Без ретуши
В Харькове завершился Второй международный кинофестиваль Kharkiv Meet DocsКинофорум не только предоставил возможность пересмотреть уникальные ленты, но и стал образовательной платформой для молодых документалистов. В этом году форум получил название Kharkiv Meet Docs Eastern Ukrainian Film Festival и длился в течение пяти дней. В программу вошел 21 полнометражный фильм, были показаны роботы участников и призеров Канн и Берлинале, претенденты на премию «Оскар» и другие картины из Украины, Германии, Израиля, США, Польши, Великобритании. Это не только документальные, но и художественные ленты.
Фильм Сергея Лозницы «Донбасс» вызвал наибольший ажиотаж среди зрителей (эта картина сейчас выдвинута от Украины на премию «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке»). Еще одной сенсацией стал показ картины Павла Павликовского «Холодная война», ведь для харьковчан это была едва ли не единственная возможность посмотреть ленту. Мировая премьера этого фильма состоялась на Каннском кинофестивале, а Павликовский получил «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую режиссуру. Сейчас лента также выдвинута на «Оскар» от Польши.
Самое бойкое обсуждение после показа вызвал фильм «2020. #безлюднакраїна» молодого украинского режиссера Корнея Грицюка. Как отметил сам автор, дискуссия длилась почти столько же, сколько и сам фильм. Кстати, режиссеру и продюсеру ленты Анне Паленчук зрители устроили овации. Фильм является первым в стране мокьюментари, то есть это художественная картина, снятая в стиле документального кино. По сюжету в недалеком будущем Украина открыла все границы, и все жители внезапно уехали из нее. Самая большая в Европе территория опустела. Вымышленный режиссер фильма, украинец по происхождению, проживающий в Канаде, пытается найти хотя бы кого-то, кто остался жить в Украине.
Одной из важнейших секций фестиваля стала программа «ретроспектива», которую организаторы фестиваля назвали «Meetretrospective». В ее рамках состоялся показ одного из самых известных фильмов легендарного украинского документалиста Сергея Буковского «Назови свое имя». Сопродюсером картины стал Стивен Спилберг, а в ее основу были положены интервью с живыми свидетелями Холокоста в Украине.
Буковский лично представил ленту и отметил, что фестиваль существенно развивается.
Едва ли не треть программы составили ленты, в фокусе которых — жизнь и события в восточных областях Украины. Это ленты «Как тебя зовут?» Светланы Залоги и «Ампутация» Лидии Стародубцевой и Игоря Померанцева, фильм-закрытие фестиваля «Веаюфром» харьковского режиссера Дмитрия Лавриненко (лучший украинский документальный фильм по версии нынешнего кинофестиваля Docudays UA), «МИФ», который снимался на Слобожанщине и рассказывает о жизни и смерти Василия Слипака, и многие другие.
— Сейчас стала громче звучать тема востока Украины, это очень весомый фокус для авторов и для зрителя. Это не суживает фестиваль — скорее, напротив, расширяет, делает более актуальным для зрителя, — подчеркнул режиссер.
Второй Kharkiv Meet Docs войдет в историю города как платформа для первого питчинга кинопроектов в Харькове. Фестиваль пошел дальше и в течение трех дней готовил участников к конкурсу проектов во время занятий с ведущими немецкими режиссерами, продюсерами и монтажерами. Одним из тьюторов стала и продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич. Она отметила, что такого не делал еще ни один из фестивалей в Украине.
По условиям феста, к участию в питчинге были отобраны проекты, в фокусе которых жизнь, события и проблемы на Востоке Украины. В состав жюри вошли драматург и сценаристка Наталья Ворожбит, Сергей Буковский, продюсер Анна Паленчук и харьковская профессор искусствоведения Зоя Алферова.
Победитель питчинга получил от оргкомитета фестиваля приз — профессиональную кинокамеру BlackmagicDesignPocketCinemaCamera 4K. В Украине такой техники в продаже нет, и организаторы специально заказали ее в Германии. Обладателем приза стала харьковская студентка София Возняк. Девушка представила свой проект последней из 11 участников, но это не помешало ей завоевать первенство. Именно ее проект жюри признало лучшим. София хочет снимать документальное кино о своей семье, которая живет в Новогродовке на линии столкновения. Снимать не только на поверхности, но и под землей, в затопленных шахтах охваченного войной городка.
Наталья Ворожбит, которая оценивала проекты во время питчинга, подчеркнула интересность и убедительность презентаций именно от женщин-режиссеров.
— В украинской киноакадемии довольно много женщин — приблизительно 40%, и меня это вовсе не удивляет. Украинские женщины всегда были амбициозными, существует много примеров. На этом питчинге из 11 историй четыре были женские, и все интересные. В действительности в жюри в фаворитах оказались два женских проекта, и было довольно трудно выбрать, — призналась Н.ВОРОЖБИТ.
Кроме закрытых мастер-классов, в рамках фестиваля состоялись и открытые встречи. Юлия Синькевич рассказала, как построить фестивальную стратегию для своего фильма и сделать максимум, чтобы картина попала в конкурсные программы крупнейших украинских и мировых фестивалей.
Наталья Ворожбит и Георг Жено провели мастер-класс по документальному театру. Они показали киноверсию своего спектакля «Моя Николаевка» (сборник поражающих историй от школьников города Николаевка на Донеччине, который летом 2014-го пострадал от боевых действий) и рассказали о трехлетнем опыте работы с «Театром Переселенца». Тренинги по работе над документальным кино провели и немецкие специалисты — режиссер и продюсер Феликс Кригсхайм, редактор и монтажер Зубин Сетна. Последний провел уникальный мастер-класс по монтажу фильмов.
— Когда мы работаем над фильмом — сами выстраиваем его реальность. И не имеет значения, художественный это фильм или документальный. Заметьте, что зритель в итоге видит картину такой, какой вы ее смонтировали. И когда вы принимаете решение, оставить или убрать тот или иной кадр, вы всегда должны помнить о зрителе. Он должен быть сконцентрирован на фильмы и не терять внимание. Такая работа требует от монтажера серьезных навыков, — рассказал Зубин СЕТНА.
Кинофорум состоялся в рамках Недель Германии в Украине, а проект был поддержан Министерством иностранных дел Германии в рамках программы развития сотрудничества между общественными организациями Германии и стран Восточного партнерства. Генеральный консул ФРГ в Донецке (офис в Днипре) Вольфганг Мессингер лично присутствовал на открытии фестиваля.
Организаторы планируют продолжать развивать Kharkiv Meet Docs и обязательно сделать новый форум в 2019-ом.
Выпуск газеты №:
№197, (2018)Section
Культура