Знаменитые князья из XV века
Династия олельковичей и попытка реанимации Старокиевского государства
Виленская привилегия польского короля Казимира, который был одновременно наследным властителем Великого княжества Литовского, подтвердила, что центральное правительство было вынуждено пойти на уступки российской (украинской) партии. Сразу после провозглашения Казимира великим князем литовским Киевская земля была отдана князю Александру (Олельку) Владимировичу — сыну Владимира Ольгердовича, и тем самым восстановлено Киевское удельное княжество. Олелько Владимирович (женатый на дочери московского князя Василия I и Софии Витовтовны) — один из самых выдающихся представителей княжеской элиты Украины. В период противоборства Свидригайла и Сигизмунда Кейстутовича он был среди немногих украинских сеньоров, которые поддерживали последнего.
Негативное отношение Олелька к Свидригайлу сформировалось, наверное, в период после смерти Витовта, когда оба этих князя претендовали на великое княжение. Однако незадолго до убийства Сигизмунда Олелько по неизвестным причинам был упечен в тюрьму великим князем и с появлением в Литве Казимира сразу появился при его дворе. Уже в 1441 г. им издаются документы, подписанные «государем-отчичем». Эта титулатура подтверждает намерения Олелька продолжить попытку последних властителей Галицко-Волынского государства предать своей власти монархический характер по европейскому образцу. Фактически в Украине возобновилась ситуация конца XIV в., когда на значительной части ее территории возродилась государственность на началах вассального суверенитета.
Княжение Олелька и его сына Семена составляет определенный целостный период, который характеризуется выразительными попытками восстановления украинской государственности. Олельковичи довольно успешно продолжали линию своего отца Владимира Ольгердовича на расширение пределов княжества. В 1456 г. князь Семен получил «в государство» Брацлавщину, которая вошла в состав княжества Олельковичей рядом с Киевщиной и Переяславщиной. Владения Олельковича распространились частично и на Чернигово-Сиверскую землю, в частности Черниговское Посемье, Путивльский уезд и тому подобное. Происходила интенсивная колонизация Заднепровья, которая достигала рек Самары на юге и Оскола на востоке; на этом направлении Олельковичам пришлось вести ожесточенную борьбу с татарами. Таким образом, в состав возрожденного Киевского княжества вошла значительная часть украинских территорий, которые составляли ядро бывшего Старокиевского государства.
В то же время Олельковичи пытались укрепить политическое влияние украинской аристократии в Литовском государстве в целом. Семен Олелькович, женившись на дочери влиятельного литовского магната Яна Гаштольда, вошел в близкие отношения с литовским барством и стал общим возможным кандидатом литовских автономистов и украинской партии на великокняжеский престол. Результатом этой политической комбинации стало посольство совета «панов и всего великого княжества», которое прибыло к Казимиру летом 1456 г. с рядом требований. Послы требовали возвращения великому княжеству Подолья (вполне вероятно, что в случае успеха оно вошло бы в состав Киевского княжества), других отторгнутых Польшей земель, а также возвращения Казимира в Литву. Становилось понятным, что в случае невыполнения требований литовские паны выберут себе собственного великого князя. Кандидатом на престол был Семен Олелькович. В 1461 г. дело номинации отдельного великого князя литовского опять предстало на сейме в Вильно. Присутствовавшие на нем князья и паны единодушно обратились к Казимиру с тем, чтобы он сам постоянно находился в Литве или именовал великим князем Семена Олельковича. Одновременно выдвигалось требование возвращения Подолья; спор за этот край приобрел чрезвычайную остроту. И только милитарное укрепление Польши после успешного завершения войны с Пруссией в 1466 г. сдержало литовских автономистов от вооруженного выступления.
При Олельковичах происходит дальнейшее развитие связей Украины с западным миром. В первой половине XV в. в украинском обществе, как в политических кругах, так и среди представителей духовенства, все большее понимание и восприятие находила идея объединения восточной и западной церквей. Это было тем более актуально, что Византийская империя, представ перед смертельной угрозой со стороны турок, лихорадочно искала помощи западноевропейских государств. Византийский император Иоанн VI Палеолог начал переговоры с папой Евгением IV и предложил объединение церквей в надежде на помощь западного католического мира. С этой целью было решено созвать Вселенский собор, который должен был уладить дело церковного раскола христианского мира. В конце 1437 г. император и константинопольский патриарх с представителями высшей церковной иерархии Востока прибыли в Ферари. Сюда же прибыл и киевский митрополит Исидор — страстный сторонник объединения обеих церквей. Торжественный акт об объединении был подписан 5 июля 1439 г. во Флоренции, куда собор был перенесен из Ферари. Кстати, все самые выдающиеся его участники увековечены на фресках известного итальянского художника Беноццо Гоццоли. Есть там изображение и киевского митрополита. За восточную церковь акт воссоединения подписали византийский император, все митрополиты и епископы (в том числе Исидор) — кроме митрополита эфесского Марка; за латинскую церковь — 115 епископов.
Следует отметить, что именно Исидору принадлежит первостепенная роль инициатора и главного конструктора унии. Он решительно повлиял на императора с тем, чтобы принять унию на предложенных папой условиях. Исидор получил от папы сан кардинала-пресвитера и звание апостольского легата для Литвы, Ливонии и украинских земель в составе Польши. В конце 1439 г. он возвращается в свою митрополию через Венецию, Загреб, Будапешт и Краков. Отсюда он направляется в Перемишль, Львов, Галич, Холм, а оттуда — в Вильно. Везде он проповедует идеи Флорентийской унии и равенство христиан обоих обрядов. Однако идея унии не встретила государственной поддержки ни в Польше, ни в Литве.
В Литве церковную политику определял виленский епископ Мацей, сторонник Базельского собора и избранного им папы, враг украинской церкви. К партии противников папы Евгения IV принадлежали также примас Польши, гнезненский архиепископ Миколай Тромба и большинство польских епископов.
Больше всего сторонников Исидор имел на Украине. В начале 1441 г. он прибыл в Киев, где был с почестями встречен киевским князем Олельком, активным сторонником унии. Киевский князь предоставил «отцу своему Сидору, митрополиту киевскому и всея Руси» специальную грамоту, которой подтверждались давние права митрополита — имущественные, судебные и финансовые. В своей грамоте Олелько ссылался на «старое право Киевской митрополии, признанное в Уставе Владимира и Номоканоне Ярослава». В частности, «государь и отчич Киева» признал право митрополита на все земли, принадлежавшие Святой Софии. Такую же поддержку получил Исидор от Свидригайла и многих украинско-литовских православных князей.
Однако очень негативно Исидор и идея унии были встречены в Москве. На четвертый день после прибытия московский князь объявляет его еретиком и заточает в Чудовом монастыре. Исидору удалось бежать из тюрьмы — сначала в Литву, а оттуда направиться в Рим. Московская церковная иерархия в течение определенного времени не решалась нарушить права относительно русской церкви константинопольського патриарха Григория Мамми. Однако, чтобы предотвратить возвращение власти Исидора над всем православием — и в Литве, и в Москве — 15 декабря 1448 г. собор русских епископов поставил «митрополитом на всю Русь» рязанского епископа Иону. Предостережения московского великого князя и московского клира не были безосновательными. Исидор во время своих визитов в Константинополь выискивал средства возобновить свою власть над русской церковью. В 1443 г. он встречался в Будапеште с польским королем Володиславом Ш. Король выдал привилегию украинской церкви, которой уравнивал в правах украинско-белорусское духовенство с латинским. Именно данный документ, подтвержденный польскими королями в 1501, 1543 и 1621 году, был правовой основой существования украинской церкви в Польше. Однако на практике он неоднократно нарушался поляками.
Фактически Исидор продолжал осуществлять руководство церковными делами в литовско-польских православных епархиях. Так, епископ владимирский и берестейский Даниил ездил в Константинополь, получил там наставления от Исидора и был принят духовенством епископата без противодействия. В целом, к Исидору сохранялось лояльное отношение как со стороны украинско-белорусского духовенства, так и панско-княжеских кругов. Особое расположение к нему проявляли Олельковичи. Олелько Владимирович, который в свое время так приязненно встречал Исидора, был склонен опять принять его в Киеве и согласиться на унию. Известное послание патриарха Григория Мамми киевскому князю с разъяснением условий принятой греками унии и со следующими обещанием: «а коли пріидет к вам преосвященный митрополит кіевскій і всея Русіи и всечестный кардинал Кир Исидор, о Св. Дусе возлюбленный брат и сослужитель нашего смиренія, он научит и покажет вас о всем словом и делом».
Однако приезду Исидора в Киев и дальнейшему утверждению унии помешали политические изменения в Риме и Константинополе. После смерти инициаторов Флорентийской унии — папы Евгения IV (1447) и византийского императора Иоанна VIII Палеолога (1448) их преемники оказались несостоятельными продолжить дело объединения церквей. Обещанной помощи против турок Византия не получила, и в Константинополе развернулось движение протеста против унии; Григорий Мамми был лишен патриаршего сана и перебрался в Рим.
После отказа в 1451 г. в Константинополе от Флорентийской унии и изгнания патриарха-униата Мамми, избрание митрополитом Ионы получило подтверждение патриаршей столицей. На протяжении определенного времени Ионе удавалось быть фактическим митрополитом «всея Руси», кроме галицких епархий. Латинско-польское духовенство выступало в той ситуации против унии, видя в ее реализации возможность нежелательного для них подъема и развития украинской церкви, их устраивала или полная ее латинизация, или сохранение подчиненной Москве. Под давлением польских церковных иерархов Казимир грамотой от 1451 г. подтвердил право Ионы на «столы митрополичь кіевскій и всея Руси». Такое решение вызвало недовольство украинских епископов и киевского князя, которого, однако, наряду с другими магнатами заставили подписать привилегию Ионе на управление литовскими епархиями. Не дали практических результатов и попытки Исидора апеллировать к папе Николаю V. Хотя римский первосвященник и подтвердил незаконность лишения Исидора власти над украинскими и белорусскими епархиями, однако Иону поддержали сторонники исключительной латинизации украинско-белорусской церкви — канцлер Олесницкий и венский епископ Матей, что привело в конце концов к утверждению Ионы в Киевской митрополии.
Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»
Выпуск газеты №:
№77-78, (2019)Section
История и Я