Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Детское и мудрое от Ольги Рапай

В Национальном художественном музее Украины проходит выставка известной мастерицы
10 мая, 20:09
«ДРУЗЬЯ»

Ольга Рапай родилась в 1929 году в г. Харькове. В 1956 году закончила Киевский государственный художественный институт. С 1960 года — член Национального союза художников Украины. Участник многочисленных городских и всеукраинских выставок. На этот раз в Национальном художественном музее зрители могут увидеть различные скульптурные и керамические работы известной мастерицы.

Мотивы и образы, к которым пришла Ольга Рапай после долгого творческого и сложного жизненного пути, как к определенному философскому итогу всего пережитого, составляют пластичную книжицу чистой радости бытия, в которой переплелись игривое, детское и мудрое... У каждой фигурки ее объемных композиций есть свой характер и психологическое состояние, и сочетание этих состояний создает впечатление эмоциональной подвижности, при которой они действительно «выступают на сцене» или «работают на зрителя», входят с ним в чувственный контакт...

В работах Рапай присутствует мощный национальный элемент. Вот только который из двух? Кто-то скажет: «Бесспорно, еврейский, библейский!» На что другой моментально возразит: «Но ведь здесь столько украинского, декоративного!» И оба будут не правы, поскольку национальное присутствует, только оно переплавлено с чем-то и во что- то другое... Она создавала свой мир, отрицая присутствие в нем уродливого, дисгармоничного собственного же опыта. Главным образом — семейного, ужасного и трагического, в котором вместе с родными последовательно истреблялись основные гуманистические и культурные ценности.

Опыта этнического, когда еврейской девушке пришлось находиться и в украиноязычном, и в русскоязычном окружении, и в сельской, и в городской субкультурах, достаточно далеких от всего, связанного с художественной выразительностью. Опыта социального с постоянным навязыванием заказов определенного типа, в которых советская эпоха вынуждала художника работать с определенными стандартами изображений. В конечном итоге и опыта стилистического, когда время и творческое окружение формировали собственно набор востребованных образов. Отстраняясь (но не забывая!), все это отождествление с собой, она десятилетиями, работа за работой, отстаивала Достоинство художника, который непрерывно ищет и находит глубинное ядро своего, того, что заключается в уникальности, личности, неповторимости ее, и исключительно ее внутреннего мировоззрения. Такого, в отношении образов которого не бросишь: «А это мне напоминает...»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать