Физкульт-ура, Кино!
Непраздничные заметки
Вторая суббота сентября уже традиционно отмечается как День украинского кино. Одновременно он же день физической культуры и . Сколько существует этот праздник, слышишь в этот день только о спортсменах. Кино в лучшем случае вспоминают — так, между прочим.
БЕЗ КУЛЬТА И «ОСКАРА»
В принципе это логично — в стране, где есть культ спортсменов и нет культа искусства и в частности кино. Это даже на кладбище так. На Байковом, скажем, три могилы известных футболистов киевского «Динамо» запросто оттеснили могилы Богдана Ступки и Николая Мащенко на второй план. У нас даже заседания парламента интересны в первую очередь как спортивные поединки — на кулачках, с участием борцов и боксеров с депутатскими значками.
А кино... Что кино? Впрочем, и оно — случается — попадает в поле зрения СМИ и общественности в целом. Это когда и здесь происходит что-то спортивно-состязательное. За прошедший год народ интересовался, прежде всего, тем, как проходит состязание двух режиссеров — Олеся Санина и Мирослава Слабошпицкого. Фильм первого «Поводир» завоевал любовь и признание массовой аудитории в Украине, а вот за рубежом практически его не видели. Картина второго «Плем’я» была достаточно прохладно встречена отечественной общественностью (слишком уже, мол, темно и томно, да и не патриотично как-то), зато получила более сорока призов международных кинофестивалей, начиная с трех в самых престижных Каннах, а в придачу была закуплена в прокат многих стран Запада.
А началось все с сентябрьского прошлогоднего скандала, когда Национальный Оскаровский комитет отдал преимущество фильму Санина, тем самым, проигнорировав картину Слабошпицкого. В итоге комитет, под гнетом критики со всех сторон самоликвидировался, Союз кинематографистов процесс формирования его нового состава взял под свой контроль, выбрав туда людей, вписанных в мировой кинопорядок и, следовательно, хорошо знакомых с конъюнктурой кино. Однако Американская киноакадемия до сих пор не подтвердила полномочия нового комитета, зависла угрожающая пауза... А мы же так любим «Оскара» — как никто в мире хотим этой американской награды. Это значит, что рано или поздно мы непременно ее получим.
Впрочем, существует стойкая легенда о том, что этого заокеанского позолоченного дядюшку украинский фильм однажды таки получил. Речь идет про «Райдугу» Марка Донского в 1944 году. Американцы действительно полюбили ленту, президент Рузвельт даже телеграмму поздравительную послал. Однако «Оскара» не было, был другой приз — Американской ассоциации радио и телевидения. Который, кстати, сохраняется в музее киностудии имени Александра Довженко.
Пока еще вместо «Оскара» Слабошпицкий, вместе с оператором и продюсером фильма Валентином Васяновичем, должен получить «Довженко», то есть Государственную премию имени классика украинского и мирового кино. Должен, но не факт, что получит вовремя, то есть на день рождения Довженко. Это такая ежегодная игра — присудив премию, соответствующий Комитет напряженно ждет, успеют ли работники Администрации Президента Украины поставить подпись главы государства. Год назад, скажем, не успели и лауреату, композитору Владимиру Губе, вручили лауреатские регалии в министерском кабинете, так, между прочим. Это же такое непростое дело, сами понимаете, подпись поставить — у «самого». Хотя закрадывается сомнение: если у них это проблема, то что тогда для них не проблема? И зачем такие чиновники вообще, кто бы сказал??
Зато «Племя» было в американском прокате. И в Лос-Анджелесе показывалось, на первом фестивале лучших украинских фильмов в Голливуде. Проходил такой в этом году, благодаря усилиям нашего бывшего соотечественника, а ныне американского кинопродюсера Анатолия Фрадиса. Заданьице, сами понимаете, немного сложнее, чем президентскую подпись под бумагой поставить, однако Фрадис справился.
ПРОРВЕМСЯ?!
Среди событий года — резкое снижение уровня финансирования кинематографа из государственной казны, по сравнению с недавними временами правления Януковича. Сами понимаете, война, музы пусть помолчат, не до них. Зря дважды обращался я, от имени кинообщественности, к премьер-министру и Президенту с открытыми письмами, пытаясь объяснить: главной причиной наших бед как раз и является существующий уровень развития национальной культуры, которую вытесняют посланцы других регионов, российского и американского главным образом. Крым и Донбасс на протяжении последних двух десятилетий стабильно находились вне Украины и ее культуры, поэтому и имеем все эти проблемы. Не финансировать сейчас украинское кино — значит продолжать совершать моральное преступление...
ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД НАРОД ИНТЕРЕСОВАЛСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТЕМ, КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ СОРЕВНОВАНИЕ ДВУХ РЕЖИССЕРОВ — ОЛЕСЯ САНИНА (НА ФОТО — КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ПОВОДЫРЬ»)... / ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU
Ответа, конечно, хотя бы формального, я не получил. Хотя Арсений Яценюк два или три месяца назад выступал на коллегии Минкультуры и достаточно подробно говорил о необходимости реформировать кино, искать внебюджетные средства. В частности, предлагал — по британскому образцу — ввести лотерею, прибыли от которой шли бы и на потребности кинематографической отрасли. Готовится законопроект о поддержке кино. Ведущие телевизионные продюсеры предложили руководству государства солидарно финансировать телесериальные проекты — сверхважная вещь, учитывая, что абсолютное большинство аудитории смотрят кино именно телевизионное, уровень которого, кстати, в последние годы заметно вырос. Первые шаги сделаны, дай-то, Бог.
Во время праздничного вечера в столичном кинотеатре «Украина» по случаю 50-летнего юбилея фильма Сергея Параджанова «Тіні забутих предків» Иван Драч дал Президенту дружеский совет: а сделайте так, как Владимир Путин в начале своего правления. Тот будто позвал олигархов и сказал: а ну, чтобы через три года российское кино появилось в новой ипостаси, я проверю. И оно появилось — на украинском пространстве в том числе. Петр Порошенко в ответ сказал, что один из украинских президентов подобную практику уже внедрял, однако ничего из этого не вышло. Лукавил, мне кажется. Потому что кое-что наш олигархат для культуры все же делал, под давлением обычно, — скажем, для реконструкции Софийского собора.
Да и сам Порошенко когда-то, в 2005-ом году финансировал ленту «Прорвемося» Ивана Кравчишина. Фильм не очень-то удался, больше, кажется, Порошенко кинопродюсерством не занимался. Однако же пример Путина в голове держать-таки придется, иначе и дальше будем проигрывать идеологическую и пропагандистскую войну. А российский президент, кстати, начал с того, что дал распоряжение выделить большие средства из бюджета на модернизацию «Мосфильма», который, в итоге, превратился в современное высокотехнологическое предприятие. Или ВГИК, в который вложили немало денег, понимая важность достичь современного уровня профессионального кинообразования. Зайдите в наш Институт кино и телевидения Национального университета имени И.Карпенко-Карого — там даже туалеты иногда не работают, ободранность и электропроводка пенсионного возраста. Три года уже, как этот институт не финансируется из бюджета (только деньги студентов-контрактников), как это может быть вообще? Стыд, жгучий стыд за всех нас.
А государственные киностудии, которые так и не реформируются... Чудо, что наша киножизнь, несмотря ни на что, все же продолжается. Вот открыли второй сезон в столичном кинотеатре украинского кино «Ліра» (бывший имени Чапаева). А из Запорожья позвонила по телефону мне директор кинотеатра имени Довженко Людмила Зеленюк и сообщила: в рамках фестиваля «Запорожская синерама» показали новую кинокомедию «Політ золотої мушки» — с большим успехом, аншлагом и восторженными зрительскими отзывами. Это тот Кравчишин, который когда-то не оправдал надежд Порошенко в фильме «Прорвемося». Значит, надо, надо вкладывать деньги в кино. Не сегодня, так завтра эта пушка сработает и...
С праздником вас, уважаемые коллеги-кинематографисты, все, кто ценит, любит и знает наше кино!
Выпуск газеты №:
№164, (2015)Section
Культура