Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны. Невозможно достичь какой-то из них, пренебрегая другими.
Андрей Сахаров, физик, правозащитник, диссидент, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира

Анатолий ГОРЧИНСКИЙ: «Старую бабу с косой я пока перехитрил»

Сегодня известный режиссер, певец и композитор отмечает свое 75-летие
22 июля, 1999 - 00:00

А ведь в Киевское музыкальное училище при консерватории его приняли в 1947 году. Борис Михайлович Лятошинский послушал, как он исполнял собственные песни, и нажал своим авторитетом на членов приемной комиссии: «Музыкальной грамоте научим! Главное, что у парня есть талант». Горчинский и сейчас убежден, что только искренность и эмоциональность исполнения воодушевляют: «Если нет голоса, то нужно петь сердцем. А главное: нельзя манипулировать зрителем, работать вполсилы». Кстати, он никогда не пользуется фонограммами, хотя каждая из его программ — это не менее 40 песен в живом исполнении.

В советские времена на «Мелодии» Горчинский записал пять альбомов, но теперь он нечастый гость в студиях. Не так давно вышла аудиокассета — 16 песен- исповедей Анатолия Аркадьевич на слова Миколы Лукива (самая популярная из них — «Росте черешня в мами на городі» уже восемь лет почти ежедневно (!) транслируется по радио по просьбе слушателей).

Кстати, соединить режиссуру и музыку молодому Горчинскому посоветовал Марьян Михайлович Крушельницкий, в классе которого учился будущий режиссер, а тогда — студент Киевского театрального института имени Карпенко-Карого. В стенах этого учебного заведения он познакомился с Элиной Быстрицкой, Константином Огневым, Сергеем Данченко, Константином Степанковым, Адой Роговцевой. Горчинский учился хорошо, даже получал повышенную стипендию. Он был не только старательным студентом, но и лауреатом многих песенных фестивалей; в 1951 году вышла его первая пластинка, в которую вошли шлягеры «Чужая милая», «Я не третий, я не лишний», «Київ вечірній», — поэтому приказ ректора «Отчислить за пропуски занятий» не мог не вызвать ошеломленного недоумения. Пропуски занятий — это был, конечно, только предлог, а настоящее основание для отчисления — «скрыл в анкете, что отец осужден» (Аркадий Апполинариевич Горчинский, первый секретарь Никопольского горкома партии, был арестован в 1938 году и осужден по 56-й статьей как польский шпион («А он даже языка этого не знал!» — восклицает Анатолий Аркадьевич)). Заступились за Анатолия педагоги, а оправдало студента Горчинского только то, что его отец уже давно был расстрелян.

После защиты дипломных работ «Доходное место» и «Персональное дело» А. Горчинского приглашают на должность режиссера во Львовский театр имени Марии Заньковецкой. За 11 лет он поставил 20 спектаклей, среди которых «Шельменко-денщик», «Грех и покаяние», «Радуга», «Сонет Петрарки», «Бесприданница». Именно тогда он выработал свое режиссерское кредо: «Никогда не кричи на актеров, ибо они тебе хлеб дают». Впоследствии несколько лет возглавлял Львовский театр юного зрителя, где у него работал актером и ассистентом режиссера Роман Виктюк.

Анатолий Аркадьевич сделал немало спектаклей в театрах Хмельницкого, Луцка, Ровно, даже в Пензе и Кишиневе. Отдельная страница — тернопольский период творчества. В репертуаре местного драматического театра до сих пор идут его постановки.

В прошлом году Анатолий Горчинский отметил 50-летие творческой деятельности... на койке реанимации. Врачи волновались, выживет ли. «Старую бабу с косой я сумел пока перехитрить, — смеется Анатолий Аркадьевич. — А вообще, есть только одна мечта — остаться в памяти потомков песнями».

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments