Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Было»

3D-репортаж украинско-чешского тандема в коллекции Национального музея Черногории
22 октября, 10:27
ПАВЛА НИКИТИНА, ЕЖИ ПЕЦ. «БЫЛО», АВТОРСКАЯ РЕПЛИКА, СОЗДАННАЯ ДЛЯ ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ ИСТОРИИ КИЕВА, 2019

Созданная во время черногорской резиденции «Exodus. Biruchiy 019. Montenegro» скульпутра «Было» украинки Павлы Никитиной и чеха Иржи Пеца останется в коллекции Национального музея Черногории в Цетине. Ее подарил музею канадский бизнесмен украинского происхождения, меценат и один из идеологов социального клуба «Exodus» Андрей Любалин.

«Exodus. Biruchiy 019. Montenegro» — международный мультимедийный художественный проект, который объединил художников из Украины, Черногории, Боснии и Герцеговины, Сербии, Чехии, Франции, Испании и России на резиденциях в г. Горный Морин (Черногория) и на косе Бирючий остров (Украина). Куратор — Константин Дорошенко (Украина), комиссар — Петар Чукович (Черногория). Результатом стали выставки в Музее партизанской славы в Горном Морине, Национальном художественном музее Черногории, галерее на Бирючем и Музее истории Киева.

Павла Никитина рассказывает: «Новый термин  — «скульптурный 3D-репортаж» — я изобрела в работе над проектом, посвященным украинским военным, ветеранам АТО в 2018 году с целью таким образом актуализировать и в то же время зафиксировать историю и судьбу бойцов. «Было» — моя вторая работа в жанре скульптурного 3D-репортажа — об участниках резиденции «Exodus. Biruchiy 019. Montenegro». Она создана в сотрудничестве с чешским коллегой Иржи Пецем. Результатом стала скульптурная композиция, напечатанная на 3D-принтере из специального мелкодисперсного композитного порошка на гипсовой основе.

В композиции присутствуют сканы не только художников, но также людей, которые вдохновляли участников проекта и добавляли смыслы к их дискуссиям. Без них наша с Иржи робота не была бы целостной и достоверной. Не только сама Черногория освежила наш ум, но и люди, которые неслучайно окружали нас».

Андрей Любалин комментирует: «Социальный клуб «Exodus» — это открытое содружество людей, которые заинтересованы в развитии творческой кооперации и взаимной помощи с использованием современных коммуникаций в децентрализованных сетях. Слово «Exodus» ассоциируется с исходом евреев из Египта, но настоящий акт состоялся как следствие осмысления невозможности жить по-старому в стремлении к желаемому для себя будущему. Осмысление — как преодоление инерции собственного мышления, в основе которого лежало представление о нерушимости фараона и его безусловной власти над их свободой выбора.

Сегодняшние беспрецедентные вызовы и одновременно бесконечные технологические возможности вынуждают переосмыслить основы взаимного сосуществования людей и новые способы достижения общих целей. В основе которых здравый смысл и взаимная польза.

Художник — это тот, кто стремится выразить неописуемое. В этом смысле арт-резиденция «Exodus» предоставила возможность каждому из них выразить своим уникальным способом тему Исхода из рабства бывших представлений в сторону гуманизации, согласия и благосостояния в мире».

ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ЧЕРНОГОРИИ Д-Р АНАСТАЗИЯ МИРАНОВИЧ И АНДРЕЙ ЛЮБАЛИН (СОЦИАЛЬНЫЙ КЛУБ «EXODUS»)

Скульптура «Было» создана в единственном экземпляре. Ее уменьшенная реплика, которая демонстрировалась на выставке в Музее истории Киева, оказалась без фигуры одного из участников резиденции — Олега Кулика. Он пожелал позировать для сканирования голым с условием: после создания работы скан будет передан ему, а исходные материалы уничтожены. Художники выполнили обещание. Более того, после воссоздания реплики для Киева они уничтожили все сканы — было, значит было. Осталось в произведениях, зафиксированное в воспоминаниях и больше нет.

Павла Никитина говорит: «Исход, выход из плена — перманентное состояние мыслящего человека. Он меняется, двигается, переоценивает себя и свои идеи. Моей целью было поймать и зафиксировать это состояние каждого участника резиденции индивидуально, чтобы потом всех объединить в одной композиции. Настроение, характер и внутреннее состояние проявляется в позах людей, которых я сканирую. Меня волнует психология тела и мысли этих людей, которые собрались для взаимного обмена и реализации.

С самого начала своего творческого пути, где мне во многом помог Иржи Пец, я поняла, что изучение внешнего мира и людей меня волнует больше, чем материализация моего внутреннего мира идей. Мой результат я вижу в моем окружении, я — инструмент в механизме его истории. И вместе с Иржи мы превращаем реальность в артефакт. То, что вы видите, действительно — Было. Случилось, состоялось, жило и порождает последствия».

Украинский писатель Любко Дереш резюмирует увиденное: «Деликатная работа Павлы Никитиной и Иржи Пеца, изготовленная из чрезвычайно хрупкого материала, совмещает в себе современную технологичность и чувство фатума, который завис над нами. Участники проекта, отсканированные и воспроизведенные в новом материале, стоят в кругу, однако смотрят не внутрь, а наружу, созерцая общий мир, принимая реальность и разделяя, волей-неволей, ответственность за нее.

Книга «Exodus» заканчивается тем, что Израиль получает от Творца заповеди, закладывая начало новому порядку, новому космосу. Похоже, новый «Exodus», в конечном итоге, тоже должен привести к формированию нового закона, ведь, как отмечал неоднократно куратор проекта Константин Дорошенко, сегодня старые правила распадаются буквально на глазах. Нам нужны правила, нужен порядок — и кажется, с каждым днем мы убеждаемся в этом все больше. В конце каждого Исхода обязательно должна произойти встреча с Творцом и заключение нового мира. Возможно, в этот раз мы сможем попросить у Него вместить в этом обоюдном соглашении больше Его красоты».

Проект «Exodus. Biruchiy 019. Montenegro» реализован командой симпозиума современного искусства BIRUCHIY в коллаборации с социальным клубом «Exodus» при поддержке Украинского культурного фонда.

Фото предоставлены автором

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать