Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Каким должно быть велодвижение «без тормозов»

Пока Киев экономит на велодорожках, в мире адаптируют города для велосипедистов с инвалидностью
04 января, 11:20
Фото Николая ТИМЧЕНКО, "День"

«У кого есть большая красивая фотка взрослого человека на трехколесном или лежачем велосипеде? Ваша собственная, которую вы можете подарить Дептрансу Вашингтона?» - просила в соцсети о помощи Ирина БОНДАРЕНКО. Несколько лет назад она работала в Ассоциации велосипедистов Киева, сейчас - в департаменте транспорта Вашингтона, входит в состав органа исполнительной власти округа Колумбия. Среди обязанностей Ирины - сделать пользование велосипедом в городе максимально комфортным.

Просьбу о необычных фотографиях Ирина объяснила тем, что сейчас руководит программой обеспечения велосипедами людей с определенными физическими особенностями. «Например, имеют повреждения спины, не имеют ноги или руки. Мы думаем о людях, у которых есть определенные физические ограничения, но они не против покататься на велосипеде, - писала в «Фейсбуке» Ирина Бондаренко. - Такие велосипеды будут стоять в парках. Когда-то в Германии неоднократно видела людей на лежачих велосипедах. Необязательно все они имели проблемы со спиной, но для тех, кто имел, это был бы единственный способ велопередвижения».

Украинцы, конечно, помогли землячке справиться с задачей. На фейсбук-странице Ирины появилось немало фотографий, где люди, имеющие проблемы со здоровьем, передвигаются по городу или путешествуют на велосипеде. Но все фотографии сделаны за рубежом.

«Фото сделано в Германии, когда ехали по маршруту «ЕвроВело» в направлении Дрездена, - описывала выставленный в соцсети снимок Ирина ЯРОШЕНКО. - Парень без ног, педалируя руками, обгонял мужчину в спецвелосипеде, у которого вместо переднего колеса приспособлена инвалидная коляска. В коляске ехала жена (наша догадка). Эта картина была самым большим моим приятным шоком в первом велопутешествии по Европе».

НЕДОФИНАНСИРОВАЛИ, ПОТОМУ ЧТО НЕ УСПЕЛИ

Появятся ли когда-нибудь такие фотографии, сделанные в Украине, а тем более в столице, которая должна становиться двигателем перемен? Несмотря на чрезвычайную активность Ассоциации велосипедистов Киева, невероятное количество мероприятий, о которых часто рассказывает «День», продвигать идеи велоразвития не всегда просто. Вот в бюджете Киева в конце года почему-то исчезли строки о финансировании велосипедной инфраструктуры.

В Киевском горсовете передумали выделять 200 тысяч гривен на строительство велосипедной дорожки по Набережному шоссе от Почтовой площади до моста имени Патона и 300 тысяч гривен на строительство трех маршрутов «Оболонь-Подол-Центр», «Виноградарь-Центр» и «Соломенка-Центр ». Также на 200 тысяч гривен уменьшили расходы специального фонда бюджета, предусмотренные на веломаршрут «Жилой массив Троещина - Европейская площадь».

«Расходы урезали, потому что город не смог вовремя объявить тендеры на проведение проектных работ. Соответственно, средства «сгорают» в конце года, если их не использовать, - комментирует Яна БРИК, координатор АВК по Киеву. - В бюджете на 2019 будто заложили средства на проектирование веломаршрутов, но потеряно много времени. Если бы технические задачи к проектам выписали хотя бы в начале сентября, то еще бы успели провести тендеры и определить победителей, которые уже готовили проекты. А так опять придет лето, а нам нечего будет строить. Потому разработка проекта - это немало времени. К каждому проекту нужно вносить изменения. Как показал опыт, проектировщики не всегда учитывают государственные строительные нормы. Почему для нас так важны эти три веломаршрута? Вероятно, их будет финансировать Европейский инвестиционный банк, то есть город должен только подготовить проекты. Если бы за их воплощение взялся банк, это другие условия строительства, качество и контроль».

Между тем в Киевсовете приняли бюджет на 2019 год. 700 тысяч гривен предусмотрено на проектирование семи веломаршрутов. Если с проектной документацией не затянут, как в этом году, то строительство дорожек может начаться в конце этого лета.

ЗАЧЕМ МОСТ, К КОТОРОМУ НЕ ДОЕДЕШЬ?

В целом велоактивисты негативно оценивают 2018 в плане развития велосипедной инфраструктуры в столице. Из того, что получилось, - появилась велополоса на несколько метров на улице Леонтовича. Увеличилось количество полос общественного транспорта, совмещенных с велодорожками. Также на Подоле удалось запроектировать веломаршруты - наглядно их еще нельзя увидеть, готовы только документы.

Интересно, что пока киевлянам не хватает элементарных велодорожек, город оставляет неизменной смету строительства скандального мостового пешеходно-велосипедного перехода между парками «Крещатый» и «Владимирская горка». Напомним, это строительство затрагивает историческую зону, которая охватывает парк «Владимирская горка», колонну Магдебургского права и памятник Владимиру Великому.

«Представители коммунального предприятия «Киевавтодор» были на международном семинаре, который недавно проводили совместно с Министерством инфраструктуры по развитию инфраструктурного сектора. Коммунальщики слышали выступления спикеров из Дании и Швеции - что не надо выдумывать какие-то инновации, надо браться за работу снизу. Говорили, зачем нам мост, если невозможно к нему доехать велосипедисту?»- добавляет Яна Брик.

АДАПТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗ БУДУЩЕГО

Еще в АВК напоминают, что летом мэр Киева Виталий Кличко утвердил велоконцепцию столицы. Это план интеграции велосипедов в городскую транспортную инфраструктуру. Но как его воплощать, если блокируется даже создание новых велодорожек? А мир тем временем не стоит на месте: многие города внедряют у себя программы адаптации пространства под велосипед для абсолютно всех категорий граждан. Ирина Бондаренко поделилась с «Днем» несколькими такими историями.

 Например, в Портленде, (штат Орегон, США) адвокаты по защите прав людей с инвалидностью заявили, что город дискриминирует людей с проблемами мобильности. Местные власти быстро отреагировала на такие упреки и запустили проект Adaptive Biketown. Люди с инвалидностью могли арендовать трехколесные велосипеды и специальные велосипеды-тандемы. Это стоило по пять долларов в час и по 12 долларов за 3 часа. За время эксперимента адаптированные велосипеды взяли на прокат 59 раз. Несмотря на низкие показатели, город будет продолжать пилот.

В городе Беркли (штат Калифорния, США) работает Adaptive Cycling Center BORP (Адаптивный центр велоспорта). Он имеет самую большую и разнообразную коллекцию велосипедов для людей с особыми потребностями. BORP предлагает также подготовку гонщиков и катание на тандемах для людей с нарушениями зрения.

Если для Киева это заоблачные проекты, можно браться за что-то более простое. Ирина Бондаренко рассказала, что в ее обязанности входит установление велопарковок в Вашингтоне. Граждане пишут запросы по всему городу - где, по их мнению, крайне необходима велопарковка - например, возле церкви или офиса, а департамент транспорта планирует, как это лучше осуществить. У киевской мэрии тоже в свое время устроили стоянку для велосипедов, которая обычно пуста. Если бы чиновники ездили на работу на двух колесах, может, скорее бы осознали потребности горожан.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать