Донбасс неприкаянный
Почему фильм Сергея Лозницы надо обязательно смотретьВ советские времена дружбу Донбасса и Западной Украины видели так: в поезде «Донецк-Верховина» знакомятся карпатская девушка Оксана и молодой шахтер Борис. Парень и девушка влюбляются друг в друга. В Карпатах их пути расходятся, но Борис разыскивает прекрасную незнакомку. Они встречаются снова, и друзья приглашают их спеть на концерте для отдыхающих.
Незамысловатый сценарий, украинский колорит, национальные костюмы, красивые мелодии и голоса принесли успех музыкальному фильму под названием «Червона Рута», который молниеносно был разобран на шлягеры.
Наш современник Сергей Лозница тоже снял фильм про Донбасс. В его фильме даже есть эпизод со свадьбой, но кино получилось неуютным, безрадостным и без счастливого конца. В фильме, снятом специфическим кинематографическим языком, режиссер подчеркивает, что на войне не может быть чувства, которое хоть отдаленно может быть похоже на любовь. Есть кровавый кошмар, обстрелы, страх, унижение, абсурд, цинизм, бесчеловечность.
Лично меня фильм потряс и ошеломил. Социальные маски, надетые на героев, узнаваемы и безжалостно точны. Лозница показывает настоящее уродливое лицо «русского мира» и его приверженцев, этакий выездной праздник русской души, вооруженной автоматом Калашникова.
С Лозницей трудно спорить. Его герои не балансируют между гротеском и реальностью. Тут гротеск — еще одна сторона реальности, только более ощутимая и безжалостная.
Подобными сюжетами переполнен YouTube: Вот конкурс красоты в Горловке, где красавицы дефилируют в кокошниках. А вот Макеевка, где детей принимают в пионеры. А вот уже пионеры в галстуках поют: «а наш притончик гонит самогончик».
Оказалось, фильм «Донбасс» обидел жителей региона. Целый стройный хор дам-плакальщиц, просмотрев фильм, обиделись на Лозницу и заголосили о «донбассофобии», предсказывая «новую волну ненависти» к Донбассу и переселенцам (надо предполагать, что была и старая волна ненависти). Отозвались и донбасские группы в популярных социальных сетях, приписавшие Лознице «язык ненависти».
После просмотра фильма одна впечатлительная дама пишет: «У меня подскочило давление, в висках застучали тысячи молотков, глаза наполнились слезами. Нет, я не такая. Я не отождествляю себя с ряжеными, у которых изо рта вместо слов изрыгается поток мата. Но режиссер увидел именно такими мою родину и моих земляков, и показал их всему миру. Увидел по видеороликам, и не удосужился даже съездить в населенные пункты поближе к линии разграничения, чтобы расширить свое представление о жителях «угольного региона».
Я провел в Донбассе 17 лет, при этом приехал в регион в возрасте 25 лет, но я не увяз в смыслах фильма Сергея Лозницы, не увидел в этом произведении черный пасквиль на жителей региона. Не рассмотрел в произведении известного режиссера «наезд» на переселенцев, который может закончиться словами «понаехали» и «сами виноваты».
Вспоминаю далекий 2004 год. В донецком предвыборном штабе не донецкого кандидата в президенты я отвечал за юридическую работу. Как-то из головного штаба прислали десяток ребят и девчат, которые должны были помогать распространять агитационные материалы. Молодые люди были из Житомира, в огромном Донецке «чужаки» были обнаружены в течение получаса. Мне пришлось срочно их отправлять из города, во избежание эксцессов. Тогда были популярны кричащие газетные заголовки — «в Донецке избиты агитаторы...». Таких новостей избегали обе противоборствующие стороны. Одни не хотели выглядеть постоянно потерпевшими, а вторые пытались давать меньше поводов для скандальных публикаций в прессе, связанных с нанесением побоев различной степени тяжести.
Тридцать минут понадобилось регионалам, чтобы «раскрыть» несколько маленьких групп «чужих» в огромном Донецке. Тридцать минут!
По содержанию раздаваемых листовок быстро были определены, чьи это ребята, и я тут же получил звонок с просьбой отозвать молодежь, «от греха подальше, чтобы не было эксцессов».
Не поверю, что ребята из Житомира, раздававшие листовки, в 2004 году были заметнее россиян образца 2014 года, которые срывали флаги Украины и вывешивали флаги своей страны на административных зданиях Донецка.
Тема Донбасса — кровоточащая рана. Лозницу обвиняют в том, что он не знает регион и снял кино об инопланетянах. Ну, не было времени у Сергея Лозницы пожить в этом феодальном регионе, где Партия регионов готовила социальную базу для «русского мира».
Возможно, тогда режиссер был бы «в теме» и снял эпизод про съезд в Северодонецке, про смертельно травмированного шахтера, который получил увечье в шахте-копанке, его оставили умирать прямо на улице. Флажки РФ в маршрутках, выдавливание Украины из региона, организации Антимайданов, подвоз и размещение россиян в заводских гостиницах, зазывание «русского мира» на митингах — все это не прошло бы мимо талантливого режиссера и мастера документального кино.
Хотите правды? Тогда надо снять эпизод про противоречивого Рината Ахметова, который, сначала, много сделал для «русского мира», а потом посылал продуктовые наборы и лекарства на оккупированную россиянами территорию.
Да, в фильм попали бы и настоящие герои Донбасса — защитники аэропорта, участники добровольческих батальонов, волонтеры и активисты. Попал бы в кадр и президент крупного завода (герой Украины), который выступил на стороне «русского мира».
Возможно, румынский оператор Лозницы нашел бы влажные и трогательные глаза ребенка в бомбоубежище, а потом перевел бы камеру на глаза его родителей и в тех глазах мы могли бы увидеть тень виновности за то, что произошло с нами, Донбассом и Украиной.
Если мы поймем, что же случилось на самом деле и все сделаем для того, чтобы перестать жить в условиях несвободы, то недалек тот день, когда какой-нибудь талантливый режиссер снимет честный фильм о Донбассе и любви. Может, это будет и сам Лозница.
Выпуск газеты №:
№225, (2018)Section
Культура