Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Достижения, потери и планы

Игорь КОЖАН, генеральный директор Национального музея во Львове — об особенностях работы во время пандемии
14 января, 10:21

Несмотря на карантин, длительное отсутствие посетителей в музейных учреждениях, «День» пытался поддерживать музейщиков, освещать их деятельность — с четким осознанием того, что культура — превыше всего (!), даже когда коронавирус не утихает...

Напомним, Национальный музей во Львове им. Андрея Шептицкого начал проект о Модесте Сосенко — художнике, который вошел в историю украинского искусства, прежде всего, как художник-монументалист, как художник, расписывавший храмы и рисовавший иконостасы. Также большое внимание «День» посвятил событиям, связанным с патроном НМЛ — Митрополитом Андреем Шептицким, 155-летие со дня рождения которого пришелся на прошедший год. Не обошло вниманием наше издание и другие экспозиции, которые бережно и с большой любовью готовили в институте. К примеру, Ирины Минько-Муращик, которая практикует в ткачестве и живописи, локализуясь вокруг «близких дистанций» семейной жизни и проницательных наблюдений за малозаметной для большинства процессуальностью «тихой жизни» на природе и окружающем человека предметном мире. А еще разнопланового, щедрого на цвет и эмоции, легкого художника Михаила Демцю — музейщики смогли мощно, даже в пяти залах показать образцы того, что Демцю создал с 1989 года, и это — акварели, фактурные полотна и керамика. Перечень тем публикаций об экспозиции в НМЛ можно продолжать и продолжать.

Как оценивают коронавирусный 2020 и в самом музее? О потерях и достижениях, нерастраченном времени и планах на год текущий «Дню» рассказал его генеральный директор Игорь Кожан.

«КАРАНТИННЫЕ МЕРЫ, ВЕРОЯТНО, ПРОДОЛЖАТСЯ ДО... ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА»

— Что касается длительных карантинных ограничений, то нам такого еще не приходилось переживать, — отмечает Игорь Владимирович. — Нужно было, несмотря на закрытие музея (а мы не работали с 17 марта до 28 июля!), организовать работу. У нас было перед тем две хорошие выставки, благодаря которым, я надеялся, музей хорошо заработает для своего развития. Это была первая масштабная выставка Адальберта Эрдели — основателя закарпатской пейзажной школы, живописца, которому были открыты лучшие художественные круги Европы, который вместе с Бокшаем заложил художественную школу в Закарпатье, в Ужгороде. Мы имели большой сборник из частных коллекций из Киева и Ривного, но экспозиция работала всего две недели. Я продержал ее в музее почти до конца июня, надеясь, что, может, люди все же ее посмотрят, а желающих было очень-очень много, в том числе — из-за пределов Львова. Но должен отправить картины в Киев. Также мы имели на показе Эмму Андиевскую, произведения которой нам предоставили из Луцкого музея современного искусства — Леся и Виктор Корсаки. Мы так же долго ее продержали — хотели, чтобы люди посмотрели, а особенно — дети. Также не состоялась запланированная на осень научная конференция — вынуждены были перевести ее на 2021, и время покажет, когда мы сможем ее собрать. Не состоялось и выставки, которые мы планировали на апрель, май, июнь... — и на проспекте Свободы, и на ул. Драгоманова. Все, повторяю, перенесено на 2021-й — с надеждой, что все реализуем. Но, по информации, которую получаем из министерства, карантинные меры, вероятно, продлятся до... декабря 2021 года. Как на самом деле будет, покажет время.

— Несмотря на все проблемы, связанные с пандемией, вы имели и большие достижения, которым «День» посвятил не одну свою страницу. В частности, о праздновании 155-летия вашего основателя — Митрополита Шептицкого.

— Да, мы провели много мероприятий ко дню рождения Владыки Андрея. Из последнего — мини-выставка художника-самоучки Никифора Коваля с Волыни, которого поддерживал Митрополит. Мы демонстрируем ее в залах живописи конца XIX — начала XX вв. Там же представлен после реставрации портрет прапрадеда Владыки Андрея — «Рыцарский портрет Атанасия Шептицкого». Провели мы и показ из частной коллекции реставратора, художника, музейщика, собирателя старины, мецената и коллекционера Петра Лининского — эти произведения, многие из которых связаны с именем Андрея Шептицкого, семья пана Петра подарила музею в 2018 году. Представлен также иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы середины XVI века из села Поляна, который был первым поступлением в наш музей и который спас памятник, то есть показана меценатская деятельность Митрополита. Выставленные рядом царские врата начала XVII века из с. Линина Малая. Рядом — фигуры Золочевского салона после реставрации (шитье золотой и серебряной нитью XV века — один из древнейших памятников в музеях Украины).

— А за чей счет проводились реставрационные работы?

— За счет гражданки Великобритании Натальи Кэнон и ее мужа Майкла. То есть мы говорим о меценатской деятельности митрополита Шептицкого, который спас иконостас, который приобрел Золочевский салон для собрания музея, и также о меценатской деятельности по реставрации, когда были выделены средства на материалы и оплату работ eкраинской, которая родилась в Великобритании и заботится об украинской культуре.

«ПОЗНАЙ, ПОЙМИ, СОХРАНИ»

— Отдельная тема разговора — проект с посвящением Сосенко и Шептицкому...

— Да. Готовился этот проект, «Познай, Пойми, Сохрани», не один год, а реализован благодаря финансовой помощи Украинского культурного фонда — на фотофиксацию внемузейных произведений Сосенко (росписей и иконостасов) в храмах Львова и области, издание монографии и каталога произведений Сосенко. Автор монографии — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела украинского искусства XIX — начала XX века Олеся Семчишин-Гузнер. Она же — куратор выставочного проекта, подача которого очень хорошая благодаря работе заведующего выставочно-экспозиционным отделом Романа Зилинко и художника Ореста Земко.

— Вы уже спланували выход из локдауна?

— До 25 января экспозиции у нас закрыты. Научные работники будут работать в обычном режиме. Все будут работать, кроме музейных смотрителей, которые будут выходить на работу два раза в неделю для участия в занятиях, цель которых — повышение уровня культуры взаимоотношений с посетителями. Чир касается выставочной работы, то экспозиция по Сосенко продлится у нас до конца февраля. Надеюсь, многие захотят ее увидеть. Должен отметить, что до введения локдауна посетителей в музее было достаточно много. И не только на Сосенко, но и на постоянной экспозиции иконописи.

— А как у вас, пан Игорь, настроение в связи со все тем, что происходит?

— Проблем, конечно, много. Но и во время карантина мы многое сделали. Например, привели в порядок двери в экспозиционных залах. Также провели ремонтные работы. Готовим к показу произведения Романа Петрука — это будет и керамика, и скульптура, подаренные музею. Также будем показывать приобретеные кресты из его коллекции. И в дальнейшем делать выставки коллекционных подарков нашему музею. Есть что показывать!

«НУЖНО НАСТРАИВАТЬСЯ НА ПОЗИТИВ»

— Оживился ли во время карантинного режима сайт Национального музея?

— Да, несомненно. Мы (в частности, в Фейсбуке и на сайте тоже) стали больше показывать информации о музее, о коллекции. Отсняли несколько промо-роликов по Национальному музею и нашим мемориальным музеям. Хотим делать это качественно, поэтому привлекли к этой работе специалистов, которые могут сделать это хорошо.

— Готовя итоговые, за год, материалы по институтам культуры во Львове, выяснила для себя довольно интересную вещь. В частности, общаясь с генеральным директором Львовской национальной галереи искусств Тарасом Возняком, узнала, что они, несмотря на карантин, выполнили финансовый план. Как у вас с этим?

— У галереи были хорошо закрытые финансовые вопросы с учетом того, что, несмотря на карантин, замки работали. Людям, измученным долгой самоизоляцией, не было куда податься, поэтому и направлялись в Подгорецкий, Золочевский и Олесский замки. И замки очень хорошо поработали на решение этих вопросов. То же самое касается Тустани. В Тустань стояли километровые очереди машин. В парках в городе гулять не разрешалось. А вот в замках — пожалуйста! Мы же в этом вопросе такой возможности не имели. Мы еле выполнили финансовый план, но, откровенно говоря, за счет тех остатков, которые мы имели с прошлого года. Что касается моего настроения... Жизнь продолжается. Нужно настраиваться на позитив, держаться на позитиве. Карантин — это не навсегда. Covid-19 нужно пережить и жить дальше нормальной жизнью.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать