Нет человека, который бы не любил свободу; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый - только для себя
Карл Людвиг Бёрне, немецкий публицист и писатель, поборник эмансипации евреев

Год без Николая Кондратюка

В Киеве прошли вечера, посвященные памяти выдающегося певца и педагога
16 января, 2008 - 20:18
НИКОЛАЙ КОНДРАТЮК / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

Голос этого певца не спутаешь ни с каким другим: теплый, глубокий, музыкальный, ровный на всем баритоновом диапазоне. Николай Кондратьевич был прекрасным оперным артистом и первым исполнителем многих песен украинских композиторов, в частности уже легендарных «Ясенів» и «Двох кольорів» Александра Билаша. Уже прошел год, как Николая Кондратюка, известного украинского певца и педагога, не стало. Вечера его памяти состоялись в Доме актера, в Центре культуры и искусств СБУ, а также в Национальной филармонии.

«УКРАИНСКИЙ ИТАЛЬЯНЕЦ»

Недавно в Киеве было издано научное исследование Валентины Антонюк «Традиции украинской вокальной школы. Николай Кондратюк», рассказывающее о жизни и творчестве певца. В книге первая ученица Кондратюка вспоминает события, связанные с его стажировкой в миланском театре «Ла Скала», где артист не только учился, но и участвовал в нескольких спектаклях:

— В суровую зиму 1962 года, накануне новогодних праздников, молодые украинские певцы Николай Кондратюк и Анатолий Соловьяненко, присоединившись к отборочным соревнованиям и победив в них вместе с Владимиром Атлантовым и Муслимом Магомаевым, готовы были петь на морозном воздухе, радуясь реальной перспективе обучения в Италии, — вспоминал Андрей Сирош. — Из «Ла Скала» Кондратюк вернулся полным надежд и творческих свершений. «Голос его богатый, сочный, пластичный, тембр благородный. С такой технической школой этот баритон вскоре услышат лучшие театры мира», — писала римская газета «Аванти».

В Киевском театре оперы и балета Николай Кондратюк исполнил 23 оперные партии. «Коронными» стали: Остап из «Тараса Бульбы» Н. Лысенко, Граф де Луна из «Трубадура» Дж. Верди, Фигаро из «Севильского цирюльника» Дж. Россини, Яго из «Отелло» Дж. Верди и Максим из «Арсенала» Г. Майбороды.

«Но шли годы после стажировки, которая Николаю Кондратюку практически ничего не дала. Артист созревал внутренне для окончательного выбора жанра для наиболее полной реализации своего таланта. Сравнивая условия функционирования оперных театров дома и за границей, приходил к неутешительным выводам о бесполезности усилий и попыток для того, чтобы что-то изменить в отечественной репертуарной политике, в нецивилизованном отношении к исполнению спектаклей на языке оригинала», — отмечает Валентина Антонюк.

Вернувшись в Украину, Николай Кондратюк получил разрешение спеть один дневной спектакль — «Севильского цирюльника» Дж. Россини на итальянском языке, после чего получил «пощечину» (одна из столичных газет разместила фейлетон о «доморощенном итальянце»). После этих грустных событий Кондратюк поехал в Москву, начал работать в Большом театре, но через два года (по семейным обстоятельствам) вернулся в Киев. В то время жена певца Наталья Кондратюк работала концертмейстером в Киевском театре оперы и балета. Николай Кондратьевич пережил «внутренний кризис» и решил создать Театр одного актера (он становится солистом Укрконцерта, а потом Киевской филармонии).

— Певец гастролировал с классическим репертуаром, и в мире его имя связывали с амплуа оперного певца, а дома, в Украине, у него был имидж «исполнителя советских и народных песен» (украинских и русских) и произведений современных композиторов лирическо-героического направления, — отмечает Валентина Антонюк. Кстати, огромный репертуар Николая Кондратюка включал также четыре кантаты и оратории, песни западноевропейских и современных украинских композиторов... «Мода» на Кондратюка продолжалась в течение 50—70-х годов. Перейдя позже на преподавательскую работу, он не обрывал связи со своими почитателями...

У Николая Кондратьевича было непросто учиться: он был очень требовательным к себе и к другим, во время уроков не допускал ни одной ошибки в исполнении вокальных произведений, будь то сложная оперная ария или небольшая песня. Тем, кто находился рядом с Николаем Кондратюком, нужно было постоянно держаться на самом высоком профессиональном уровне. Но в то же время Николай Кондратьевич был небезразличен к чужой боли.

Кондратюк поддерживал дружеские отношения с известным певцом Романом Гмырей. Наверное, от него Николай Кондратьевич унаследовал вдумчивое, интеллектуальное отношение к вокальным произведениям — к сложным оперным ариям и простым песням. Над каждым произведением певец проводил филигранную работу: исследовал его историю создания. Благодаря такому серьезному подходу песни и оперные арии в исполнении Николая Кондратюка не потеряли свою свежесть и запоминаются слушателям надолго. Певец в совершенстве владел итальянским языком, интересовался психологией. Николай Кондратьевич дружил с профессором Китайгородским и даже мечтал о создании отдельной научной отрасли — психологии пения. В повседневной жизни Н. Кондратюк был человеком аккуратным, бесконфликтным, уважал традиции в любой сфере жизни.

С 1968 года Николай Кондратюк стал преподавать вокал на кафедре сольного пения в Киевской консерватории (сейчас НМАУ им. П. Чайковского), а с 1973 был ее ректором. Среди учеников Николая Кондратюка немало ярких певцов — Шопша, Антонюк, Шокало, Чорнодуб, Бондаренко, Колыбабьюк и другие.

Последние годы своей жизни Кондратюк находил утешение в воспитании внука Саши. «Зимой 1995 года Николай Кондратьевич пришел в Дом учителя, где проходил мой концерт. Он любил ходить пешком, — вспоминает В. Антонюк. — Когда концерт закончился, он подошел поздороваться и пожаловался на боль в коленях. Тогда впервые у Кондратюка начали проявляться симптомы болезни Бехтерева. А позже Николай Кондратьевич уже не вставал с постели... В одном из последних разговоров певец признался: «Если бы я выбрал другой путь — не профессию артиста, а, например, стал бы радиотехником, то, наверное, тоже добился бы успеха. Но очевидно одно: меня окружали бы более доброжелательные люди. Больше нигде, только в артистической среде, нет такого количества демонических людей»...

Действительно, на пути к признанию на Родине и заграницей Николая Кондратюка сопровождала не только любовь публики, но и зависть коллег-артистов. Кое-кто из них даже пытался поссорить двух «звезд»: Николая Кондратюка и Дмитрия Гнатюка, приписывая им одинаковый репертуар. Николай Кондратьевич отрицал это обвинение. На самом деле певцы в жизни поддерживали теплые и дружеские отношения...

«ВОКАЛЬНЫЙ ДЕД»

Концерт «Відлуння «Солоспіву», состоявшийся в столичном Доме актера, открыл мероприятия, посвященные годовщине смерти известного украинского певца и педагога. Эта программа представила публике редкостную манеру пения — старинное бельканто. Выступили ученицы Валентина Антонюк, студентки НМАУ им. П. Чайковского Валерия Тулис (сопрано), Анастасия Хилько (меццо-сопрано), Ху Фан и У Сяу (сопрано, Китай). Присутствие молодых певиц на вечере памяти Н. Кондратюка было неслучайным, ведь, по словам Антонюк, Николай Кондратьевич является «вокальным дедом» ее учениц, которым она передала технику исполнения старинного бельканто.

В концертной программе прозвучали произведения: Марчелло, Вивальди, Легренси, Монтеверди, Глюка, Россини, Оффенбаха, Мисливчика и украинская народная песня в обработке Лысенко.

Второй концерт, посвященный памяти Кондратюка, назывался «Чуєш, брате мій» и был организован Центром культуры СБУ и Благотворительной организацией «Наш дом». Он состоялся в рамках проекта «Их таланты — слава Украины». Это творческие вечера известных украинских художников прошлых лет и современности, среди которых — поэт Александр Малышко, певцы — Оксана Петрусенко, Евгения Мирошниченко, Юрий Багатиков и Николай Кондратюк. Вечер отличался теплой атмосферой и отсутствием долгих пафосных речей. Ведущая Вера Бондарчук напомнила присутствующим о важности памяти в жизни человека, «которая прокладывает мост между прошлым и будущим». И словно отражение этой мысли прозвучало «Адажио» Баха в исполнении скрипача — студента НМАУ Кирилла Бондаря. Дальше концерт продолжило выступление струнного квартета КГМУ им. Глиера. Программа состояла из оперных арий, украинских народных и советских песен, произведений современных отечественных композиторов из репертуара Николая Кондратюка. В вечере приняли участие его воспитанники — певцы разных поколений. Прозвучал и голос Николая Кондратьевича (телезапись 60-х годов песни «Я жил в такие времена»). Кстати, в концерте эту же песню исполнил молодой певец Денис Вишня (бас). В исполнении Дениса прозвучала и популярная песня «Ясени» (из репертуара Кондратюка). А солист оперной студии при НМАУ Маркиян Свято (баритон) спел арию князя Игоря (из одноименной оперы Бородина), поразив слушателей глубоким погружением в мир чувств героя и правдивостью.

Певец Юрий Ракул с блестящим артистизмом и виртуозностью исполнил арию Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини. Внимание публики привлекла шуточная украинская народная песня «Казав мені батько» (обработка — Лысенко), которую Юрий разработал вместе со своим преподавателем — Николаем Кондратюком.

Поминальной прозвучали два произведения из цикла Виталия Кирейко «Десять украинских народных песен с Полтавщины»: «Ой сьогодні тута» и «Чом ти мене, моя мати...» — обработки старинных украинских народных песен XVII в. в прекрасном исполнении Валентины Антонюк...

Чувствовалось незримое присутствие самого певца в зале, когда публике показали несколько сюжетов: фотографии на улицах Милана (стажировка в театре «Ла Скала»), Николай Кондратюк на сцене вместе с Евгенией Мирошниченко, афиша спектакля с участием певца в миланском театре; прозвучали песни в его исполнении: «На долині туман», «Сніг на зеленому листі», «Тече ріка дзвінка», «Очі волошкові»...

Концерт продолжался два с половиной часа без антракта, но с появлением на сцене певца Александра Василенко у публики открылось «второе дыхание». В его исполнении прозвучали разные по настроению песни, в частности: «Песня про любовь», «Ах, ты, душечка», «Очі волошкові». После бурных аплодисментов Александр Василенко сказал о своем преподавателе: «Николай Кондратьевич был человеком красивым, чистым, теплым»...

А вечер памяти Николая Кондратюка в Национальной филармонии Украины стал настоящим подарком для меломанов, для тех, кто соскучился по классическому искусству и красивым песням...

Ныне голос Кондратюка остался нам в наследство, записанное на пластинках, которые переизданы на компакт-дисках. У меломанов и поклонников ретро пользуются популярностью такие записи певца: «На долині туман», «Оперные арии в исполнении Николая Кондратюка», «Два кольори» (песни А. Билаша), «Хиты украинской эстрады 60-х годов» и другие.

СПРАВКА «Дня»

Николай Кондратьевич КОНДРАТЮК (1931 — 2006 гг.) родился в городе Староконстантиновка (Хмельницкая область). Закончил Киевскую консерваторию, в начале 60-х годов стажировался в миланском театре «Ла Скала» (Италия).
С 1957 по 1959 год — солист Государственного народного хора им. Г. Веревки.
1966 — 1974 гг. — солист Укрконцерта и Киевской филармонии.
С 1959 по 1966 год — солист Киевского театра оперы и балета.
1973—1974 гг. — глава правления Музыкального общества Украины.
1972—1983 гг. — заведующий кафедрой оперной подготовки.
С 1974 по 1983 год — ректор Киевской консерватории.
С 1994 года — заведующий кафедрой сольного пения. Гастролировал в 40 странах мира. Народный артист СССР и Украины, Шевченковский лауреат, был награжден орденами и медалями.

Ольга ПРИНДЮК
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments