Для негосударственного народа духовая культура играет огромную роль, потому что собственно ею он может превышать народ, политически подбил его.
Иван Огиенко, украинский ученый, митрополит (с 1944), политический, общественный и церковный деятель, языковед

Арт-сопротивление

Уволенные артисты Купаловского театра продолжают репетировать в Минске
20 октября, 2020 - 10:25

Ныне продолжаются репетиции над не состоявшейся в сентябре на родной сцене премьерой юбилейного сезона «Тутэйшыя» по одноименной пьесе Янки Купалы, — сообщает oteatre.info. Напомним, что 26 августа более 60 сотрудников Белорусского Национального театра им. Янки Купалы подали заявления об уходе в связи с увольнением по политическим мотивам директора творческого коллектива Павла Латушко, который поддержал протестующих на улицах Минска. Однако изгнанный коллектив театра не распался и под руководством своего худрука Николая Пинигина продолжает работу над премьерой вне театра.

«Тутэйшыя» («Здешние» или «Местные») — это сатирическая трагикомедия Янки Купалы. Пьеса была закончена в августе 1922 года. В ее основе — размышления автора об исторических путях и будущем белорусского народа. В пьесе изображена Беларусь как бы на перепутье между Россией и Польшей.

 Автор выражает глубокую озабоченность духовным наследием белорусского народа, его национальным сознанием. Купала призывает бороться с «местным» образом мышления — беспринципностью, неразвитостью сознания, пассивностью, покорностью.

События спектакля разворачиваются в тяжелое для белорусского народа время — 1918—1920 годы, когда одна оккупация сменялась другой. Центральная фигура в произведении — бывший сельский житель Микита Зносак, который при царизме был мелким чиновником (коллежским регистратором). В новых условиях жизни этот человек забывает своё происхождение, язык, родину и начинает жить по принципу: «Можно иметь мировоззрение одно, думать второе, говорить третье, делать четвёртое». Поэтому для Микиты неважно, под какой властью он живёт (польской, немецкой, царской, советской), кто он (белорус или небелорус), лишь бы была еда, одежда и хорошая служба...

Впервые в 1926 г. в  Белорусском государственном театре  пьесу поставил режиссёр Михаила Попова. Но вскоре спектакль был исключен из репертуара как «националистическое» произведение. А в 1927 году, вскоре после публикации, был запрещен третий том первого «Собрания сочинений» Яенки Купалы, в котором была опубликована пьеса.... Только в постперестроечный период театр вновь обратился к произведению классика: в 1990 году в Национальном театре  им. Янки Купалы спектакль был поставлен Михаилом Пинигиным, переосмыслившим трагикомедию как философскую притчу. Спектакль был воспринят «как сенсация и стал победой искусства над цензурой! Спектакль шёл на сцене театра с перерывами до 2010 года...

Ныне, в  год 100-летия Национального театра режиссер решил вернуть в репертуар легендарное название. Но поскольку спектакль не может быть представлен на сцене, для которой планировался, его создатели решили показать видеоверсию премьеры. О видеотрансляции будет сообщено на страницы купаловцев в facebook в ближайшее время.

В спектакле заняты артисты: Павел Харланчук, Дмитрий Есеневич, Александр Зеленко, Михаил Зуй, Валентина Гарцуева, Диана Каминская, Александр Казелло и др.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ