Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Каннская интонация над Черным морем

В Одессе начался Девятый кинофестиваль
15 июля, 17:03

Удивительно, что ранее в Одессе не было своего кинофорума.

Ведь здесь приобрела славу Вера Холодная, здесь сняты гениальные "Броневик Потемкин" Эйзенштейна и "Человек с киноаппаратом" Дзыги Вертова, здесь работали Муратова и Жан-Люк Годар, здесь расположена старейшая в стране киностудия.

Так или иначе, но из необязательного курортного обзора комедий, как его изначально задумывали организаторы из Киева, ОМКФ вырос в полномасштабный фестиваль арт-хауса с международным, национальным и европейским документальным конкурсами и со звездными гостями калибра Изабель Юппер.

Гости этого года - культовый французский кино- и театральный актер Дени Лаван и одна из самых известных японских режиссеров Наоми Кавасэ. Если первый приехал с фильмом, где чрезвычайно остроумно играет пожилого врача-зомби, то Кавасэ привезла целую ретроспективу своего "тихого кино".

Начался же фестиваль традиционно: с официальной красной дорожки и церемонии в Одесском оперном театре, во время которой Аде Роговцевой вручили почетного "Золотого Дюка", объявили фильмы конкурсов и показали исландско-украинскую картину "Женщина на войне", а 14 июля, в субботу, на Потемкинской лестнице состоялось открытие "для народа": под живой оркестр под открытым небом одесситы посмотрели классическую немую комедию Safety Last! (1923) - с тем самым иконическим кадром, где бессмертный Гарольд Ллойд висит на стрелках часов над городом.

Репертуарная политика ОМКФ во многом определяется сроками его проведения. Середина лета - это как раз достаточно времени, чтобы договориться с продюсерами фильмов-участников и призеров крупных фестивалей в Берлине и Каннах, чтобы насытить ими свои программы.

"Каннский акцент" в этом году особенно заметен в Одессе. Во внеконкурсных секциях есть практически все лауреаты последнего форума на Лазурном берегу, представлены они и в конкурсах.

Так, международный конкурс открыла бельгийская драма "Девушка", отмеченная в нынешних Каннах "Золотой камерой" за лучший дебют. Главная героиня - 15-летняя Лара, посвятившая себя карьере профессиональной балерины. При поддержке отца она с головой уходит в поиски профессионального совершенства в новой школе. Подростковые разочарование и раздражительность Лары усиливаются, когда она понимает, что тело не совсем слушается ее в специфически женских па, ведь она родилась мальчиком. Ожидание операции по изменению пола становится невыносимым, конфликты возникают постоянно и в отношениях с близкими, и со сверстниками. Молодой исполнитель Виктор Польстер блестяще играет эту сложную физически и психологически, полную боли и противоречий роль, а режиссер Лукас Донт, для которого это лишь третий фильм в карьере, искусно избегает ловушек мелодраматизма, превращая сюжет в ряд легко снятых, динамических, настроенческих эпизодов, из которых, как из мозаики, складывается история борьбы Лары за свою идентичность.

Вопрос идентичности, свободы быть самим собой - центральный и в другом каннском призере - внеконкурсных "Трех лицах" иранца Джафара Панахи.

Панахи находится на своей родине под 20-летним запретом на профессию и на выезд из страны, но, тем не менее, умудряется снимать не просто фильмы, а очень хорошие фильмы, передавать их на Запад и получать заслуженные призы: "Три лица" получили в Каннах награду за лучший сценарий, а предыдущее "Такси" - "Золотого медведя" в Берлине.

 "Три лица" - это два дня и две ночи из жизни Панахи и его приятельницы, кинозвезды Бегназ Джафари. Они отправляются в далекое село северо-западного Ирана, получив отчаянное видео от местной девушки Марзие Резаи (все играют под собственными именами - полудокументалистический подход Панахи срабатывает и на этот раз). Семья Марзие не позволяет ей поехать в Тегеран, чтобы учиться театральному мастерству. Поэтому художники пытаются убедить родню девушки (не всегда сознательную), что не стоит ей мешать осуществить мечту об актерской карьере.

 С одинаковым сопереживанием и юмором Панахи изображает и богему, и не менее ярких, а иногда и артистичных крестьян. Каждому оставляет свою правду, но истину свободы все же закрепляет как важнейшую. Если прибегать к рискованным стилистическим уподоблениям, то можно сказать, что великие режиссеры неореализма нашли в лице Панахи достойного наследника.

Продолжение следует.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать