Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Через тернии к свободе

Владимир Петранюк написал пьесу «Чорна рілля, або Любов і смерть Степана Бандери»
09 сентября, 19:20
СТЕПАН БАНДЕРА

В прошлом году исполнилось 100-летие со дня рождения и пятьдесят лет со дня смерти Степана Бандеры. Одна из ключевых фигур национально-освободительного движения, в то же время остается одной из наиболее противоречивых, а также малоизвестных для широкой общественности наших соотечественников. Писать о таких людях очень сложно и в то же время интересно, ведь их нерядовые, трагические судьбы скрывают неизвестные миры человеческой души, раскрывают величие человеческого духа. Именно этому и посвящена трагедия на одно действие Владимира Петранюка «Чорне рілля, або Любов і смерть Степана Бандери».

Владимир Петранюк — украинский актер, режиссер, писатель и драматург, руководитель Киевского театра украинской традиции «Дзеркало». Литературной деятельностью занимается более тридцати лет, его работы отличаются писательским талантом — оригинальностью замысла, философским наполнением сюжета, эмоциональной искренностью и остротой характеров. Автор умеет, казалось бы, в обычном течение событий, раскрыть космический смысл призвания земного бытия человека.

Выбирая героем своего произведения фигуру Степана Бандеры, драматург раскрывает малоизвестные страницы его биографии, а именно тайные чувства и отношения с тремя любимыми женщинами. Но рассказ не только, а возможно, и не столько об этом. Действие разворачивается, так сказать, в двух временных измерениях — прошлое и современное, которое происходит в последнее время жизни героя, а именно 15 октября 1959 года в Мюнхене. И хотя в основу пьесы положены реальные факты биографии Бандеры, автор подчеркивает художественный прием вероятности событий, в предисловии он отмечает, что «такого не было никогда», однако полностью могло случиться.

Словно, чувствуя последние минуты жизни, главный герой произведения мысленно встречается с теми, кого любил, чувства к которым в самые тяжелые периоды жизни согревали его душу, подбадривали дух, утверждали в вере, давали силы для борьбы. Каждая встреча становится символической, и раскрывает определенные черты характера Степана — вот он по детскому влюбленный стыдливый подросток, романтичный и страстный юноша, зрелый мужчина, для которого любовь к близким неотъемлема от любви к Родине. Эти воспоминания органично вписываются в реальную плоскость событий, которые происходят в маленьком баре на берегу реки Изр. Именно здесь герой с глазу на глаз встречается с человеком, который принес ему смерть. Во внутреннем, скрытом противостоянии Бандеры и агента НКВД раскрывается философская мысль автора. Недаром оппонент Бандеры вспоминает поступок Иуды, который будто изменил Христу ради высшей идеи Воскресения.

Поэтому главный конфликт переносится в духовную сферу выбора между свободой и личным счастьем. В свое время наш земляк, выдающийся философ Николай Бердяев отмечал, что главная сложность проблемы свободы заключается в ее социальных последствиях, в том, что средний человек массы, в сущности, не очень проникается свободой. Человек настолько слаб, что готов сменить свободу на спокойное счастье безответственности. Для самого мыслителя вопрос выбора между свободой и личным счастьем решался однозначно — нельзя дорожить жизнью, недостойной человека. Максимальная свобода является свободой духовной жизни, минимальная свобода является свободой материальной жизни.

Поэтому у человека есть два земных пути — «тесный» и «широкий». «Тесный» путь или горний, которым шел Христос, шли апостолы, герои, мученики. Он узок и страдальческий на входе, однако, светлый и широкий на выходе. «Широкий» путь — это дольный путь, он просторный и легкий на входе, однако тесный и болезненный на выходе. Герой «Чорної ріллі» выбирает первый путь к Истине, как он сам говорит: «через тернии к свободе», его оппонент выбирает второй путь «забеганных обывателей»: еда — жена — работа — любовница — шоп.

И хотя автор пьесы не выносит категорических суждений, избегает пафосных речей, однако становится очевидным, что для него этот вопрос также приобретает принципиальное значение.

Следовательно, истина одна, путей к ней множество. Каждый человек имеет право на свободный выбор своей судьбы, свою личную свободу, свою правду. Все зависит от того, как кто понимает счастье, цель и смысл своей жизни. И дай Бог, всем нам не ошибиться в своем выборе, не закрыть перед собой врата, которые ведут в сферу Духа, мира истины. Именно об этом пьеса Владимира Петранюка, произведение которого побуждает к размышлениям, переживаниям и главное — вдохновляет к личному творчеству, а, следовательно, утверждает веру в человека, в будущее нашей страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать