Вся история человечества - это борьба государств веры с государствами сомнения - во имя победы веры.
Юрий Липа, общественный деятель, писатель, поэт, публицист, автор украинской геополитической концепции, идеолог украинского национализма

«Бог» технологии восстановления

Семья Александра Олийника (1937 — 2020 гг.) — виртуоза в керамике и талантливого инженера подарила столичному музею его работы
7 апреля, 2021 - 10:13

Накануне карантинных мероприятий в Национальном музее украинского народного декоративного искусства произошло трогательное событие: семья художника-монументалиста Александра Олийника подарила музею сборник его творческого наследия — объемные керамические работы и живописные произведения, которые органично дополнили коллекцию игрушек художника, хранящуюся в музее. Это замечательные вазы-амфоры, выполненные в технологии восстановления, удивительные светильники «Духи природы», эскиз декора «Лесная песня» для Посольства Украины (УССР) в Вашингтоне, живописные произведения декоративной стилистики — «Казак Мамай», «Древо жизни» и другие теплые, полные светлой энергетики работы. Представленная часть творческого наследия демонстрирует срез художественных вкусов Александра Олийника, ведь он был универсальным художником — виртуоз в керамике, замечательный скульптор, живописец и талантливый инженер.

ВИРТУОЗ, ПОЭТ, ИНЖЕНЕР

— Александр был удивительным человеком невероятного таланта, — рассказывает известный художник Владимир ПРЯДКА. — Кроме того, что он был Керамистом с большой буквы, но еще и поэтом, даже в общении. Действительность воспринимал образами. Иногда казалось, что юношеский дух переполняет его, ведь он так возвышенно-романтично относился к людям... Чтобы связать свое творчество с традицией, как это делал Александр Олийник, нужно иметь большую смелость и глубокие знания. А знания у него были. В нем сидел трипольский дух, исходивший из глубины души. Он представлял культуру своего этноса. Философы говорят: чем больше ты смотришь в древность, тем в большей степени твое искусство современно. Это касается и творчества Александра Аввакумовича. Он копал корни глубоко и обновлял их в новых образах и был настоящим мастером технологии восстановления. Мы в соавторстве с ним выполнили большое декоративное панно «Златоверхий Киев» во Дворце «Украина» на шестом этаже (1996 г.). Без него эта работа не состоялась бы. Я — скульптор, а Саша — блестящий технолог. Помню, как мы мучились в поисках решения, чтобы сделать позолоченные купола. Что мы только ни делали, ничего не получалось. А он взял соли серебра, выпалил керамику в газовой печи, и они засияли еще ярче золота...

ЛЕГЕНДАРНАЯ «ВАРЕНИЧНАЯ»

В творчеством наследии художника — много монументальных произведений, которые стали украшением нашей столицы: декоративное панно, горельеф «Молодость» Киевского дворца торжественных событий, банкетный зал молодежного кафе по улице Леонтовича, горельефы дома творчества ученых «Лесная быль» в Феофании.

Кроме того, и другие украинские города были украшены талантливыми руками Александра Аввакумовича. Это горельефы «Музы искусств» для Дворца культуры в Новограде-Волынском, сюжетные панно для детского лагеря «Парус» в Крыму, декоративный рельеф «Мальвы» в Припяти. И Посольство Украины в Вашингтоне также украшает работа украинского художника.

К сожалению, не все монументальные произведения сохранились. Киевляне старшего поколения хорошо помнят легендарное кафе «Вареничная» на Крещатике — любимое место жителей и гостей столицы, где можно было отведать вкусное украинское блюдо и посидеть под «Цветущим деревом» (мозаичный рельеф авторства Александра Олийника). Но сказочная «Вареничная» осталась только в воспоминаниях ее поклонников.

ИСТОЧНИКИ

Александр Олийник родился 8 ноября 1937 года в селе Перегоновка Кировоградской области. В 1960 году закончил Киевское училище декоративно-прикладного искусства, которое находилось на территории Киево-Печерской лавры. Специалисты отмечают, что это было учебное заведение, которое подготовило целую плеяду художников, которые на протяжении многих лет создавали украинскую культуру. Среди воспитанников училища, с которыми получал художественное образование Александр Олийник, были Александр Миловзоров, Владимир Прядка и Надежда Веселовская, которая стала музой и любимой женой художника на всю жизнь.

Затем были Киевский государственный художественный институт и любимая работа в области монументального и декоративного искусства. В 1982 году Александр Аввакумович стал членом Национального союза художников Украины. В течение 1988 — 1993 лет — председатель секции декоративно-прикладного искусства Киевской организации НСХУ, а затем, в 1995 году, получил почетное звание заслуженного художника Украины.

— Работам художника присущи лиричность, романтизм. Они являются эхом незаурядной человечной, милой личности художника, — рассказывает куратор выставки, научный сотрудник музея Ирина БЕКЕТОВА. — Его монументальные произведения выполнены безупречно, мастерски, идеально привязаны к пространству размещения. А живописные работы очень декоративны, цветовая палитра прекрасно подчеркивает обозначенные темы.

Одно из увлечений художника — украинская народная игрушка. Александр Аввакумович безупречно делал свистульки в образах любимых народом животных: лошадей, быков, туров, барашков. Изысканной является серия работ, посвященная военной коннице.

В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ

Для того чтобы организовать выставку и открыть страницу творческой биографии художника-монументалиста широкой общественности, много усилий приложили племянницы Александра Аввакумович — Ярослава и Оксана Олийник. Свое художественное образование они начали получать еще с самого детства в дядиной мастерской и имели возможность заглянуть в тайны его творческого процесса.

— Он был как кремень — жестким и принципиальным в профессиональном плане и очень дисциплинированным, — вспоминает Ярослава Олийник. — Мог делать по несколько вариантов одного и того же элемента, часами работал в поисках изящной линии и гармонии, которая была у него внутри. Он никогда не скатывался к «салонщине», не думал о гонорарах и забывал обо всем на свете, когда работал.

— Время от времени на художественных совещаниях Александра Аввакумовича обвиняли в национализме. Бывали эпизоды, когда на этапе эскиза работу останавливали. Если, скажем, в мозаичной цветочной композиции он использовал желтые и голубые цвета. Но он считал себя духовным последователем бойчукистов, поэтому от своей позиции никогда не отступал, — рассказывает Оксана Олийник.

Не случайно последние годы жизни художник посвятил преподавательской работе в вузе, который сейчас носит имя Михаила Бойчука, самоотверженно прививал любовь к народному искусству молодым художникам. С 2000 года он работал доцентом кафедры монументально-декоративного искусства Киевской государственной академии декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука.

Открыть для себя великого украинского художника смогут гости музея, если посетят выставку произведений Александра Олийника после окончания карантинных мероприятий.

Марина МАРЧЕНКО. Фото из семейного архива Александра Олийника
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ