Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Боль и гнев Василия Стуса

К 80-летию со дня рождения великого украинского Поэта и Гражданина
06 января, 09:32

Сетуем, что, мол, сейчас в Украине мало настоящих духовных авторитетов - особенно после ухода Евгения Сверстюка, Любомира Гузара, Николая Винграновского, Николая Руденко... Но кто, собственно, сказал, что такие авторитеты должны быть с нами прямо здесь и сейчас, буквально рядом во времени и пространстве, и за нашими спинами (или с высоких небес) давать директивы, указания, уверенные советы целому обществу или отдельным людям: это делайте, так поступайте, а этого не делайте никогда? Их, авторитетов, надо внимательно слушать и читать, искать «огонь под пеплом», а это - усилия ума и души!

Василию Семеновичу Стусу 6 января исполнилось бы 80 лет (он мог бы быть и сейчас среди нас - но КГБ знал, кого надо уничтожать прежде всего; в ком, несмотря на 13 лет лагерей, жив и всегда будет жить шевченковский дух Несокрушимости, Правды и Любви к Украине. Таким образом, КГБ хорошо знал, что совершал в сентябре 1985-го; мы же масштаб этой потери, возможно, до сих пор не осознали). Но невозможно представить его ветераном пожилого возраста - только Мужчиной сорока лет, с красивой, стройной, гордой осанкой, аристократическим стилем поведения (со своими палачами в частности!). Вот кто был настоящей духовной элитой нации - этот крестьянский сын, который уже с четырех лет познал, что такое адская физический труд и голод, этот Интеллигент высшей пробы, который поражал солагерников, среди которых, например, был Михаил Хейфец, питерский диссидент, очень образованный человек (автор уникальных воспоминаний о Стусе, кстати, они вышли в Библиотеке «Дня» в сборнике "Бронебойная публицистика") - поражал своей эрудицией, глубиной мышления, бешеной жаждой знаний, этот убежденный националист, который все мерил Украиной - и одновременно человек, открытый ко всем культурам мира, блестящий знаток, интерпретатор и переводчик Рильке, Гарсия Лорки, Киплинга, Пастернака, Цветаевой... Стоит ли говорить, как сейчас нам не хватает личностей такого калибра, сейчас, в эпоху наслаждения ренегатством («вовремя предать - это не предать, это - предвидеть»), мельчания душ и политических куртизанок обоих полов? В эпоху, когда напоминание о погибшей «Небесной сотне», оказывается, является «популизмом».

Стус, который мог бы выбрать для себя другую жизнь (но тогда он не стал бы таким Поэтом, считал Хейфец) - без лагерей, карцера, унизительных обысков, физических и духовных пыток и издевательств охранников, КГБшных и коммунистического начальства разного рода грязных провокаций - он имел право (среди очень и очень немногих, а может, и единственный из всех имел) на такие жестокие, горькие и гневные слова: «Собственно, есть ли украинская интеллигенция? Думаю, либо ее нет вообще, либо она все молодая и все недозревшая... Украинский интеллигент на 95% чиновник и на 5% патриот. Так что он и патриотизм свой хочет оформить в бюрократическом параграфе, его патриотизм и неглубокий, и ни к чему не обязывает, поскольку в Украине не создана патриотическая гравитация. Введенная в систему официоза, эта интеллигенция не чувствует никакого долга перед народом» (для Стуса этот долг – это были не пустые слова! А для современных интеллигентов?).

И еще одно. Среди сотен шевченковских по силе мысли и горячей любви к Украине стихов Василия Семеновича автора этих строк особенно поразила одна, поистине пророческая его поэзия - и почему-то вспомнилась при этом очень интересная фигура, тогда, в 1980-м, «адвокат» Поэта, сейчас - «миротворец », который «помогает освобождать» наших заложников и гордится близостью к Путину. Вот эти строки:

Досить крові,- продекламував кат,

коли ніж, загнаний мені поміж ребер,

стримів у спині.

А я подумав, скулившись весь од болю:

що як він захоче ще й лікувати мене?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать