (45,48% от общего количества населения).
В 1923 году в Краснодаре открыли две украинские школы. Со временем стали переводить на украинский язык преподавания школы в селах и городах региона, даже некоторые техникумы и институты. Появилась украиноязычная пресса, радио. На украинский язык переводилось делопроизводство. Активизировалась украинская культурная жизнь.
Однако все это прекратилось в 1932-1933 годах. Тогда на Кубани, как и на других украинских землях, входивших в СССР, большевики устроили Голодомор. Параллельно с этим в крае начались репрессии против сторонников украинизации. Учеба в школах, делопроизводство были резко переведены на русский язык. Исчезла украиноязычная пресса, радио. В обжитые поселения начали селить россиян с севера. А украинцев Кубани записывать как россиян. Их местный украинский говор начал трактовать как «казацкую балачку», которая якобы является диалектом русского языка.
На Кубани долгое время сохранялись антибольшевистские настроения. Поэтому во время Второй мировой войны многие кубанцы воевали против советской власти. Были они и в отрядах Украинской Повстанческой Армии, и в немецких формированиях. Поэтому население края подверглось жестким репрессиям.
Однако в СССР делали вид, что на Кубани все хорошо. В 1949 году на киностудии «Мосфильм» был снят один из первых советских цветных кинофильмов «Кубанские казаки», пользовавшийся большой популярностью. В нем изображена далекая от реалий счастливая жизнь людей, работающих в колхозах на Кубани. На полях края собирают рекордные урожаи, передовые колхозники награждаются орденами и медалями, на их столах полно всяческой еды (ну чем не отрицание Голодомора-геноцида!). А кубанские казаки, когда-то с оружием в руках сражавшиеся против советской власти, теперь превратились в мирных колхозников, работающих на благо социалистического отечества. И, конечно, общающихся на русском языке.
Именно в те непростые времена, с 1927 по 1949 год, в кубанском городе Ейске проживал выдающийся украинский спортсмен-силач Иван Поддубный (1871-1949). Несмотря на то, что у него было украинское происхождение и он считал себя украинцем, россияне пытались и пытаются представить его «русским богатырем».
Несмотря на русификацию края, население Кубани долгое время сохраняло украинский язык и традиции. Хорошо известный Кубанский казачий хор, существующий с 1811 года и являющийся старейшим (!) хоровым коллективом в России. Значительную часть песен своего репертуара он исполняет на украинском языке.
Хотя во времена советской власти хор несколько раз прекращал свою деятельность, но, как Феникс, восстанавливался снова. Сейчас у него мировая слава. В его честь названа даже небольшая планета — Кубаньхория. Деятельность этого хорового коллектива, несмотря на определенное пророссийское «цензурирование» его репертуара, свидетельствует, что язык кубанцев, их фольклора — не какая-то «казацкая балачка», а язык украинский. Соответственно, их традиционная культура — часть культуры украинского народа.
Интересно отметить, что Краснодарская филармония сейчас носит имя композитора Григория Пономаренко (1921-1996), который имел украинское происхождение и с 1972 года до своей смерти жил на Кубани.
После распада Советского Союза в 1991 г. на Кубани наблюдались попытки создать свои автономные республики, однако они не увенчались успехом. Также тогда активизировалась здесь украинская жизнь — хотя официально украинцы в крае составляют чуть больше одного процента населения. На Кубани появились украинские газеты, издания и общественные организации. В некоторых школах начали факультативно изучать местную «балачку», для чего использовался украиноязычный учебник «Казак Мамай».
Однако говорить о влиятельности украинского движения не приходится. Российские власти сделали немало, чтобы взять под контроль «казацкое возрождение» на Кубани и навязать кубанцам стереотипы «русского мира». Однако украинская власть не проявляла и не проявляет должного внимания к украинцам, живущим за пределами нашего государства.
Неудивительно, что в 2014 году, когда Россия оккупировала Крым и развязала войну на Донбассе, многие так называемые кубанские казаки отправились в Украину поддерживать российские гибридные силы. Хотя были на Кубани и единичные выступления против российских властей в то время. Декларировалось даже восстановление Кубанской Народной Республики.
Например, сейчас существует политическое движение «Малиновый клин», декларирующее создание Кубанского государства, которое имело бы проевропейскую ориентацию. Эту идею его представители пытаются пропагандировать с помощью разных интернет-ресурсов. За это они подверглись преследованиям. И вынуждены были эмигрировать из путинской России. В эмиграции в Финляндии оказался лидер этого движения Дмитрий Доровских. Кстати, последний отлично владеет украинским языком, хотя преимущественно жил на Кубани и Москве.
История Кубани ХХ века — это история этноцида немалой части украинского народа, который осознавал свою украинскость, но который грубо русифицировали и продолжают русифицировать. И об этом не надо молчать.
УКРАИНЦЫ ПОВОЛЖЬЯ
В сознании россиян сформировался устойчивый миф: мол, Волга — это русская река. Как и то, что Крым тоже русский. На самом деле и Поволжье (Надволжье), и Крым — это регионы, которые не имели отношения к формированию русского этноса.
В период Средневековья эти регионы принадлежали Золотой Орде, где в основном преобладали кочевые тюркские этносы. После распада этого государства в XV веке возник ряд ханств, самым мощным из которых было Крымское. Также в Поволжье появились ханства, в том числе Казанское и Астраханское. Последние стали объектом экспансии Московии, стремившейся освоить золотоордынское пространство. В 1550-х годах, во времена правления царя Ивана Грозного, они были покорены московитами.
Однако завоевателям нужно было освоить эти территории, окультурить их, укоренить здесь земледельческое население. Сделать это с помощью россиян-московитов было сложно. И немалую роль в освоении Поволжья сыграли украинцы. Ведь этот регион был степным, как и степи Северного Причерноморья, которые заселили украинский нароод. Поэтому для украинцев поволжские степи оказались как бы «своими».
Заселение украинцами Поволжья началось с середины XVII века. Чтобы организовать оборону от кочевников, московские чиновники начали селить здесь украинских казаков, служивших в гарнизонах волжских городов и на пограничных, так называемых сторожевых линиях. Петр I специально настаивал на том, чтобы здесь поселяли украинцев.
В 1718 году на Поволжье началось строительство сторожевой линии с центром в городе Царицын (нынешний Волгоград). Сюда в 1732 году переселили 537 семей украинских казаков, основавших несколько слобод. Среди них — слобода Дубовка, которая стала центром основанного в 1733 году Волжского казацкого войска, состоявшего из украинских и донских казаков.
Надволжье стало местом миграции украинского казачества, которое в то время подвергалось притеснениям на Гетманщине и Слобожанщине. Для украинцев этот регион как бы стал «новой Сечью». Ведь здесь, несмотря на опасности пограничной жизни, была свобода. А власть государственных структур не особо давала о себе знать.
Не случайно на Поволжье в 1774 году вспыхнуло восстание под предводительством Емельяна Пугача (Пугачева). Этого главаря поддержало Волжское казачье войско, а украинская Дубовка охотно перешла на сторону повстанцев.
В целом, украинский фактор в Пугачевском восстании был одним из главных. Фактически это было восстание украинских казаков вместе с русскими казаками (яицкими, донскими) и тюркскими народами Поволжья, Приуралья, Западной Сибири против русского самодержавия. Поэтому после подавления этого восстания, в 1776 году, Волжское казачье войско было расформировано. Во времени это почти совпало с ликвидацией Запорожской Сечи в 1775 году. Таким образом, Екатерина II решила расправиться с украинской казацкой вольницей.
Несколько позже, чем украинские казаки, на Поволжье появляются украинские чумаки. В 300 километрах к востоку от города Саратова расположено озеро Эльтон, на дне которого есть залежи соли.
Соляной промысел начался здесь еще в XVII веке. В 1747 году добыча соли на этом озере и ее продажа, дававшая большие прибыли, стали монополией царского правительства. Однако доставка соли из Эльтона в Саратов, где существовало специально созданное Соляное комиссарство, было непростым делом. Ведь транспортировать соль постоянно мешали кочевники-калмыки, совершавшие нападения. Поэтому царские чиновники начали использовать украинских чумаков, которые имели опыт такой непростой и рискованной транспортировки. Первыми прибыли сюда чумаки из Харьковщины и Полтавщины.
Во второй половине XVII — начале XIX века на противоположном берегу Волги от Саратова казаки и чумаки основали ряд слобод и хуторов. Среди них наиболее значимой стала Покровская слобода (нине город Энгельс). Кстати, гербом этого города является виол, везущий соль.
Царское правительство предоставило украинским чумакам Поволжья определенные привилегии. В 1797 году их освободили от военных повинностей, налогов, наделили землями, как государственных крестьян приписали «к Эльтонскому озеру». Эти чумаки соствляли отдельное социальное сословие с определенными преимуществами. При этом они поддерживали связи с чумаками Украины, приезжавшими на Поволжье покупать соль, рыбу, другие товары. Большое значение в этих связях играла упоминавшаяся Дубовка, расположенная на перекрестке торговых путей Поволжья и Подонья.
Правда, со временем добыча соли в районе озера Эльтон начала сокращаться. И в 1828 году «эльтонские» чумаки лишились льгот. Они были переведены в категорию государственных крестьян, на них были наложены соответствующие налоги и повинности.
Украинские поселенцы сыграли заметную роль в развитии экономики Поволжья и культуры этого региона. В частности, они способствовали утверждению здесь земледелия, сделали многое для распространения православия.
Продолжение читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»