Работать надо идейно, чтобы дать свою духовную лепту для родного народа
Кость Левицкий, украинский государственный деятель, адвокат, публицист

Герои на все времена

Достоин ли плут Паниковский памятника? Девять лет назад об этом спорили без всякого юмора
27 июля, 2007 - 00:00
АРХИТЕКТОР В. ГОРОДЕЦКИЙ / СКУЛЬПТОР ВЛАДИМИР ЩУР ПАНИКОВСКИЙ ПАМЯТНИК КАПИТАНУ ТИТАРЕНКО — ЛЕОНИДУ БЫКОВУ ПРОНЯ ПРОКОПОВНА И СВИРИД ПЕТРОВИЧ ГОЛОХВАСТОВ

Прошло девять лет со дня открытия на углу улиц Крещатика и Прорезной в Киеве памятника герою ильфо-петровского романа «Золотой теленок» Паниковскому. И около него ежедневно людно. Приходят сюда киевляне и гости города полюбоваться добродушно-иронической улыбкой Великого слепого в синих очках, соломенном канотье, застегнутом на одну пуговицу пиджаке, а из- под коротких штанишек выглядывают завязки кальсон и в своеобразных штиблетах тогдашних бомжей. Большинство хотят сфотографироваться с ним на память, да еще и стать так, чтобы его отведенная рука непременно попала за спиной именно в карман или в сумочку, словно тот, как и было задумано скульптором, двумя пальцами, как пинцетом, вытягивает деньги.

Любят посетители эту скульптуру. Некоторые иногда оставляют кефир, помня из книги просьбу Паниковского к Балаганову: «Шура, заплатите за кефир, потом рассчитаемся». Немало людей бросают монеты — одни, чтобы удовлетворить стремление Паниковского к ним, другие придерживаясь поверья, чтобы сюда вернуться еще. Однажды видел, как средних лет женщина сфотографировалась, посидела несколько минут на скамейке, а потом подошла к памятнику, поцеловала его и направилась по улице.

Установлению памятника вороватому литературному герою на месте, где по роману он промышлял при заступничестве городового, предшествовал долгий спор с городскими властями. Но едва ли не самым главным убеждением стало то, что уже тогда в Чехии был памятник бравому солдату Швейку, в Лондоне — Шерлоку Холмсу, во Франции — д’Артаньяну, в Германии — Мюнхаузену, в Брюсселе — Дон Кихоту и Санчо Пансо, в США — маленьким озорникам Тому Сойеру и Гекльберри Финну.

По просьбе спонсоров создания скульптуры — главы акционерного банка «Эталон» Владимира Бутко и его заместителя Александра Андрияки — было получено на это согласие городских властей. Значительную помощь в организационном обеспечении создания скульптуры оказал председатель правления банка Федор Шпиг. Памятник открыт в День Киева, 31 мая 1998 года, под большое театрально-юмористическое шоу. Разыгрался тогда целый спектакль по мотивам «Золотого теленка». Чтобы не оставался и в дальнейшем Паниковский человеком без паспорта и прописки, районное отделение УВД Украины в городе Киеве выдало ему даже паспорт гражданина Украины с указанием: место рождения — роман «Золотой теленок», адрес прописки — улица Прорезная, 6 (у дома банка «Эталон», где хранится этот паспорт). Авторы памятника — скульптор Владимир Щур и архитектор Владимир Скульский. Отдельные детали скульптуры отлиты по проекту Виталия Сивко.

Сельский мальчик из Барышевского района на Киевщине Владимир Щур дар рисования перенял от отца. Рядовой колхозник Иван Андреевич не только умел хорошо рисовать, но и писал хорошие стихи. Еще лучше рисовал его брат — Василий. Тот увлекался репродукциями картин И. Шишкина, И. Левитана, В. Васнецова. Во время рисования отцом и дядей Владимир, не отрываясь, следил за их руками, карандашом или кистью, сам рисовал натюрморты, пейзажи.

После восьмого класса поступил в Остерский строительный техникум, но рисования не оставлял. Делал эскизы и рисунки с натуры у Остерской Юрьевской божницы, зарисовывал окраины города. В комнате, где жил с двумя своими однокурсниками, на всю стену акварелью нарисовал, как они играют за столом в шахматы. На других стенах — портреты Т. Шевченко, Н. Гоголя, А. Пушкина, свой автопортрет, а над кроватью товарища — его любимая девушка под березой. Потом обклеили обоями, сделав из них вокруг картин и портретов рамы — вышло как в художественном музее. Приходили посмотреть не только соседи по общежитию, но и все студенты и преподаватели техникума.

Поступил в художественный институт, стремился быть живописцем, графиком. Овладел техникой акварели, масла, техникой графики углем, карандашом, тушью. Впоследствии попробовал лепить скульптуру. Все больше увлекался этим искусством. Научился определять пропорции, изучал анатомическое сложение человеческого тела, особенно лица, кистей рук, работу мимической мускулатуры, которая определяет психологическое состояние человека. Использование всего этого в работе содействует созданию характерных жанровых скульптур.

Через год после Паниковского рядом со ступеньками к Андреевской церкви установлена скульптура — герои фильма В. Иванова по пьесе М. Старицкого «За двумя зайцами» Проня Прокоповна и Свирид Петрович Голохвастов.

На открытии памятника, только что слетело покрывало, Маргарита Криницына, которая мастерски сыграла Проню, сразу воскликнула:

— Свирид Петрович! Это вы? Здравствуйте!..

Потом часто (вплоть до смерти) Маргарита Васильевна бывала здесь. И не только она. Там всегда много людей. Приходят подержать за руку эту манерную панянку-невесту, попробовать согнать жучка с фрака Голохвастова, сочувственно положить неудачнику руку на плечо и, конечно, сфотографироваться.

Не менее колоритным, как прекрасное творение искусства, воспринимается памятник архитектору В. Городецкому у одного из кафе в Пассаже. Степенный мужчина в шляпе с чашечкой кофе, к тому же с пенкой, сидит за столиком, на котором книга с четкой надписью: «В. Городецкий. В джунглях Африки. Дневник охотника». Это еще одно подтверждение того, что Владимир Щур перед тем, как приступить к лепке скульптуры, изучает своего героя, его жизнь, увлечения, предпочтения, характер.

— Я хочу знать о своем персонаже все, — говорит художник.

Чтобы не скучал Городецкий, Владимир Иванович предусмотрительно поставил за столиком еще один свободный стул. Молодежь любит сесть здесь и попить кофе вместе со знаменитым архитектором.

Особые чувства любви у посетителей вызывает памятник капитану Титаренко, роль которого очень талантливо сыграл Леонид Быков в фильме «В бой идут одни старики». Он один из самых любимых артистов Владимира Щура. Знал, что тот всегда хотел стать летчиком, поэтому так вдохновенно сыграл роль своей мечты. Скульптор долго размышлял, как его лучше всего изобразить. Сделал несколько эскизов: то артист во весь рост дирижирует оркестром, то в кабине самолета, то в каком-то резком движении. Остановился на воплощенном, считает, что это наиболее правдиво. И место выбрали хорошее — открытое пространство, словно аэродром, вдали Днепр, рядом — обелиск Славы, вечный огонь в память о тех, кто погиб в боях с фашизмом. Титаренко — Быков вернулся из воздушного боя, сидит на крыле самолета, немного уставший, опечаленный потерей боевых побратимов и в глазах чувствуется какая-то искорка. Кажется, еще мгновение — и он скажет своим друзьям: «Кто сказал не нужно песен на войне, после боя сердце просит музыки вдвойне! От винта!» И запоет нежно, задушевно: «Ніч яка місячна, зоряна, ясная...»

Владимир Щур одним из первых взялся за создание парковых скульптур. Для него важен весь технологический цикл их изготовления — от создания каркаса, лепки из глины до передачи в литье. А потом слесарно-шлифовальные, граверные работы — все выполняет сам, даже принимает участие в монтировании скульптур на месте установления. В отдельных деталях для четкости и тонкого воссоздания использует воск и пластилин и уже по ним работает перед литьем как резчик.

Среди немалого количества работ в мастерской художника хранится небольшая скульптура «Ги де Мопассан и Пышка». Писатель сидит на стульчике, отвернувшись от Пышки, как и все ее попутчики по новелле автора. Четкость фигур настолько высокая, а складки, рюши на платье девушки можно сравнить разве что со складками на фартушке «Шоколадницы», нарисованной швейцарским живописцем Жаном Этьеном Лиотаром. От этой нежной и живописной скульптуры долго не хочется отрывать глаз. Жаль, что на ее изготовление в увеличенном виде нет заказчиков ни в Киеве, ни на родине Ги де Мопассана во Франции.

Ныне Владимир Щур работает над скульптурной группой кинорежиссера Александра Довженко и кинооператора Данила Демуцкого. Уже отлиты несколько первых деталей. Скульптура будет установлена на одной из центральных улиц столицы. Мэрия Запорожья приняла решение также украсить город несколькими парковыми скульптурами. Некоторые из них заказали Владимиру Щуру и он начал подготовку эскизов.

Владимир ПРОНЕНКО, журналист Киев
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments