Cалон для друзей
В Музее Рыльского звучали рассказы Паустовского под живую музыку Грига и Моцарта
Есть в нашей столице уникальное место, где можно тет-а-тет пообщаться со звездами, услышать интересные истории. Киевский литературно-мемориальный музей М.Рыльского не только уважаемое научное заведение, но там еще и проходят лекции, концерты, вечера. Напомним, что Максим Рыльский, поэт-академик, общественный деятель, переводчик, публицист, языковед, литературовед, и Константин Паустовский, прозаик, публицист, критик, драматург, были хорошо знакомы и было время, когда они даже дружили. В 1937-м Максим Тадеевич предложил Константину Георгиевичу написать биографическую повесть о Тарасе Шевченко. Книга вышла в 1939-ом к 125-летию великого Кобзаря, и это произведение в газете «Правда» разгромили! А советский рецензент говорил «о всплесках украинского национализма у русского писателя Паустовского». Кстати, над повестью «Тарас Шевченко» Константин Георгиевич работал в Ирпенском доме творчества, а рядом была дача Рыльского. Литераторы часто общались, рыбачили, вместе ходили на охоту... Максим Тадеевич посвятил Константину Георгиевичу стихи. Даже на фронт Паустовского провожал Рыльский вместе с Яновским. А «врагами» писатели стали в 1960-х когда в «Литературной газете» было опубликовано «Открытое письмо К.Г. Паустовскому», где Максим Тадеевич обвинял Константина Георгиевича в том, что тот в своих опубликованных воспоминаниях позволял себе высказывания, которые оскорбляют национальное достоинство украинцев. Разрыв отношений товарищей был болезненным... Как вспоминал Валерий Дружбинский, который работал литературным секретарем у Паустовского, как истинный украинец Рыльский не смог простить отношения Константина Георгиевича к гайдамакам. После той публикации Паустовский неоднократно пытался достичь взаимопонимания с Рыльским, но... сколько ни звонил Рыльскому, он ни разу не подошел к телефону. Хотя, чтобы уладить недоразумение, Паустовский даже привлекал к посредничеству своих близких друзей, в частности Виктора Некрасова и Константина Федина (которых Максим Тадеевич искренне уважал), но и это не помогло. Константин Георгиевич очень переживал, что ему так и не удалось попрощаться со своим товарищем, который умер от тяжелой болезни 24 июля 1964 г.
То, что в Музее М.Рыльского звучали произведения К.Паустовского, не случайность. Проницательно читала Лариса Трояновская, известная актриса Театра на Подоле два рассказа Константина Георгиевича, в которых словно звучит музыка. В «Корзине с еловыми шишками» один из героев Эдвард Григ, а в «Старом поваре» — Вольфганг Амадей Моцарт. Во время этой импрезы аккомпанементом стало потрясающее исполнение произведений этих классиков пианистом-виртуозом Тимуром Полянским.
— Главная идея проекта «Персона» — сближать людей. Местом проведения нашей акции является Киевский литературно-мемориальный музей М.Рыльского, в сотрудничестве с коллективом которого мы проводим свои встречи, — рассказала Екатерина РЯСНАЯ, автор идеи и организатор проекта. — Приглашаем на свои салоны известных деятелей искусств, популярных актеров, музыкантов, писателей. Во время вечеров есть возможность тет-а-тет пообщаться со звездами, посмотреть их работы, вместе почаевать и получить ответы на вопросы, которые волнуют и интересуют гостей. В Музее М.Рыльского очень теплая атмосфера, и те, кто раз здесь побывал, обязательно придут еще и еще раз. Например, когда зрители идут в театр, то не каждый осмелится подойти к звезде, взять автограф, даже подарить цветы, а на нашем проекте есть уникальная возможность беседовать с мастером приватно, и именно это привлекает публику. Кстати, Дом Максима Тадеевича называли «Мануаром в Голосеевском лесу» (в переводе с французского — «дом для друзей»), потому что еще при жизни Рыльского именно здесь любили собираться его коллеги, известные личности, товарищи. И эти салоны были очень популярными, звучали стихи и музыка. Наш проект продолжает эту традицию, и мы показываем зрителям то, что больше нигде они не увидят и не услышат. У нас состоялся литературно-музыкальный салон, где рассказы Паустовского читала ведущая актриса Театра на Подоле Лариса Трояновская, а музыкальные произведения на фортепиано исполнял Тимур Полянский, пианист, аранжировщик и композитор. Это сочетание актерского и музыкального мастерства заворожило зрителей, и это было так трогательно, что на глазах многих людей были слезы. Следующее мероприятие в Музее М.Рыльского мы планируем провести 5 октября.
— Я довольно часто бываю в Музее М.Рыльского и каждый раз это очень теплые мгновения, — призналась актриса Театра на Подоле Лариса ТРОЯНОВСКАЯ. — Сегодняшний вечер соединил две творческие личности — Максима Тадеевича и Константина Георгиевича, а еще этот домик и открытые сотрудники музея, словно магнитом притягивают людей. Интересно было услышать о классиках, которые работали в одно время, как они общались, какие мысли у них совпадали, а на что смотрели по-разному, о том, как рождались произведения. Часть жизни Паустовского связана с Киевом и Украиной. Род Константина Георгиевича имел украинско-польско-турецкие корни. Киев писатель называл городом своей юности, о котором Паустовский писал с необычной проницательностью и теплотой, который хорошо знал и до конца жизни любил. «Я вырос на Украине. Мои родные со стороны отца говорили только по-украински. С детства я полюбил напевный, гибкий, легкий, бесконечно богатый образами и интонациями украинский язык», — писал писатель.
Знаете, в конце 1980-х режиссер Игорь Славинский поставил тонко эмоциональный спектакль «Intermezzo» по мотивам новеллы М.Коцюбинского в Театре на Подоле, где принимал участие квартет музыкантов, и это действо интриговало и привлекало публику, потому что напоминало салонную импрезу. В настоящий момент в музее вместе с коллегой Тимуром Полянским мы решили провести вечер в таком формате и продолжить прекрасную традицию камерных спектаклей-салонов, когда мастера и зрители могут пообщаться и такие беседы интересны каждой из сторон, и нас здесь не разделяют огни рампы. Меня очень растрогали слова одной из зрительниц, которая призналась, что имеет личные проблемы, но услышав рассказ Паустовского, посмотрела на это под другим углом зрения, а слово и музыка, словно релакс для души. Хочу поблагодарить своего коллегу, прекрасного музыканта Тимура Полянского, который виртуозно исполнял произведения Грига и Моцарта, добавив теплые нотки к нашей импрезе. Кстати, рояль, на котором Максим Тадеевич сам любил играть и часто аккомпанировал звездным гостям, и вообще в этом музее можно увидеть немало раритетов, которые связаны с судьбой Рыльского и временем, в которое он жил и творил. Когда общаешься с сотрудниками этого заведения, то чувствуешь, как они преданы своему делу, как умеют донести слова и мысли наших классиков, которые до сих пор актуальны. А такие салоны дают воодушевление к жизни и нам, исполнителям, и публике, которая приходит на такие вечера. Побуждают к тому, чтобы задуматься, для чего человек живет на этом свете и что им движет, что ты можешь почувствовать радость даже от небольших вещей, например, когда читаешь замечательные произведения, слушаешь прекрасную музыку. В рассказе «Корзина с еловыми шишками» героиня Дагни Педерсен, которой композитор Григ посвятил свое произведение, а девушка его услышала лишь когда ей исполнилось 18, говорит проницательные слова: «Спасибо! За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».
Выпуск газеты №:
№175, (2019)Section
Культура