«Познав себя, становиться собой»
Взгляд Юрия Липы на «предназначение» украинской женщиныЮрий Липа принадлежит к тем авторам, которых активное отношение к жизни побуждает писать на самые разнообразные темы. В центре внимания этого выдающегося публициста, политического и общественного деятеля, талантливого поэта, идеолога и геополитика всегда была Украина в самых разнообразных ее проявлениях. В конечном итоге, можно смело утверждать, что предназначение Украины (именно так называется одно из самых известных и наиболее интересных произведений автора) волновало Юрия Липу в течение всей его недолгой, однако яркой и многогранной жизни.
Нельзя не согласиться с мнением исследовательницы жизни и творчества Юрия Липы — Светланы Кучеренко, что «творческое наследие врача-писателя-мыслителя стало национальным достоянием — это сотни произведений, от раннего четырехстишия до зрелой историософско-геополитической трилогии, в которой мыслитель, гордый тем, что он — украинец, предложил своему народу собственный вариант ответа на вечные вопросы: КАКИМ ЯВЛЯЕТСЯ МИР ВОКРУГ НАС? КТО МЫ В ЭТОМ МИРЕ? И призвал: ПОЗНАВ СЕБЯ, СТАНОВИТЬСЯ СОБОЙ!».
Именно на такие вопросы призвано ответить и публицистическое произведение Юрия Липы «Українська жінка», напечатанный в журнале «Жінка» в 1938 году. Таким образом, имеем юбилей — 80 лет публицистическому произведению известного украинца Юрия Липы о предназначении украинской женщины в жизни нации. К сожалению, это произведение мало известно широкой общественности.
Эссе «Українська жінка» заслуживает внимания не только через те идеи и рассуждения относительно судьбы и роли украинской женщины в жизни украинского этноса и нации, которые изложены в нем, но и благодаря тому, что это определенная самохарактеристика автора, которая раскрывает его отношение к противоположному полу, или, как сказали бы мы теперь, к противоположному гендеру. Ведь Юрий Липа размышлял и писал именно о социальной роли украинской женщины. А социальную роль женщины и мужчины статей «схватывает» именно категория гендера, а не биологического пола.
Как можно оценить с позиций современной гендерной теории взгляд Юрия Липы на женщину? По моему мнению, можно квалифицировать автора как украинского националиста-феминиста, внимательного и благосклонного к тем эмансипационным процессам, которые шли в цивилизованном мире. Размышляя над уникальностью феномена украинской женщины, Липа пишет: «Обратимся же к очерчиванию женщины в современном мире. Размышления над женщиной и ее ролью не так интересны в современной Европе. Здесь, кажется, французская и немецкая концепции женщины исчерпали все возможное. Для украинца более интересно заглянуть в другой край. Интересно и потому, что там формируется, по-видимому, наибольший современный центр цивилизации белой расы [Липа в стиле своего времени иногда употребляет понятие расы для обозначения типа цивилизации, иногда как синоним понятия этнос. — И.Г.], интересно и потому, что свежесть мироощущения там является ярче, чем в Западной Европе. Это же там, в Америке записывают внимательные наблюдатели все больший рост значения женщины. Американцы не боятся прихода ни тоталитаризма военного, ни коммунизма — для них почти безоговорочным явлением является приход женщин к власти. Там женщины играют первостепенную роль в жизни страны. [...] Ни в одном другом краю нет такого уважения к женщине и желания одновременно познать ее сущность, как в Америке».
Очень интересным является тот факт, что именно в конце ХІХ — в первой половине ХХ века в североамериканской христианской церкви развилось мощное эмансипационное женское движение, которое заложило основы феминистического богословия в Соединенных Штатах Америки. В 1895 и 1898 годах здесь увидела мир так называемая Женская Библия (Woman`s Bible), над которой работала группа женщин под руководством Элизабет Кеде Стентон. Это стало выдающимся фактом жизни протестантского североамериканского мира. Известная современная французская исследовательница истории христианской церкви и женской роли в христианстве Анн-Мари Пельтье так описывает данное событие: «Этот проект стремился по-новому истолковать Святое Письмо в отрыве от традиционных схем мужского богословия, опираясь на новое осознание женщинами своей роли». Дальше женщины начали разоблачать лингвистический сексизм, что проявляется в употреблении мужского рода слова Бог. Тогда была изобретена «революционная» для христианства формула: «Молите Бога, и Она услышит Вас!»
Юрий Липа своими размышлениями о назначении и роли украинской женщины будто бы демонстрирует формулу Марты Богачевской-Хомяк: «Национализм и феминизм — монеты одного потребления». Как иначе, чем в качестве феминистической, можно охарактеризовать позицию автора, изложенную в следующих строках: «Нужно надеяться, что чем больше украинцы как раса будут находить себя, чем глубже почувствуют свои древнейшие духовные традиции, тем больше доверия будут иметь к интуиции, творчеству и неусыпной энергии украинского женского истока. С полным правом можем его возвышать. Это один из наилучших женских начал Европы и белой расы». И далее: «Он цементирует, он дает стойкость и уравновешенность украинской духовной жизни. Он дает и силу, потому что украинка часто не отступит там, где отступит украинец, и не подарит врагу там, где подарит украинец. Потому что женское начало, эта украинская духовность-мать, питает большее чувство собственности на Украину, нежели начало мужское, более фантастическое и порывистое».
Женщина для Юрия Липы является олицетворением Украины, ее символическим выражением. «Женщина — одна из наибольших мощностей света, удивительно длительная в своей власти. Странно, тысячи раз описываем Украину как местность, как теорию, как порядок чисел, однако так редко описываем ее с позиции женственности, как силу женственности. Какая же это богатая сила!» — восторженно выкрикивает автор.
В первую очередь, Липа обосновывает мнение о том, что украинская женщина имела уникальную судьбу, поскольку всегда исполняла роль не только продолжателя рода, но друга-товарища своему мужчине. «Кое-кто полон нищенских теорий, он пришел из убогих балтийских краев в наш пышный край, он хотел бы из понятий «женщина» и «женственность» сделать что-то более низкое, что-то прислуживающее, по сравнению с мужчиной. Навязчиво звучат их повторения о том, что женщине надлежит заниматься только уходом за детьми, посещением церкви, приготовлением еды на кухне и находиться в услужении мужчине. Так, вспомним, что еще в XVI в. существовала у нас «присяга молодых перед венчанием», где он говорит к ней, что «берет ее как другиню», равную себе перед Богом», — пишет Ю. Липа. И продолжает дальше: «Типично балтийские, мистические блефы блуждают среди украинцев, как призраки, и это затирает образ украинских духовных реальностей. Так же набрасывают украинцам нищенское планирование, взятое из чужих образцов, что полностью не принимает во внимание ни историческое, ни расовое содержание края. Проводник — это теперь алтайский шаман с теориями-заклинаниями, или германский кочевник, который «планово» ищет миражи, а не вождь украинского типа, с большой моральной ответственностью, остроглазым знанием элементов украинства и окружения и с отвагой и с верой в Божью помощь в Большом Приключении, которое зовется историей». С другой же стороны украинцы испытывают влияние своего северного соседа во взглядах на женские роли: «Кое-кто, полный хаоса и примитивизма, который приходит к нам из уральских пущ и от московских лесных людей, хотел бы связать роль женщины только с примитивным удовлетворением физиологических потребностей. Вспомним слова из народной песни, где много есть духа расы. В песне говорит девушка милому, что дело не в карих глазах, а «в той правде», которая есть между украинцем и украинкой».
И хотя украинский этнос, как и любое традиционное сообщество, отводил женщине второстепенную социальную роль, и паритетность не была присуща украинской семье, как доказывают серьезные этнологические исследования, миф о равенстве украинской женщины мужчине, рожденный и взлелеянный народнической идеологией был (да и остается в настоящий момент) очень популярным среди интеллигентских патриотических кругов. Не избежал его и Юрий Липа. Есть ли основания для существования этого мифа и его культивирования? Да. Они спрятаны в том факте, что украинский этнос относится к сообществам с комплиментарной относительно женщины традиционной установкой. Интересным же моментом эссе Юрия Липы «Українська жінка» является то, что автор выводит свободу и равенство украинской женщины мужчине из ее военного прошлого, указывая как признанный в общих чертах факт, на прошлое украинок как амазонок. Эти отважные и сильные воительницы умели и пылко любить. «Даже амазонки, это праукраинское племя, жившие сами и управлявшие только войной и охотой, в описаниях эллинов не остались до конца анахоретками, профессионалками войны. Даже они напоследок нашли красивых парней, полюбили их и обручились», — утверждает публицист.
Но все же не война главное задание женщины-украинки, хотя «власне, українка, як мало котра жінка в Європі, була зв’язана і з війною, і з героїчною військовістю. [...] Багато їх було, багато їх є і ще багато буде тих українок, котрі потрапили залізом і вогнем боронити честі і слави України. Честь їм за це! А однак, коли спитати себе, чи то в тім є призначення українки — то скажемо: ні! Вони можуть заступити своїх братів, що упадають, що найшлися в тяжких обставинах, вони можуть в шаленому вирі боротьби шляхетно згинути як жертва, чи як боєць, однак перше місце в воєнному риштунку — для мужчин, а не для жінок. Це їхнє, а не жіноче завдання». Но, по мнению автора, главным стержнем жизни украинки была даже не любовь и брак, хотя семья является стержнем рода, а материнство. «...мать, может быть, наивысшая форма человечества, — пишет Ю. Липа. — Это что-то новое в женщине. Мать — это не воительница и не любовница. Есть в ней большая духовная стойкость. Особенное отношение к женщине-матери, присуще именно христианам, как утверждают научные работники, четко прослеживается и в тексте Юрия Липы «Українська жінка»: «...коли глянемо вглиб раси, поза тисячоліття, коли глянемо, що залишилось від її початків, то побачимо обожествлення Матері, як символу єдності нації в часі й моралі. Цей символ єдності увійшов і в українську християнську релігію, і в сучасну українську родину, а тим самим кермує й суспільним життям української раси». Публицист начинает свое эссе словами благодарности своей матери и всем матерям за дар жизни: «На вступі не можу мислею не привітати і мою матір, і матерей моїх батьків, і довгий ряд їх попередниць, тих жіночих істот, що губляться в темряві віків. Тих жіночих істот, що без них кожен з нас не був би тим, ким він є і, може, буде».
Примечательной особенностью позиции автора является собственное сотворения мифа Матери как воплощение духовного стержня, силы, творчества, жизнеспособности, национализма украинцев как отдельного народа («расы» по выражению Юрия Липы).
Очевидно, Юрий Липа был знаком с описанными реалиями своей эпохи и сочувствовал им. Не стоит ли задуматься над всем вышеизложенным тем, кто еще и сегодня настойчиво утверждает, что феминизм как женское эмансипационное движение никогда не было присуще украинской культуре?
Следовательно, размышления талантливого украинского мыслителя Юрия Липы относительно роли и предназначения украинской женщины и сегодня не утратили своей оригинальности и ценности.
Выпуск газеты №:
№95-96, (2018)Section
История и Я