Без литавр...
«Плюсы» и «минусы»143-го сезона Национальной оперы Украины
С одной стороны, завершившийся сезон войдет в историю театра (за оперу «Норма» Беллини группа постановщиков и артистов получила Шевченковскую премию), а с другой — ведущий академический коллектив представил публике всего три премьеры (балет «Властелин Борисфена», была возобновлена опера «Сельская честь» и поставлена одноактная опера «Иоланта»). Согласитесь, это очень мало для главной сцены страны! Более того, новые работы нельзя назвать «прорывом», и говорить, что их постановки надолго украсят афишу Национальной оперы, тоже не приходится. К «минусам» следует отнести то, что украинский классический репертуар не пополняется, а старые постановки не удовлетворяют ни зрителей, ни самих исполнителей и уже похожи на музейный раритет. А «плюс» — то, что руководство театра пересмотрело гастрольные планы, не только ориентируясь на заграницу, а и учитывая интересы отечественного зрителя (весной, после семи десятилетий (!) коллектив Национальной оперы выступил во Львове...). Ныне есть проблемы и внутри творческого коллектива.
КОГДА АРТИСТЫ СТОЯТ В ОЧЕРЕДИ
Сегодня огромную армию поклонников оперного и балетного искусства волнует то, что Национальная опера постепенно теряет свои флагманские функции по многим позициям: многоаспектности репертуара, оригинальности постановок, присутствии звезд (если общий уровень вокалистов и танцовщиков повысился, то прим и премьеров, т. е. артистов, на чьи имена идут зрители, нивелировался). Есть проблемы и внутри коллектива: в опере солисты стоят в очереди, чтобы выйти на сцену (более 80 певцов числятся в труппе, а в балете чуть ли не раскол: письмами и жалобами, как в советские времена, завалили Министерство культуры и туризма; одни артисты требуют «убрать руководителя балетной труппы В. Яременко», а другие, наоборот, добиваются, чтобы «не мешали работать самобытной личности»).
О том, что «тут трясина, которая не дает творческим людям дышать, и, вообще, не театр, а отстой! Танцевать в труппе некому! Давно пора все менять!», заявил на пресс-конференции известный танцовщик Денис Матвиенко, представляя в июне свою премьеру «Quatro». Ответом экс-киевлянину и солисту Мариинского театра стал демарш его украинских коллег, когда во время концерта они демонстративно выходили из зала, громко стуча дверью. Так, в первой части вечера, во время исполнения фрагментов из классических балетов, оркестр и танцовщики, словно сражались кто кого: музыканты играют, а на сцену почему-то не вышел солист Андрей Писарев (па из «Пламени Парижа» танцовщику пришлось повторять со второй попытки) — зрители не знали, что и думать. Зал будто разделили на две враждующие армии: одни вели себя как хулиганы, топая ногами, громко комментируя выступления звезд Большого и Мариинского театров, а другие кричали «браво» за каждый жест и позу! Согласитесь, обе стороны повели себя некорректно, выплеснув шквал эмоций на публику, которая недоумевала: почему известные артисты ведут себя столь неадекватно... Когда начался хореографический мини-спектакль «Quatro», и пять минут занавес не открывался, а потом завис на уровне ног танцовщиков, то публика совсем растерялась. Хотя это была не техническая поломка и не забастовка технических служб, а такая «оригинальная» находка — арт-перформанс словацкого постановщика Эдварда Клюга, «прочитавшего» столь необычно музыку Милко Лазара.
Масла в огонь бурлящего театрального котла добавила и неоднозначная премьера балета «Властелин Борисфена». Музыка Евгения Станковича — потрясающая! И тут претензий нет, но вот хореография Виктора Яременко действительно вызывает массу вопросов. Не спасает спектакль, повествующий о старине: V столетие нашей эры — времена князя Кия, либретто, над которым трудилось целых три автора: Анатолий Толстоухов, Владимир Зубанов и Василий Туркевич, а ведущие партии исполнили замечательные танцовщики: Елена Филипьева, Ян Ваня, Екатерина Кухарь, Сергей Сидорский и др. Как хлестко назвали балет критики: «Это не эпическое полотно, а украинская Жизель...юрского периода». Кстати, не оценили «Властелина...» и «Норму» и львовяне, которые ждали «западного прорыва» киевлян 71 год! (см. «День» № 56). После гастролей, состоявшихся в апреле, ведущие музыковеды недоумевали, почему галичанам представили проходные постановки и назвали их «позавчерашним днем» в хореографии и опере (см. «День, № 64), правда, отметив, что музыканты оркестра достойны самых высоких похвал!
Кстати, с приходом в качестве худрука Национальной оперы известного композитора Мирослава Скорика, должность главного дирижера упразднили (эту функцию взял на себя Мирослав Михайлович, а Владимир Маркович Кожухарь, отметивший 70-летний юбилей, стал рядовым дирижером театра, с которым контракт подписан на год).
НОВИНКИ ИЛИ «ПЕРЕЛИЦОВКИ»?
Премьеру оперы «Сельская честь» Масканьи можно назвать творческой «перелицовкой». Режиссерскую концепцию (образца 2000 г. ) В. Бегмы, недавно ушедшего в вечность, немного переработал и воплотил на столичной сцене Николай Гамкало, а роскошную музыку преподнесли публике оркестранты под руководством дирижера Ивана Гамкало, хористы (главный хормейстер Лев Венедиктов) и солисты Александр Гурец, Ирина Даць, Анжелина Швачка, Татьяна Пименова и др. Получился вполне достойный спектакль, но не более того.
И вот, под занавес сезона, была представлена лирическая опера «Иоланта» П. Чайковского. В ее основу легла драма Генриха Герца «Дочь короля Рене». Над «Иолантой» трудились: дирижер — Владимир Кожухарь, режиссер — Николай Третьяк, сценограф — Мария Левитская. В спектакле заняты солисты Лилия Гревцова, Ольга Нагорная, Дмитрий Кузьмин, Тарас Штонда, Игорь Мокренко, Богдан Тарас, Владимир Опенько, Сергей Пащук, Сергей Скубак, Алла Позняк, Анжелина Швачка, Светлана Годлевская, Наталия Николаишин и др. Состоялось два премьерных спектакля. Одноактную оперу постановщики зачем-то разделили на два действия. Но у меломанов возникает другой вопрос: зачем через 50 лет после известного дирижера К. Симеонова и художника Ф. Нирода коллектив вновь взялся за произведение русского классика? Каких-то новаций и открытий Третьяк-режиссер, находившийся на вторых ролях помрежа, не предложил (похоже, монументализм и статичность — «фишка» театра, а заставить артистов двигаться на сцене под силу было лишь итальянскому режиссеру Итало Нунциато, блестяще поставившего с киевлянами «Любовный напиток» Доницетти в 2009 г.). Ныне в нашей столице с успехом идут две версии «Иоланты» — в Оперной студии Национальной музыкальной академии Украины и Киевском муниципальном академическом театре оперы и балета для детей и юношества, а теперь появилась еще и третья... От других версия Национальной оперы отличается помпезно-гламурными декорациями и настолько яркими костюмами (Наталии Кучери), что их можно назвать самостоятельной единицей: они даже отвлекали публику от сюжета. Можно сказать, что костюмы не дополняют, а подчас и «переигрывают» героев.
Самым звездным актером, блестяще справившимся со сложной вокальной партией отца Иоланты — короля Рена, был Тарас Штонда. В арии Рене «Господь мой, если я грешен...» ему удалось по-актерски очень убедительно передать боль отца, страдающего из-за недуга дочери, что вызвало овации публики за прекрасный вокал и драматическую игру. Попаданием в «точку» стало исполнение партии Водемона солистом Дмитрием Кузьминым (хотя эта роль тенору хорошо известна, он ее замечательно пел и в Муниципальном оперном театре). А вот к исполнительнице роли Иоланты — Ольге Нагорной — есть вопросы. В первом отделении Нагорная «проглатывала» текст, и в антракте зрители, делясь впечатлениями, сетовали, что нет бегущей строки, т. к. понять, о чем же поет вокалистка, было проблематично, но во втором акте (словно услышав претензии слушателей) певица показала всю мощь своего голоса. Традиционно публика ждала популярную арию Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей». Мне, например, запомнилось, как ее фантастически исполнял солист Большого театра Юрий Мазурок. Баритон Игорь Мокренко чуть-чуть не дотянул, но свою порцию аплодисментов от зрителей все же получил. Хорош был женский хор (подруги Иоланты) и оркестранты. В общем, если вы хотите послушать прекрасную музыку Петра Чайковского, то, несмотря на отдельные шероховатости постановки, на этот спектакль стоит пойти, но, конечно, уже в следующем сезоне.
В ОТПУСК — С ПАРТИТУРОЙ...
Напомню, ныне в Украине работают шесть театров оперы и балета. В разные периоды «законодателем моды» был то Киев, то Львов, а в последние годы конкуренцию двум старейшим театрам составляет Донецк. Худрук донетчан, известный танцовщик Вадим Писарев и главный дирижер Василий Василенко — люди не только креативные, но и смотрящие в перспективу. Их можно поблагодарить за то, что возродили Международный конкурс балета им. Сержа Лифаря, родившегося и умершего в Киеве. Они в следующем сезоне замахнутся на вагнеровского «Летучего голландца» (см. «День», № 109) — международный проект и первая постановка этого произведения в Украине. Экспериментирует и довольно интересно работает коллектив Днепропетровского театра оперы и балета. Одна из их творческих удач — фольк-действо «Колиска життя» Станковича в постановке Олега Николаева.
А что же наша столица? Чем порадует публику в следующем сезоне? Похоже, обещанная руководством театра премьера оперы-балета «Страшная месть», «прикрученная» к ЕВРО-2012, не состоится. Уже несколько лет музыку на гоголевский сюжет пишет известный композитор Евгений Станкович, но финиша этой работы еще не видно. Ныне на отдых, не забывая, впрочем, разучивать партитуры, ушли хористы и солисты, т. к. одна из ближайших премьер — «Дон Карлос». Эпохальная опера в пяти действиях Дж. Верди (ее поставят Шевченковские лауреаты — молодой режиссер Анатолий Соловьяненко и дирижер Николай Дядюра). Сейчас ведутся переговоры с немецкими хореографами из Берлинской оперы, чтобы на киевскую сцену перенести балет «Красное и черное» по мотивам романа Стендаля. Есть идея создать на музыку Паганини-Скорика балет «24 каприса» (сейчас стоит вопрос, кто напишет либретто, а поставит спектакль хореограф Виктор Яременко). Возможно, состоится концертное исполнение оперы «Сулейман и Роксолана» Александра Костина, а может, зрители увидят балет «Екатерина Билокур», музыку для которого написала Леся Дычко. В декабре 85-летие отметит Виталий Кирейко, и к его юбилею, если найдутся деньги, будет осуществлена постановка оперы «Боярыня» (она прошла только в концертном исполнении). Уже несколько лет витает, но так и не обретает конкретику, идея поставить масштабную русскую оперу и пригласить кого-то из известных московских или санкт-петербургских режиссеров. А совместно с Польским институтом прорабатывается вопрос о постановке «Короля Роджера» Шимановского.
И еще один вопрос, требующий решения, — это наша национальная классика. В теперешнем репертуаре три шедевра: «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем» и «Тарас Бульба» — спектакли-визитки театра, давно требующие обновления по сценографии и режиссуре. Кстати, в следующем году будем отмечать двойной юбилей классика украинской оперы Николая Лысенко (170-летие со дня рождения и 100-летие со дня смерти). Может, стоит обратить внимание на «Энеиду» — блестящее произведение композитора, дающее простор для постановщиков и артистов?
Выпуск газеты №:
№121, (2011)Section
Культура