Настоящий способ отомстить врагу — не быть похожим на него.
Марк Аврелий, римский правитель, принадлежал к династии Антонинов, философ-стоик.

Дни гагаузской культуры. Особенности

«Мы хотели показать, что бережем собственные традиции, историю, язык и в то же время являемся частью украинского общества», — Юрий ДИМЧОГЛО
30 сентября, 2016 - 13:23
МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ НАРОДНОГО АНСАМБЛЯ ТАНЦА «КАДЫНЖА» СЕЛА КУБЕЙ БОЛГРАДСКОГО РАЙОНА

Дни гагаузской культуры прошли 23—24 сентября в городе Болград Одесской области. Именно здесь — в Южной Бессарабии или Буджаке компактно проживает абсолютное большинство украинских гагаузов. Всего в нашей стране численность этноса составляет от 30 до 40 тыс. человек. Цель проведенного II международного фестиваля гагаузской культуры — сохранение и развитие гагаузского этноса как части украинской политической нации. Первое подобное мероприятие прошло три года назад в Одессе. Следующее также планируется провести в морской столице Украины.

Размах фестиваля действительно впечатлял — были представлены не только гагаузы из южных районов Одесской области и всей Украины, но также и из соседней Гагаузии (Молдова), где проживает основная часть гагаузов мира (более 150 тыс. чел.). Приехали также гагаузские гости из Болгарии — именно оттуда 200-250 лет назад переселились на территорию современной Украины и Молдовы первые задунайские переселенцы. Напомним, что предками гагаузов являются племена узов (огузов), которые в X—XIII вв. перекочевали из Алтая на Балканы. И в отличие от основной массы тюркских народов, гагаузы исповедуют христианство.

ГАРМОНИСТЫ СЕЛА ВИНОГРАДОВКА (КУРЧУ) БОЛГРАДСКОГО РАЙОНА

Конечно, проведение такого мероприятия имеет огромное значение, прежде всего, для самого этноса. Однако не менее важно оно и для процессов внутреннеукраинской интеграции.

«ГЛАВНАЯ ИДЕЯ — КОНСОЛИДАЦИЯ УКРАИНСКОЙ ГАГАУЗСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ»

Юрий ДИМЧОГЛО, заместитель председателя Одесского областного совета:

— Дни гагаузской культуры состояли из нескольких этапов. Прежде всего, в первый день мы посетили Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь (Александровский монастырь), который находится между двумя гагаузскими селами — Александровкой и Дмитровкой Болградского района. Настоятельница монастыря, матушка Ермогена, а также более половина послушниц являются гагаузами. Монастырь посетила большая делегация из Украины, Молдовы и Болгарии. Таким образом, мы хотели показать, что духовность православной религии на всем историческом пути для гагаузов очень важна. Ведь это одна из причин, почему в свое время гагаузы переселились в Бессарабию — чтобы сохранить свою веру и избежать гнета, так как османские турки считали, что если гагаузы — тюрки, то тем более должны принять ислам.

Вечером того же дня в Болградском районном доме культуры состоялась презентация премьерного спектакля «Убей меня, голубчик» по пьесе турецкого автора Азиза Несина Гагаузского национального театра им. Диониса Танасоглу из города Чадыр-Лунга (Гагаузская автономия, Молдова). В данном случае, мы хотели показать, что гагаузы это не только танцоры, певцы или земледельцы, виноделы и скотоводы, но еще и театралы. Театр — это тоже частичка нашей культуры.

УКРАШЕНИЕ «ГЕРДАННИК». СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗОЛОТЫХ МОНЕТ У ЖЕНЩИНЫ, ТЕМ ВЫШЕ ЕЕ СТАТУС В ОБЩЕСТВЕ. ОБЫЧНО ПОДОБНОЕ УКРАШЕНИЕ НОСИЛА ЗАМУЖНЯЯ ЖЕНЩИНА

Второй день также начался с молитвы. В Спасо-Преображенском соборе Болграда прошла Божественной литургии, на которой присутствовали батюшки-гагаузы из Болградского района, а также отец Стефан из Варненской области (Болгария) и отец Сергий из Комрата (Гагаузия, Молдова). Ну а дальше уже на городском стадионе началась основанная часть фестиваля. Территория стадиона была разбита на несколько локаций, где были представлены — национальная кухня, особенности декоративно-прикладного искусства и ремесел, подворья отдельных гагаузских сел. Также была установлена праздничная сцена, на которой выступили множество исполнителей и творческих танцевальных коллективов из сел Виноградовка и Кубей Болградского р-на, Котловина Ренийского р-на, Старые Трояны Килийского р-на, Серпневое, Подгорное, Красное Тарутинского р-на.

Мы хотели показать, что бережем собственные традиции, историю, язык и в тоже время являемся частью украинского общества. Наряду с гагаузскими песнями, многие исполнители выступали на украинском языке. Основной символикой праздника были украинский и гагаузский исторический флаги.

Хочу подчеркнуть, что большую часть расходов взял на себя областной бюджет. Остальные затраты покрыли гагаузские бизнесмены и общественность (национальный праздник прошел по инициативе зампредседателя Одесского облсовета Юрия Димчогло, при поддержке Союза Гагаузов Украины, Одесского областного гагаузского общества «БИРЛИК» и Управления культуры, национальностей, религий и объектов культурного наследия Одесской ОГА. — Авт.). Велась прямая трансляция на одном из областных кабельных телеканалов. Вели праздничную программу на двух языках — гагаузском и украинском.

Для гагаузов фестиваль стал большим событием — это море впечатлений и позитивного заряда. Мне уже несколько дней звонят люди и благодарят. А что касается критики — я видел некоторые негативные комментарии и высказывания: мол, что нового показали (пляски, танцы, еда...). Я хочу ответить, что мы показали главное — у нас есть культура, которую мы хотим сохранить и передать следующим поколениям. Например, наша национальная кухня вобрала в себя и тюркский, и балканский, и славянские компоненты. Для нас важно ее демонстрировать и рекламировать. И все это, как и представление национальных ковров, дополняло концертную программу.

Теперь если говорить шире о том, что иногда гагаузов или болгар называют «пророссийскими» или «сепаратистами». Это неправда. В данном случае, я даже бы не выделял гагаузов или еще кого-то из региона Южной Бессарабии. Действительно, жители нашего края имеют свою специфику, и поэтому важно для начала изучить историю. Кстати, среди задержанных Службой безопасности Украины организаторов так называемой «Бессарабской народной республики» не было ни одного гагауза, болгарина или молдаванина. Там были люди, которые занимались этим за деньги и по указке российских спецслужб.

На самом деле, главной проблемой данного региона является не антиукраинские настроения, а то, что в течение многих лет жители не чувствовали внимание со стороны украинских властей. Речь идет о социальных, экономических, культурных аспектах. Я понимаю, что своим вниманием власти обделяли и другие регионы страны, но в этом случае необходимо понимать специфику пестрого этнического состава Южной Бессарабии. Людям трудно осознать себя политическими украинцами не чувствуя заинтересованности государства. Здесь, как и по всей Украине, люди хотят, чтобы о них заботились, чтобы были условия для развития. Тут элементарно в некоторых селах вообще отсутствуют украинские ТВ-каналы, а если взять спутниковое телевидение, то в абсолютном большинстве это российские программы.

Со своей стороны, я стараюсь показать гагаузам, что я такой же как и вы — этнический гагауз, который представляет областную украинскую власть, и который хочет улучшить вашу жизнь. Я хочу показать, что украинское государство заботиться о своих гражданах, независимо от этнического происхождения.

«ГОСУДАРСТВО ВЫДЕЛИЛО 8 БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В КНУ им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО ГАГАУЗСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Тудора АРНАУТ, кандидат филологических наук, доцент кафедры тюркологии КНУ им Т.Г. Шевченко, заместитель президента Союза гагаузов Украины:

— Нужно учитывать, что гагаузы Украины компактно проживают в сельской местности. Соответственно, здесь есть проблемы (отсутствие рабочих мест, плохая инфраструктура...), которые присущи всем селам нашей страны. Люди за последние 20 лет достаточно интенсивно выезжают из сел и поселяются в средних или в больших городах. В поисках заработка гагаузы также выезжает заграницу — Турцию, Россию. С другой стороны, компактное проживание в селах дает возможность сохранять и развивать свою культуру.

Гагаузы — народ, который очень дорожит и ценить свои обычаи и обряды. У нашего этноса сплоченность проявляется не только в праздниках, но и в быту, работе. Например, при постройке дома или какой-либо другой большой работы, где необходимо много рабочих рук, гагаузы собираются на «меджи», что означает коллективная помощь.

Начиная с 1997 г. в селах компактного проживания гагаузов преподается гагаузский язык как предмет. Однако нехватка учебников и дополнительной литературы, в том числе для внеклассного чтения, вынуждает учителей часто использовать учебники, привезенных из Гагаузии (Молдова). И только в последние 5—6 лет благодаря инициативе ВОО «Союз гагаузов Украины» и личной трудоспособности некоторых учителей, в частности под эгидой Ольги Семеновны Кулаксыз, мы начали печатать учебники на родном языке. Жаль, что государство не всегда имеет возможность материально помогать в выпуске учебников (мы все понимаем проблемы нашей страны). Поэтому почти все издания были выпущены за счет спонсорской помощи членов Союза гагаузов Украины и других людей, которые неравнодушны к родному гагаузскому языку.

К примеру, в следующем месяце выйдет книга «Гагаузы Украины». Первая часть будет вмещать информацию о гагаузских селах компактного проживания гагаузов в Одесской области. Вторая — «Гагаузы Приазовья» — будет включать информацию о гагаузах в Запорожской области. Это архивные полевые материалы, которые до сегодняшнего дня нигде не печатались.

Конечно, этой работы для сохранения и развития языка и литературы явно недостаточно. И мы очень рады, что в этом году в Киевском национальном университете им. Т. Г. Шевченко, на кафедре тюркологии Институт филология, которая имеет колоссальный опыт преподавания тюркских языков, после долгих 13 лет мы получили возможность набрать группу студентов для изучения гагаузского языка и литературы по специализации «среднее образование». Мы благодарны государству, которое выделило 8 бюджетных мест (еще одна студентка будет обучаться на контрактной основе). После окончания университета наши выпускники, например, смогут поехать в Одесскую область (хотя и не только) и работать в школе учителями гагаузского языка, преподавать в воскресных школах, реализовать себя в СМИ, ведя передачи на гагаузском языке, писать учебники... Эти студенты сегодня являются первопроходцами, и у них открываются большие возможности, так как этот участок в гагаузской культуре и языке как невспаханное поле. Следует отметить, что для преподавания гагаузского языка мы пригласили специалиста со стажем и большим опытом работы из Гагаузской автономии Молдовы Ирину Ришилян.

«С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГАГАУЗСКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ БЫЛ СОЗДАН «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ГАГАУЗСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Ольга КУЛАКСЫЗ, директор Областного центра гагаузской культуры (находится в селе Виноградовка (Курчу) Болградского р-на Одесской области):

— Одна из основных проблем, связанная с сохранением традиций и языка, это то, что все больше родителей перестают говорить со своими детьми на родном языке. Поэтому когда ребенок приходит в детский садик, а потом в школу ему труднее освоить гагаузский язык, хотя в школе родной язык в гагаузских селах Украины изучается с первого класса (правда, всего лишь один час в неделю).

Системные проблемы в государстве коснулись всего украинского народа, независимо от этнического происхождения. Люди элементарно занимаются выживанием. Малочисленные народы это коснулось особенно. Следовательно, на сегодня упущено золотое время и возможно целое поколение, которое не получило должного воспитания в семьях, которое присуще гагаузскому народу, что нанесло серьезный урон культуре гагаузов. Это касается знания языка, своих традиций (забываются народные песни, игры, танцы, музыка). Тем не менее, я хочу подчеркнуть, что в последнее время все большее количество людей с трепетом относится к нашим традициям, любят свой язык и культуру.

Два года назад было создано коммунальное учреждение «Областной центр гагаузской культуры». Его цель — организация досуга и приобщенияе к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслам, сохранение и развитие гагаузского языка.

Насколько удается решать эти вопросы нашему Центру? Ответ мы получим через некоторое время.

Более детально о происхождении и истории гагаузов читайте в следующих номерах «Дня».

Фото из «Фейсбука» Юрия Димчогло.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ