Редчайшее мужество - это мужество мысли
Анатоль Франс - французский прозаик, литературный критик

Донецкий театр оперы и балета стал DONBASS OPERA

Чего еще ожидать публике в новом сезоне — «Дню» рассказал художественный руководитель коллектива Вадим ПИСАРЕВ
28 сентября, 2012 - 11:53
ВАДИМ ПИСАРЕВ

Донецкий театр оперы и балета им. А. Соловьянеко — отныне он будет именоваться DONBASS OPERA с логотипом в виде люстры-жемчужины. Вчера в шахтерской столице состоялась премьера «Маленькой торжественной мессы» Джоаккино Россини. В понедельник прошел концерт, посвященный 80-летию со дня рождения выдающегося тенора Анатолия Соловьяненко, чье имя ныне гордо носит театр. С 5 октября стартует XIX Международный фестиваль «Звезды мирового балета», на который уже приезжают зрители не только из Украины, но и из-за рубежа.

— Вадим Яковлевич, расскажите о новом «лице» вашего театра, кто разрабатывал логотип, почему из названия исчезло слово «балет» и зачем вообще нужно было менять бренд, который давно знают в мире?

— Разработкой нашего нового театрального бренда занималась PULSE PROGRESSIVE COMPANY (брендинговое агентство Владимира Воронова). Теперь у нас краткое название — DONBASS OPERA. Мы знаем такие мировые театры оперы и балета, как Метрополитен-опера, Гранд-опера, так как мы приближаемся к Европе, поэтому отныне будем называться DONBASS OPERA. Кому-то кажется, что новый бренд — это люстра, а кто-то разглядел в нем жемчужину. Я считаю, что эта театральная люстра с 28-ю черточками — по количеству названий спектаклей в репертуаре. Новый логотип будет создавать фирменный стиль театра на официальных бланках, конвертах, пригласительных билетах, визитках, но официальное название — Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко никто не отменял.

Перед началом сезона, 24 сентября, в канун 80-летия со дня рождения Анатолия Соловьяненко на нашей сцене состоялся концерт, в котором прозвучали оперные хиты мировой классики в исполнении солистов Национальной оперы Украины и дончан, а гостем вечера стал премьер Большого театра Олег Кулько. Мы гордимся, что наш коллектив носит имя выдающего тенора, что благодаря таланту Анатолия Борисовича Донецк стал городом, где живут поклонники высокого искусства — оперы, а своим мастерством певец прославил нашу страну. Знаете, в Анатолии Соловьяненко сочетались две главные черты — огромный талант артиста, виртуозно владевшего своим уникальным голосом, и очень скромного (вне сцены) человека. Я неоднократно слышал его выступления, и каждый раз это было прекрасно. До сих пор не могу забыть, как потрясающе Анатолий Борисович пел в Калгари (Канада). Он выступал в сопровождении оркестра народных инструментов, исполняя украинские народные песни, — зрители рыдали! Я очень благодарен Соловьяненко за поддержку, когда задумал провести первый фестиваль «Звезды мирового балета». Анатолий Борисович спел замечательную неаполитанскую песню O Surdato’ Nnamurato (» Влюблённый солдат») Энрико Каннио, а я танцевал на сцене, и таким оригинальным номером мы завершали концерт... Мы с Соловьяненко часто встречались, и всегда с ним общаться было очень приятно, никакой звездности я ни разу в нем не наблюдал. Жаль, что певец прожил немного и не успел реализовать массу своих творческих задумок...

— Открытие 81-го театрального сезона DONBASS OPERA начала с премьеры — «Маленькой торжественной мессы» Джоаккино Россини, а в декабре меломаны будут ждать «Летучего голландца» Р. Вагнера. Расскажите об этих работах театра.

— 27 сентября свой занавес мы окрыли с молитвы — премьеры «Маленькой торжественной мессы» Россини. Композитор назвал свое произведение «последним грехом старости».Структура «Мессы» основана на традиционном тексте католической мессы, в который композитором был добавлен гимн

O salutaris hostia на слова Фомы Аквинского. Партитуру специально привезли в Донецк из Вены. Постановку осуществили: дирижер —Виктор Олейник, хормейстер —Людмила Стрельцова, режиссер- Ирина Михайлова, художник — Сергей Спевякин. Сольные партии исполнили: Татьяна Плеханова (сопрано), Сергей Гонтовой (тенор), Юрий Алексейчук (бас) и Людмила Шемчук (меццо-сопрано). Мы сделали потрясающий видеоряд спектакля: на каждую ноту подобран оригинальный сюжет-образ (подробнее о премьере см. в ближайших номерах «Дня»).

Постановка оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» — уникальный культурный украинско-немецкий проект, приуроченный к 200-летнему юбилею композитора. Это произведение впервые ставится не только в Донецке, но и в Украине (опера будет исполняться на языке оригинала — немецком). К созданию спектакля привлечены известные постановщики и исполнители из разных стран мира (дирижер-постановщик — Василий Василенко, руководитель проекта — Василий Рябенький, гендиректор Донецкого театра). Нам помогает международная команда: посол Германии в Украине Ганс-Юрген Гамзет, Генеральный консул Германии в Донецке Клаус Цилликенс, Немецкий культурный центр «Гете-Институт» в Киеве и его директор Вера Багалиантц, а также Донецкая горадминистрация. Кстати, с 21 августа по 6 сентября в театре работала немецкая постановочная группа — режиссер Мара Курочка, художники Торге Меллер, Момме Хинрихс и Юлия Харттунг, дирижер-консультант — Михаил Синькевич (Мариинский театр, г.Санкт-Петербург), солисты — Вальтер Финк, Андреас Макко (Германия), лауреат международного конкурса молодых вокалистов им. Р.Вагнера Леся Алексеева (Национальная опера Украины), а также солисты, хор и симфонический оркестр нашего театра.

— Уже стало традицией, что осенью вы приглашаете зрителей на фестиваль «Звезды мирового балета», чем порадуете дончан, и почему в этом году гала-концерт звезд не увидят киевляне?

— Напомню, что наш фестиваль пройдет в этом году уже в 19-й раз (с 5 по 12 октября). Руководитель балета Национальной оперы Денис Матвиенко впервые представит в Донецке спектакль Radio and Juliet — хореография Эдварда Клюга под музыку Radiohead. Думаю, зрители не пропустят творческий вечер Фаруха Рузиматова (Россия). Он презентует «Танго», «Болеро», «Бахти» и «Павана мавра» (вариации на тему «Отелло»). Между прочим, английские балетоманы называют Фаруха «танцующим леопардом» (за завораживающую кошачьею пластику, артист гармонично сочетает виртуозную технику танца и драматический дар). В рамках феста 7 и 11 октября состоятся концерты Московского хореографического училища при театре танца «Гжель». Также в программе покажем «Дон Кихота» (солисты — Кристина Шевченко, США и Айдос Закан, Казахстан) и обновленное (декорации и костюмы) «Лебединое озеро», в котором главные партии исполнят Нина Ананиашвили (Грузия) и Денис Матвиенко (Украина). На гала-концерте (12 октября) выступит целая россыпь звезд современного балета мирового класса — Илзе Лиепа, Илья Кузнецов, Софья Гумерова, Кристина Андреева, Олег Ивенко, Давид Залеев (Россия), Кристина Шевченко (США), Йона Акоста (Англия), Анетт Дельгадо, Дани Хернандес (Куба), ТАКАН-балет (Япония), Мария Баранова, Майкл Крчмар (Финляндия), Айдос Закан (Казахстан), Елизавета Чепрасова, Андрей Писарев (Украина) и другие. К сожалению, из-за финансовых проблем мы не сможем провести финальный концерт в Киеве. В этом году прошло Евро-2012, ныне полным ходом идет предвыборная кампания в ВР, поэтому довольно трудно найти спонсоров, чтобы на высоком уровне провести вечер балета в столице. Мы посчитали свои возможности и решили сосредоточиться на Донецке.

— Судя по размаху, с которым вы стартуете, зрителей ожидает насыщенный сезон.

— Да, мы закручиваем немало интересных творческих проектов. Нас в Париж пригласили на гастроли, а 8 декабря ждем массу гостей из-за рубежа на премьеру «Летучего голландца». Мы обновили «Лебединое озеро». Напомню, в прошлом сезоне представили зрителям более 150 спектаклей, состоялись две премьеры: опера «Богема» Дж. Пуччини и балет «Собор Парижской Богоматери» Ц.Пуни, украсившие нашу афишу. Уверен, что и в этом сезоне публика получит массу впечатлений, придя в наш театр. Накануне Евро-2012 мы привели здание в порядок, отремонтировали фойе — все блестит и сияет, а мы можем гордиться, что работаем в таком замечательном театре, как DONBASS OPERA.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments