Чтобы любить - надо знать, а чтобы проникнуть в такую тонкую и необъятную, величественную и многогранную вещь, как язык, надо его любить.
Василий Сухомлинский, украинский педагог, публицист, писатель, поэт

Первое королевство Руси-Украины ХI века

Или Утраченная европейскость
24 октября, 2018 - 16:58

В 2017—2018 годах газета «День» много внимания уделяла становлению и развитию в ХIII—XIV вв. Королевства Руси, главой которого был король Данило. Однако немногие, кроме профессиональных историков, знают, что первое Королевство Руси-Украины было образовано еще в 1075 году Папой Римским Григорием VII. С просьбой дать комментарий именно относительно этого мы и обратились к доктору исторических наук, профессору, академику Академии наук высшей школы, заведующему кафедрой украиноведения, директору Института восточной Европы Виктору Святославовичу Идзьо, автору монографии «Святий Папа Римський Григорій VII — засновник Королівства Руси-України у ХІ столітті» (Івано-Франківськ: СІМИК, 2018. — 28 с.), которая недавно вышла в свет.

— Уважаемый Виктор Святославович, было ли раньше известно профессиональным историкам о том, что один из князей-Рюриковичей был коронован в Риме? Почему это раньше практически замалчивали?

— Действительно, исторической науке известны источники, которые свидетельствуют, что в ХІ в. между великим киевским князем Изяславом Ярославичем, его сыном Ярополком, с одной стороны, и Папой Римским Григорием VII, с другой стороны, в 1075 г. завязались отношения, которые привели к официальной коронации в Риме в этом же году Ярополка на короля Руси-України. Об этом свидетельствует сохранившаяся аутентичная переписка Папы Римского Григория VII с Изяславом Ярославовичем (два письма от 1073 и 1075 г.), а также заключенное между ними соглашение. Все данные документы хранятся в Секретном Ватиканском архиве. При этом письмо от 1075 г. подтверждает факт образования Королевства Руси-України и коронацию Ярополка.

Из-за того, что Русь-Украина приняла христианство от Византии, а также из-за того, что между восточной и западной христианскими церквями в 1053—1054 г. произошел раскол, византийские церковные деятели, философы, историографы, летописцы, доминировавшие в Руси-Украине в ХI—ХIII в., политические деятели, великие киевские князья, а вследствие этого по традиции и некоторые современные историки пытались и пытаются еще и до сих пор этот факт замалчивать. Хотя в научной литературе о факте официальной коронации в Риме Ярополка на короля Руси-Украины указывалось.

— Какие общественные события в Руси привели к акту коронации?

— Из «Руськой летописи» от 22 марта 1073 г. известно, что великий князь Изяслав Ярославич (старший сын Ярослав Мудрого) из киевского престола был изгнан его братьями-князьями Святославом и Всеволодом. Причин этого касаться здесь не будем.

Вследствие этого Изяслав Ярославич вместе с семьей, военной дружиной и большой казной выехал в Польшу, где попросил военной помощи у своего тестя, польского короля Болеслава ІІ Смелого. Однако Болеслав ІІ заключил «Сутейский мирный договор» с новым правителем Киева и Руси-Украины великим киевским князем Святославом Ярославичем и, забрав у своего зятя Изяслава Ярославовича из казны часть сокровищ, выгнал его из Польши. Вследствие этого Изяслав Ярославич отбыл в Германию, где в Майнце провел переговоры с императором Священной Римской империи Генрихом IV, у которого просил военной помощи.

ПАПА РИМСКИЙ ГРИГОРИЙ VІІ (В 1073—1085 ГГ.). ИМЕННО ОН, КАК СЧИТАЕТ ЧАСТЬ ИСТОРИКОВ, ВПЕРВЫЕ ПОЛОЖИЛ КОРОНУ НА ЧЕЛО ПОТОМКОВ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Находясь в Германии, Изяслав Ярославич отправил своего сына — Ярополка — для переговоров с Папой Римскими Григорием VII относительно предоставления ему военной помощи для востановления на киевском престоле. Как подтверждают источники, в 1073 г. в Риме Изяслав Ярославович, вместе со своим сыном Ярополком, был официально принят Папой Римским Григорием VII. В результате этих посещений было заключено «Соглашение об образовании Руського королевства и коронации Ярополка на короля Руси-Украины». Фактически, согласно этому договору, должно было совершаться соправление королевством — отцом Изяславом Ярославичем и его сыном Ярополком.

— Какой основной документ свидетельствует о наличии освящения одного из князей на короля Руси?

— В результате проведенных широкомаштабних политических и религиозных переговоров,  продолжавшихся около двух лет, в 1075 г. Папа Римский Григорий VII образовал и провозгласил на все последующие века «Kоролевство Руси-Украины» и официально короновал в Риме на короля Руси-Украины Ярополка — сына великого киевского князя Изяслава — со всеми королевскими церемониями и предоставленными королевскими регалиями, о чем известил всей Европе. Так, в уже упомянутом выше письме от 17 апреля 1075 г. Папа Римский Григорий VII, обращаясь к «Дмитрию [крещеное имя Изяслава Ярославовича], королю Руси» сообщал, что он «...официально, с соблюдением всех церемониальных требований и предоставления королевских регалий, лично короновал сына Изяслава Ярополка королем Руси и образовал своим эдиктом Королевство Руси», предоставив Ярополку «Руськое королевство, как лен Святого Престола». Перед этим Ярополк принес присягу на верность Святому престолу.

— Какие другие тогдашние документы подтверждают факт коронации?

— Во-первых, это письмо Папы Риского Григория VII от 20 апреля  1075 г. к польскому королю Болеславу ІІ, в котором Папа извещает, что «...призывает польского короля Болеслава ІІ Смелого помочь руському королю Изяславу восстановить его владение в Киеве». В этом же письме Папа упрекал также польского короля Болеслава ІІ Смелого за ограбление Изяслава Ярославича и требовал вернуть ему и его сыну ограбленное имущество.

Во-вторых, известно также письмо Папы Риского Григория VII от 4 октября 1075 г. к рыцарю Вецелину, в котором Папа запрещает этому рыцарю сражаться против руського короля Изяслава Ярославича.

В-третьих, факт коронации Ярополка подтверждает и такой документ, как «Молитвенник Гертруды». Скажу о нем несколько слов отдельно.

Упомянутый молитвенник (он известен также под названиями «Кодекс Эгберта», «Кодекс Трира» или «Кодекс Гертруды») — это иллюстрированная рукопись, созданная в ХІ в., которая сегодня хранится в муниципальном музее города Чивидале (Италия). Сначала рукопись составили монахи аббатства Рейхенау в конце X в. для архиепископа Эгберта из Трира. В середине XI в. рукопись перешла к Гертруде, мужем которой был Изяслав Ярославич. Она добавила к кодексу свой латинский молитвенник (около 90 молитв, вероятно, рукой самой Гертруды), а по прибытии Гертруды в Киев к рукописи были добавлены пять миниатюр византийского письма. В итоге книга стала представлять собой удивительное переплетение византийских и латинских традиций. Так, на одной из этих пяти миниатюр изображена почитаемая киевская икона Богородицы Печерской.

На одной из миниатюр «Молитвенника Гертруды» изображен апостол Петр с ключами, справа от него муж и жена, в богатых порфирных одежах с коронами на головах. Над мужской фигурой есть кириличная надпись «Ярополк», имя женщины не названо (возможно, это его жена Ирина-Кунегунда). У ног Петра лежит склоненная в мольбе вторая женская фигура в княжеской одежде с надписью «мать Ярополка». Следовательно, если можно так сказать, имеем тогдашнюю «фотографию» факта коронования.

Таким образом, в сумме имеем три письменных документа и одну тогдашнюю миниатюру, подтвердающие факт коронования Ярополка на короля Руси.

— Как складывалась дальнейшая судьба королевства?

— В 1076 г., после смерти в Киеве князя Святослава Ярославича, Изяславу Ярославичу и его сыну — королю Ярополку при военной помощи польского короля Болеслава ІІ Смелого удалось вернуться в Киев. Здесь они провозгласить себя первыми королями-соправителями Руси-Украины. Таким образом короли Руси-Украины Изяслав и Ярополк выполнили обещание, которое они дали Папе Римскому Григорию VII. Это обещание заключалось в том, что они утвердят римскую христианскую веру во всем королевстве Руси-Украины.

Дальнейшая судьба королевства Руси-Украины складывалась неблагоприятно. В частности, соправители-короли Изяслав и Ярополк опять были изгнаны из Киева их родственником, братом Изяслава Ярославовича — князем Всеволодом Ярославичем и черниговскими князьями. Однако 15 июля 1077 г. соправители Изяслав и Ярополк в третий раз, очевидно, опять при военной помощи польского короля Болеслава ІІ Смелого, возобновили свое обладание королевством Руси-Украины, которым правили больше года.

— Что известно историкам о жизни и дальнейшей судьбе Изяслава Ярославича?

— 3 октября 1078 г. Изяслав Ярославич в совместной борьбе с братом Всеволодом Ярославичем и черниговскими князьями против половцев погиб в битве при «Нежатой Ниве» под Черниговом. Был похоронен в Киеве в Десятинной церкви.

О личности самоностиго Изяслава Ярославича в «Ипатьевской летописи» сказано:

Был же Изяслав лицом красив, телом велик, незлобив нравом, несправедливость ненавидел, любил правду. Хитрости же в нем не было, ни лукавства, а [был] он прямой умом, не делал зло за зло. Сколько  зла ему причинили киевляне! Самого изгнали, а добро его разграбили — и не воздал он за это злом. Если кто говорит: «Он киевлян изрубил, которые вот высадили Всеслава из поруба», — то не он это сделал, а сын его. А тогда оба брата свои выгнали его, и ходил он по чужой земле, блуждая. А когда опять сидел он на своем столе [и] пришел к нему Всеволод, побежденный, [то] не сказал он ему: «Сколько испытал я от вас обоих зла!» Не воздал он взлом за зло, а утешил его, сказав ему: «После того же, как ты, брат мой, проявил ко мне любовь, ввел меня на стол мой, назвав меня старшим себя, то я не вспомню прежнее зло. Ты мне еси брат, а я тебе, и положу я голову свою за тебя», — что и случилось. Не сказал же он ему: «Сколько зла вы мне оба причинили, а нынче сие тебе приключилося». Не сказал он: «Сие меня не волнует», а взял он на себя печаль братскую, проявил любовь великую, действуя по апостолу [Павлу], который говорит: «Утешайте печали».

Поистине, если и совершил он что-то в мире этом, какой-либо грех, — простится ему, потому что положил он голову свою за брата свойого, не желая ни большей части, ни имущества не желая большего, а за братскую обиду.

Наряду с этим, как утверждают некоторые историки, среди киевлян Изяслав был непопулярным, поскольку не имел энергии и способностей к государственному правлению так, как его отец Ярослав Мудрый, в результате чего и не сумел стать единовластным властелином Руси-Украины.

Его сын, Ярополк Изяславич, официально коронованный на короля Руси-Украины, в результате переговоров и вынужденного примирения с дядей — Всеволодом Ярославичем — унаследовал Володимир-Волынское княжество. После этого большую политическую роль он не играл, выжидая своего времени для восстановления своей королевской власти.

— Виктор  Святославович, по вашему мнению, что Украина могла получить и что потеряла в результате получения, а затем потери возможности быть европейским королевством?

— Поскольку Изяслав Ярославич и его сын Ярополк были первыми в истории Руси-Украины королями (король Роман и его сын король Данило были уже после них), то вместе с потерей ими королевства государство потеряло возможность развиваться в рамках европейского цивилизационного, а, следовательно, и правового поля. Думаю, что последствия этого мы пожинаем до сегодняшнего дня, постоянно сталкиваясь с крайне агрессивными, азиатскими цивилизациями.

А что получила? Получила то, что в наше время можем ежегодно отмечать 17 апреля как дату образования нашего первого руського королевства.

Интервью подготовил Зиновий ПАРТЫКО, г. Львов
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ