Не всякий человек способен быть у власти, а лишь такой, что по природе своей стремится к правде и справедливости.
Станислав Ореховский-Роксолан, украинский писатель, оратор, публицист, философ, историк, полемист, гуманист эпохи Возрождения

«Ацис и Галатея» — современная версия

В Киеве состоялось первое сценическое прочтение оперы Г.Ф Генделя: премьеру вживую транслировали в youtube
18 октября, 2019 - 10:34
ФОТО КОНСТАНТИНА ГОМОНА

Напомним, «Ацис и Галатея» («Acis and Galatea») — первая английская опера Генделя, написанная в 1718 г. на текст Джона Гея по мотивам одного из стихотворений «Метаморфоз» Овидия. Впервые была сыграна в имении Джеймса Брайджеса, герцога Чандоского. Потом произведение имело разные авторские редакции.

Постановка Open Opera Ukraine — это на первоначальный авторский вариант классика, но «прочитанный» Тамарой Труновой с позиций современности, где герои не мифические пастушки с нимфами и циклопом, а Деймон и Галатея — стюардессы, Полифем -капитан самолета (в очках с одним выбитым стеклом), Ацис — местный парень-спасатель, и это история о курортном романе, который быстро и трагически закончился, но кровь погибшего любимого превратилась в целебный ручей ... Интерпретация классического мифа стала рассказом о красоте природы, напоминая  о простой, но трогательной морали: внешняя красот в конце концов уйдет, но красота Души — это залог Вечного.

 «Ацис и Галатея» — уже второе творческое сотрудничество режиссера Тамары Труновой из Open Opera Ukraine. В прошлом году  состоялся их дебют, когда  представили  постановку оперы «Дидона и Эней» Генри Перселла в зале «Мистецького Арсеналу». Работа вызвала одобрительные отзывы критиков и победила во Всеукраинском фестивале-премии GRA в номинации «Лучший музыкальный спектакль в жанре опера / оперетта / мюзикл». Теперь вниманию меломанов уже другая история на классический сюжет. Следует отметить, что на этот раз к проекту организаторы привлекли известного немецкого дирижера, органиста и клавесиниста, профессора Штуттгартской музыкальной высшей школы, основателя и руководителя оркестра «Il Gusto Barocco» Йорга Халубека. А солистами выступили два состава исполнителей, которые уже успели заявить о себе на международных вокальных конкурсах и в проектах барочной музыки, прошли мастер-классы по барочному вокалу:Ацис — Сергей Колесник / Леонардо Кортеллацци (Италия); Галатея — Инна Гусева / Екатерина Левицкая; Деймон — Анна Твердова / Дарья Новицкая; Полифем — Игорь Воронка / Евгений Рахманин.

В оркестре и хоре Open Opera Ukraine были задействованы лучшие профессиональные музыканты нашей страны, которые играли на копиях исторических инструментов. Овации всем музыкантам! Первый день премьеру можно было увидеть вживую в интернете, и это было классно, хотя ленту перевода прочитать было тяжело, впрочем, потрясающая музыка нивелировала технические накладки.

— «Ацис и Галатея» — прекраснійпроект! И давно пора нашим творческим коллективам не только обновлять, но и расширять репертуар,  выходить постановщикам за пределы уже устоявшихся сценических форм пропаганды оперного искусства, —  считает музыковед Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО. — Мир давно усваивает стилистику барокко и заново открывает слушателям такой интересный и разнообразный пласт, как опера барокко. Этот жанр дает пространство для режиссерского поиска. Хорошо, что Open Opera Ukraine взялась за произведение Генделя и привлекла к нему молодежь. Хочу отметить прекрасную музыкальную составляющую в исполнении оркестра под руководством маэстро Йорга Халубека. Опера выдержана в стиле барокко, и с музыкальной точки зрения все было идеально соблюдено.  Музыканты — очень убедительны. Певцы тоже усвоили барочную стилистику. Немного сложнее с постановкой, представленной Тамарой Труновой.  Потому что «Ацис и Галатея» — не просто барочная опера Генделя (который написал 42 оперы!), а это пастораль, и здесь немного другая драматургия, нет сквозного развития сюжета, яркой интриги. Именно поэтому к такому действу постановщику не очень легко найти «ключик», как сценически решить спектакль. Идея Труновой с авиалайнером меня не очень убедила, хотя могу понять желание режиссера обновить сюжет и внести современные штрихи в действо. Потому что если бы показывали пастушков, взаимоотношение между богами и людьми и между стихиями (нимфами) и человеком, то, очевидно, зрителям сейчас это было не очень интересно. Стилизацию делать сложно, и  постановка вышла дискуссионной. Хотя и не убеждает публику на 100%, но очень хорошей получилась музыкальная часть оперы в исполнении оркестра, и можно поздравить организаторов с творческим экспериментом, который уже вызвал резонанс.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ