Самые страшные в жизни те люди, которые прочитали одну книгу. С человеком же, который много читает, всегда будешь иметь о чем поговорить, и тебе рядом с ним ничего не будет угрожать.
Иван Малкович, украинский поэт и издатель, владелец и директор издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»

«Фокус на Людкевича»

Под таким названием во время карантина Львовский органный зал провел серию знаковых онлайн-событий
9 апреля, 2021 - 12:05
АВТОРАМИ ПРОЕКТА — РУКОВОДИТЕЛИ ЛЬВОВСКОГО ОРГАННОГО ЗАЛА ТАРАС ДЕМКО И ИВАН ОСТАПОВИЧ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЕЛЕНОЙ ЗАШКО/«ГРОМАДСЬКЕ». https://hromadske.ua/posts/try-istorii-molodykh-dyrektoriv

В рамках проекта «Фокус на Людкевича» впервые в интернете были представлены мировые премьеры произведений легендарного украинского композитора. Сейчас, в условиях локдауна, вся культурная активность перешла в онлайн. Львовский органный зал вместе с Collegium Management провели музыкальный марафон «Фокус на Людкевича».
   Проект «Фокус на Людкевича» — это онлайн-концерты мировых премьер произведений Станислава Людкевича, документальный фильм о поисках забытых партитур композитора, уникальные воспоминания современников Люкевича и живые беседы за бокалом вина через программу для конференций Zoom. И все это происходило с соблюдением карантинных требований, ведь все события происходили в формате онлайн на странице Львовского органного зала в Facebook и на канале Collegium на YouTube.
   Авторами проекта являются руководители Львовского органного зала Иван Остапович и Тарас Демко, которые рассказали «Дню» об интересном художественном событии.

НАХОДКА, МЕНЯЮЩАЯ КОНФИГУРАЦИЮ ИСТОРИИ

— Расскажите, почему Людкевич? Почему творчеству этого композитора вы решили посвятить четыре дня по 2-3 онлайн-события?

Тарас Демко: — Мы давно сфокусированы на одном из самых интересных композиторов Украины — Станиславе Людкевиче, наша общественная организация Collegium Management уже несколько лет проводит «ЛюдкевичФест» — фестиваль, который представляет музыку не только Людкевича, но и других украинских композиторов.

Иван ОСТАПОВИЧ: — Все опубликованное в «Фокусе на Людкевича» — это, без преувеличения, эпохальные вещи. В 2020 году нам удалось найти в архиве рукописи двух первых фортепианных концертов Людкевича, написанных в 1916 и 1917 годах. Это первые образцы украинской музыки в этом жанре.

До этого считалось, что первым украинским фортепианным концертом является произведение одесского композитора Владимира Фемелиди, написанное в 1926 году. Но Людкевич написал свой Концерт для фортепиано с оркестром ре минор на 10 лет раньше. Эта находка меняет в дальнейшем нашу конфигурацию истории.

Концерты ре минор и ля минор никогда до этого не исполнялись. Нам удалось их оркестровать, и в декабря 2020 года мы вместе с солистами Мартой Кузий, Андреем Макаревичем и Ukrainian Festival Orchestra исполнили их вживую во Львовском органном зале. Во время живого исполнения мы осуществили профессиональные записи, решили представить онлайн как раз в «Фокусе на Людкевича».

Т: — Это был запланированный проект. Но этот нокдаун подтолкнул нас сделать это во время, когда физические концерты проводить нельзя. От этого «Фокус на Людкевича» только выиграл, потому что мы сейчас больше сконцентрированы на онлайн-активностях.

— Кроме премьер фортепианных концертов в рамках проекта состоялись также презентации записей скрипичный концерт ля мажор и цикл романсов Людкевича. Расскажите об этих записях?

И: — Запись романсов Людкевича в исполнении известного сопрано Софии Соловей был осуществлен в 2017 году на первом фестивале «ЛюдкевичФест». Это довольно известный репертуар, многие вокалисты его исполняют. Но элементарный поиск на YouTube «Романсы Людкевича» ничего не дает! Поэтому мы решили это исправить. Теперь цикл доступен в полном объеме.

Скрипичный концерт исполнил в декабре 2020 года Адриан Боднар вместе с Ukrainian Festival Orchestra. Это тоже известныое среди музыкантов произведение. Но при детальном изучении в партитуре было обнаружено много мелких технических ошибок, поэтому мы, посоветовавшись с солистом, решили сделать небольшую редакцию.

В своем проекте мы хотели не только подчеркнуть историческую составляющую, но и познакомить как можно более широкую аудиторию с этой музыкой. Ведь произведения Людкевича заслуживают этого. Когда мы репетировали с музыкантами, то фортепианные концерты вызвали у них искреннее удивление — насколько это мелодичная и гармоничная музыка. Само настроение и характер музыки очень искренний и лирический. Поэтому это история не только о самом проекте, но и о мелодичной украинской музыке.

РАБОТАЕМ НАД РАЗВИТИЕМ ПЕРВОГО УКРАИНСКОГО YOUTUBE-КАНАЛА С КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ

— Сколько человек участвовало в проекте?

Т: — Оркестр — 50 музыкантов, солисты — Марта Кузий, Андрей Макаревич, Адриан Боднарь, команда Органного зала, эксперты Галицкого музыкального общества, а также люди, которые создавали видео и аудио. Аудиозапись осуществила студия Владимира Пунько, с которой мы сотрудничаем уже не в первый раз, качество звука уже многие отметили. Видео — это работа Александра Пелипенко и его команды. В комментариях на YouTube уже пишут, что картинка мирового уровня.

Конечно, все это стало возможным благодаря Украинскому культурному фонду. В 2020 году наша общественная организация выиграла институциональный лот на поддержку культуры во времена кризиса, благодаря которому мы создали проект «Симфонические премьеры», где представили неизвестные и несправедливо забытые произведения украинских композиторов.

— Сколько длилась работа над проектом «Фокус на Людкевича»?

И: — Запись, монтаж, сведение видео и аудио, постпродакшн, дизайн обложек — чуть больше месяца.

Т: — Очень важно качественно представить контент, заботиться о комплексности и деталях — начиная с метаописания, заканчивая тегом, геолокации. Составить расписание, проверить, проследить, чтобы все получилось. А дальше начинается самое интересное — жизнь контента. Мы целенаправленно работаем над развитием первого украинского YouTube-канала с классической музыкой.

— В «Фокусе на Людкевича» были использованы разные платформы — Facebook, YouTube, Zoom и много разных типов контента — не только записи концертов, но и живые разговоры, документальные съемки. Удалось ли привлечь новую удиторию?

И: — Эти живые встречи в начале и в конце проекта позволили создать ощущение, что мы все находимся на живом событии. Мы все живые люди, и мы не можем без общения.

Т: — В большинстве концертных залов перед исполнением музыкального произведения есть какой-то комментарий. Преимущественно это происходит в самой первозданной форме — в виде конферансье. Мы такого не делаем. Но мы верим в более долговременные отношения с нашей аудиторией. Именно поэтому медиа для нас являются инструментом не только промоушна, но и лояльности и доверия.

Через трекинги в Facebook мы видим, что люди возвращаются на наши страницы. Очень многие посетители ставят их в закладки, пересылают видео в мессенджерах.

Разные типы контента позволяют нам привлечь разные типы чувств.

Я заметил, просматривая аналитику, что с этими онлайн-активностями подписанты стали больше смотреть новые видео. Мы вышли за пределы нашего концертного зала и стали продакшеном.

— Расскажите о планах дальнейших онлайн-проектов?

Т: — Мы обязательно представим записи из проекта «Симфонические премьеры» в рамках нашей стратегии развития украинской музыки Ukrainian Live.

И: — А также в этом году мы реализуем проект «Бажанский. Оперы». Это аудиосериал из двух опер Порфирия Бажанского, почти никому не известного композитора Галичины.

Фото:Елена Зашко/Громадське    https://hromadske.ua/posts/try-istorii-molodykh-dyrektoriv

Диана КОЛОМОЕЦ, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ