Человек, упавший на Землю
В прокат выходит игровой биографический фильм о легендарном рок-музыкантt и певцt Дэвидt БоуиДэвида Боуи нет в этом мире уже пять лет. В его честь называют новые виды пауков и моллюсков, и даже целые астероиды, выпускают серии марок и денежные знаки. Выход игрового биографического фильма «Дэвид Боуи: История человека со звезд» — логическая часть этой нарастающей волны мемориализации.
Жизнь Боуи была связана с кинематографом с детства: его мать работала билетершей в кинотеатре. В 9 лет он посещал классы музыки и хореографии, а впоследствии получил полноценную актерскую подготовку от танцовщика и мима Линдси Кемпа, причем в самом широком диапазоне — от театрального авангарда до пантомимы.
Для каждого своего знакового альбома Боуи создавал отдельный сценический образ: майор Том, Зигги Стардаст, Изнуренный Белый Герцог, Натан Адлер. Музыка среди прочего была своего рода звуковой декорацией этих перевоплощений. Не удивительно, что фильмография Боуи почти не уступает его музыкальному наследию: он сыграл в 37 кино— и телепроектах, в том числе у режиссеров такого калибра, как Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Кристофер Нолан, Тони Скотт, Николас Роуг, Нагиса Осима.
«История человека со звезд», которая имеет оригинальное название Stardust («Звездная пыль») — первая режиссерская работа британца Гэбриэла Ренджа после 10-летнего перерыва. Фильм был анонсирован еще в июне 2019-го. Главную роль получил британский музыкант и актер Джонни Флинн (род. в 1983, Йоханнесбург). Флинн является певцом и автором фолк-рок-группы Johnny Flynn & The Sussex Wit. Он так же известен по ролям в телесериалах «Вспомнить все связи» и «Гений». Съемки шли в Торонто в Канаде и в некоторых городах США и закончились уже в сентябре 2019-го.
Действие «Истории человека со звезд» разворачивается в 1971-м, в период, предшествующий созданию сценического образа Зигги Стардаста, который, собственно, и стал для Боуи прорывом к мировой славе. В основе сюжета — события, которые произошли с будущей звездой в его первом американском турне. Из-за бюрократических несогласованностей Боуи не позволено выступать. Вместо этого он встречается с музыкальной богемой, исполняет каверы (версии чужих песен) на частных встречах и знакомится с американскими рокерами — так же, как он, недооцененными в США на тот момент — Игги Попом и Лу Ридом.
По словам авторов картины, она не является биографической в ??строгом смысле слова и не имеет прямого отношения к творческому наследию Боуи. Это не художественный прием, а вынужденная необходимость, потому что семья музыканта не поддержала идею создания фильма. Поэтому в «Истории» нет ни одной оригинальной песни главного героя. В саундтрек включены композиции французского шансонье Жака Бреля «Моя смерть» (1959) и «Амстердам» (1964) — их Боуи пел в начале 1970-х. Также звучит I Wish You Would британской рок-группы The Yardbirds, которая вошла в альбом кавер-версий Боуи Pin Ups (1973). Специально для фильма Джонни Флинн написал и исполнил песню Good Ol ‘Jane. Он так прокомментировал это: «Я ухватился за идею, что он убегает от самого себя, и подумал, что было бы здорово создать такую песню, которую он мог написать в отеле прошлой ночью. Я хотел отобразить ею тот момент в его жизни. Так что она о том, как Дэвид по сути копирует Лу Рида».
Собственно, именно за это пресса и аудитория остро критикуют фильм — что в нем недостаточно Боуи. Недостаточно его песен, недостаточно шоу в духе «Богемской рапсодии» — когда актер перепевает репертуар умершей рок-звезды в перерывах между слезливыми мелодраматическими сценами.
Первые фильмы, которые принесли известность Гэбриелу Рэнджу, были исполнены как мокьюментари — продуманная стилизация под неигровое кино — о транспортном коллапсе в Великобритании и об убийстве президента Джорджа Буша. Иначе говоря, этот режиссер как раз и специализируется на воспроизводстве своего рода альтернативных исторических событий на экране. Для него важна не точная реконструкция каждого дня и каждого звука изо рта Боуи, а раскрытие именно человеческого образа, который стоит — или, скорее, мог бы стоять — за рок-легендой.
Поэтому это Боуи как посторонний, даже как неудачник, шатается в обтягивающей одежде и бросает традиционалистам вызов своим андрогинным видом; уверенный сияющий Зигги близко, но еще не здесь. Его отчуждение столь же захватывающее, как и его сценическая ярость.
Итак, перед нами — не очередное экранное шоу, а камерная, умная драма, которая творчески переосмысливает легенду о Дэвиде Боуи — человеке, упавшем на Землю.