Публика проявляет ненасытное любопытство ко всему, за исключением того, что действительно стоит знать.
Оскар Уайльд, выдающийся ирландский англоязычный поэт, драматург, прозаик, эссеист

«Даже самые смелые открытия, как правило, основываются на традициях»

Мирослава Которович о внутреннем камертоне, фигуре Отца и благодарность, без которой нет движения вперед
21 августа, 2020 - 11:53
ФОТО СЕРГЕЯ РАЗБЕЙКОВА

24 августа в  20.00 сад «Софии Киевской» наполнится удивительной музыкой и голосом — здесь в рамках фестиваля высокого искусства Bouquet Kyiv Stage будет звучать особенная музыкальная программа в исполнении скрипачки Мирославы Которович, сопрано Сусанны Чахоян, гитариста Владислава Индика и камерного ансамбля «АРТЕХАТТА» — «Букет для маэстро Которовича».

Мирослава Которович и Владислав Индик будут играть знаковые произведения из репертуара легендарного дуэта Богодара Которовича и Петра Полухина. Будут звучать произведения Николо Паганини, Мануэля де Фальи, а также Виктории Полевой, которая специально для этого концерта создала версию своей «Метты» для скрипки и гитары. А Сусанна Чахоян споет без всякого слова, лишь мелодией вокализов, Мориса Жозефа Равеля, Камиля Сенс-Санса, Арно Бабаджаняна, Эйтора Вилла-Лобоса в инструментальном сопровождении камерного ансамбля «АРТЕХАТТА».

Bouquet Kyiv Stage, организован Домом «Мастер Класс», будет проходить уже в третий раз с 20 по 25 августа во дворе «Софии Киевской». Это будет шесть дней музыки, визуального искусства, театра, литературных чтений и дискуссий, интерактивных детских программ и цикл бесед под ясенем с людьми, которые творят изменения. В целом запланировано приблизительно 40 событий, большинство из которых будет транслироваться онлайн.

В этом году темой фестиваля избрали «Город мастеров», чтобы языком искусства рассказать о тех, кто изменял или изменяет мир, а следовательно, и жизнь каждого из нас. Рассказать как о легендарных личностях, так и о тех, кто лишь начинает свой творческий путь, но начинает его ярко и неординарно. Сквозную же идею нынешнего фестиваля его инициаторам подсказал карантин — «Жизнь продолжается!»

В разговоре с «Днем» Мирослава Которович рассказывает о запланированном концерте, творческих установках отца и традициях, которые дают силу.

О КОНЦЕРТЕ

— Этот концерт на День Независимости мы планируем сделать очень камерным. Он будет посвящен Богодару Которовичу, моему отцу и учителю. Мы уже когда-то делали с Сусанной концерт-посвящение двум мастерам нашего города — мастеру скрипки Богодару Которовичу и наставнице Сусанны Чахоян, нашему соловью, как ее называют — Евгении Мирошниченко. Но тот концерт был открытой раной, на разрыв сердца, потому что они тогда только отошли в Вечность. С опытом я вижу, насколько важно ценить своих учителей. Мастерство не может родиться само по себе, и так же оно не преумножится, если мы не будем помнить тех, кто нам его передал. Это счастье, когда Бог подарил настоящего учителя. Нам с Сусанной повезло — у нас были наилучшие учителя.

Уже минуло 11 лет, как  нет отца, и думаю, что в сейчас концерт будет другим, потому что за это время величие его фигуры выросло, оно будет расти и дальше. Мы, музыканты, должны иметь опору. И Богодар Антонович как раз является той личностью, на которую мы можем опираться.

В концерте я хочу передать три составляющие: звучание скрипки и гитары знаменитого на весь Союз дуэта Богодара Которовича и Петра Полухина, что для нас осталось на пластинке; звучание чудесного сопрано Сусанны как образа вдохновения для скрипача, который не только играет, но и поет на инструменте; и те произведения для оркестра, что в моем воображении воссоздают глубокий мир художника.

Для меня отец является фундаментальной фигурой, на которую я равняюсь и в творчестве, и в жизни в целом. Его установки — это мой внутренний камертон. Он для меня является олицетворением Скрипача. Придерживаться его традиций и рваться к лучшему — это основа моего творческого порыва и творческих стремлений.

О ДИАЛОГЕ С ОТЦОМ  И ТРАДИЦИЯХ, КОТОРЫЕ ДАЮТ СИЛЫ

— Эту программу мы подбирали скрупулезно и тщательным образом. Я ориентировалась по просьбе организаторов создать концерт своей мечты. Некоторые прекрасные произведения не вошли в программу лишь потому, чтобы не нарушить общее настроение концерта.

Вообще часто то, что мы видим на выходе, это лишь частица того, что спрятано в глубине. Я говорю и о концертах, и о фестивалях, и о любых художественных процессах в целом. Мой отец говорил: «Миросю, ти не маєш казати в одному концерті всі істини одразу. Навпаки, якщо матимеш ці істини за кадром і покажеш лише частину з них, це наповнить людей на іншому, глибинному рівні, на рівні підсвідомості. Фактично все наше життя — це підготовка до того, що ми будемо грати на сцені й про що ми будемо грати».

В этот вечер это будет мой диалог с отцом, но также это будет подражание традициям. Мне кажется, что традиции — это то, что держит наш творческий мир. Потому что даже самые смелые открытия и ответвления все равно, как правило, создаются на традициях. И это то, что дает мне силы, что питает.

Мне кажется, что отец передал мне не только традиции, но и какое-то внутреннее умение распознавать, где настоящее, а где ненастоящее.  Что говорить музыкой, которую мы исполняем, что отыскивать, что видеть. Кое-что, мне кажется, я вижу интуитивно. Но эта интуиция — это как раз то, что передал мне отец.

Суть проекта — продолжение традиций. Это не может быть так, как делал отец. Для меня отец делал это в совершенстве, непревзойденно. Но то, что я обращаю взор в сторону его совершенства, будто соединяет времена: прошлое, нынешнее и будущее. Те, кто уважает свои традиции, таким образом закладывает традицию уважать традицию. И этот отголосок может быть бесконечным. Я бы очень хотела, чтобы воспоминания о моем отце жили, чтобы свет от его исполнения, от его сердца и сейчас был ощутим. И мне кажется, что такими проектами мы это делаем и преумножаем. Потому что добавляется уже и свет моего сердца.

То, что наш концерт будет ночным — тоже особенное событие. В свое время отец положил начало в Киеве традиции «Ночных серенад», они проходили в Мариинском парке.

Конечно, это будет диалог, это будет благодарность моему отцу за его жизнь, за его творчество, за то, что он был моим отцом.

ОБ УЧИТЕЛЯХ И БЛАГОДАРНОСТИ

— Украшение нашего концерта — Сусанна Чахоян — знаменитое сопрано, дива, которая поет не только в Украине, но и за рубежом. Но кроме удивительного тембра, у нее еще и очень глубокое мышление. Сусанна по образованию еще и пианистка, которая мыслит не просто своей партией, но и абсолютно всей фактурой звучания.

Мы с моим молодым коллективом «АРТЕХАТТА» будем ей аккомпанировать. Коллективу семь лет, я его создала, потому что этот фонтан уже должен был вырваться на волю. В тот момент у меня не было другой возможности проявить себя в камерном ансамбле, чем создать его самой. Предложила своим студентам, вдохновила — и вот уже восьмой год часть из них до сих пор со мной, часть — была лишь в какой-то период. И этот коловорот породил очень много интересных проектов, которые базировались на каких-то личных историях, переживаниях, ассоциациях. И потом они резонировали с более объемными историями. Это так интересно, как из маленького зернышка может родиться что-то большое, что будет резонировать с действительно масштабными событиями человечество.

Мы с Сусанной будем исполнять исключительно вокализы. Это песни, мелодии и музыка без слов. Когда голос приближается к инструменту, а инструмент пытается стать «подушкой» для голоса и поддержать его. Кружева между голосом и инструментальным звучанием. Эта программа чрезвычайно красива, она успокаивает души людей и, возможно, перенесет их в детство, в состояние покоя и уюта. И все это в окружении бесспорной красоты «Софии Киевской».

О ПОИСКЕ ГАРМОНИИ

— Главное для меня — идея. Если она есть, если она настоящая и хрустальная, то к ней, как к магниту, притянется и репертуар, и свободное время для репетиций. Для меня вообще репетиции — самое ценное время для самовыражения, для бурления творческой энергии. Самое интересное, определенно, происходит именно на репетициях, во время поисков гармонии, во время поисков главной мысли выступления.

С этим концертом было так же —  сначала у нас выкристаллизовалась идея, а затем до нее подтянулись произведения. Некоторые из них я уже исполняю то в одном концерте, то в другом — по одному-двум мы их будто показываем слушателю. Ведь одно дело играть дома, и совсем другое — играть на публике. Во втором случае могут быть откровения. Потому что когда первые разы исполняешь произведение, то будто наблюдаешь за ним со стороны, ставишь себя в роль слушателя. И это очень сложно. Поэтому я постепенно пробую то одно, то другое произведение — как оно будет жить на людях, как будет чувствовать себя на свободе.

О ВИБРАЦИЯХ МЕСТА

— Это моя особенность — тонко чувствовать вибрации места. Когда-то мы выступали в парке города Брацлав, и я прямо на сцене почувствовала чрезвычайную акустику. Я не понимала, откуда и почему скрипка становится такой объемной. Я тогда сказала слушателям: «Я вам просто завидую, что у вас есть такое место, в котором инструмент так раскрывается, и я очень счастлива здесь играть». Впоследствии ко мне подошло один из организаторов концерта и говорит: «А вы знаете, что здесь когда-то была церковь, и вы играете на месте алтаря?» Как я могла это почувствовать? Я не знаю. Но мне сложно играть, если концерт где-то в подвале. Я буквально чувствую, что мне трудно пробить это пространство, что инструмент будто задыхается. Или в местах, где состоялись тяжелые события. А есть места, которые удивительно раскрывают инструмент.

Конечно, мы можем формировать программу или гармонизовать ее в соответствии с местом. Или место нам может помочь раскрыть весь информационный потенциал, заложенный в музыке. Потому что в музыке заложено действительно много информации. Как правило, талантливые, одаренные композиторы получают ее в концентрированном виде уже как сформированную мысль. И эта мысль, конечно, раскроется лучше в намоленном месте. Идет речь не только о молитвах. Место может быть намоленным художественными проектами, которые там проходят, тогда пространство становится будто живым. «София Киевская» — именно такое место.

О ГОРОДЕ МАСТЕРОВ

 — Для меня слово «мастер» ассоциируется с трудягой. И этот кропотливый труд, который люди ежедневно делают, чтобы стать мастерами, является, по-видимому, одновременно и наградой. Потому что когда человек в восторге от чего-то, у него нет желания углубляться в какие-то сомнительные вещи, принимать участие в суматохе. Когда его кропотливое дело умножается на Божью благодать и дает результат, тогда человек может называться мастером.

Мне кажется, в этом случае мастера — это люди, которые живут в городе или  приехали специально творить в этом городе и для этого города. И здесь город становится площадкой, где пересекаются таланты и вибрации художников. Все вместе мы творим единый «вибрационный ковер».

Я была прошлым летом на Сардинии. На главной площади одного из городков проходил праздник, танцевали традиционные коллективы. А по всей площади, просто на мостовой, были разложенные ковры ручной работы, которые принесли жители города. Люди соединили на площади не просто ковры, а символы своих домов. Этот общий ковер простирался по улице и объединял людей. И это, мне кажется, очень красивая метафора к тому, что будет происходить  во время Bouquet Kyiv Stage, — ковер из творческих вибраций сплетется в одном месте.

Ценнее всего, что делает Дом «Мастер Класс», — это собирает в одном пространстве таланты, которые здесь живут и творят. И провоцирует их творить. Организаторы предлагают конкретные концерты, конкретные даты, — и человек сияет. Потому что у него уже есть сроки, когда нужно расцвести. И то, что «Мастер Класс» делает это не раз в год, а все время — уже миссия. А Bouquet Kyiv Stage — это результаты их ежедневной работы, подарок качественного концентрированного контента. Музыканты в это время становятся единым букетом, единым коллективом.

 СПРАВКА «Дня»

Мирослава Которович — украинская скрипачка, заслуженная артистка Украины, доцент кафедры скрипки Национальной  музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского. Родилась в Киеве в семье выдающегося скрипача Богодара Которовича и арфистки Натальи Кметь. Окончила Национальную музыкальную академию Украины им. П.И. Чайковского. Много лет сотрудничает с коллективом Гидона Кремера «KremerataBaltica». Выступает с Национальным ансамблем солистов «Киевская камерата», Национальным заслуженным академическим симфоническим оркестром Украины, Национальным заслуженным симфоническим оркестром телерадиокомпании Украины и другими ведущими коллективами. Организатор и член жюри I Всеукраинского конкурса скрипачей им. Б.А. Которовича (г. Киев). В 2013 году объединила молодых музыкантов, студентов и выпускников Национальной музыкальной академии, Творческую мастерскую — камерный ансамбль «АРТЕХАТТА».

Мария СЕМЕНЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ