Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Горький привкус юбилеев

Как нынешняя власть почитает выдающихся деятелей культуры и искусства?
06 декабря, 00:00

В свое время, говоря о почитании памяти выдающегося режиссера Леся Курбаса и не менее известного актера Марьяна Крушельницкого, Лесь Танюк отметил: «Народ, который не почитает светочей своей культуры, погибнет». Возможно, слишком строгий приговор пророчит политик и режиссер, председатель Всеукраинского Союза театральных деятелей, но рациональное зерно в его предостережении есть. Хотя, на мой взгляд, его нужно адресовать еще и к власти, которая, к сожалению, не всегда ассоциирует себя с народом. Правда, с другой стороны, именно власть очень часто использует и «светочей культуры», и просто популярных деятелей искусства в своих интересах, демонстрируя публично большую любовь к ним. Ордена и медали, высокие звания, другие награды и различные льготы... Все для них, мол, смотрите как мы их уважаем и возвеличиваем.

Как вы уже, по-видимому, поняли, касается это не Курбаса и не Крушельницкого, которым не досталось при их жизни от власти ни наград, ни даже доброго слова. Наоборот, именно тогдашняя коммунистическая власть лишила их жизни в самом расцвете творчества. Более того, все сделала, чтобы лишить народ памяти о них. Слава богу, пришло время, и их имена возвращены из забвения.

Но давайте вернемся к нынешней власти и к деятелям культуры и искусства, которые были нашими современниками и чьим творчеством мы все наслаждались десятки лет, не жалея для них ни добрых, искренних слов, ни громких аплодисментов, а власть соответственно — высоких наград. И это внимание с обеих сторон было вполне заслуженным и казалось будет таким всегда. Но, к сожалению, это продолжалось до тех пор пока они жили...

...14 октября исполнилось 65 лет со дня рождения певицы Раисы Кириченко, народной артистки Украины, лауреата Шевченковской премии, полного кавалера орденов княгини Ольги, Героя Украины и т. д. Это то, чем чествовала ее власть при жизни. А для народа она была и остается большой и любимой певицей, «казачкой», как она сама себя называла. Три года назад ее не стало. Но не реже звучит ее голос в эфире, не сузилась о ней память в народе, не потускнела ее звезда на песенном небосклоне. Земляки-полтавчане достойно почтили ее память: улицу назвали ее именем в Полтаве, в церкви родного села отслужили панихиду, памятник открыли, концерт организовали. Словом, что могли то сделали на региональном, местном уровне. Здесь власть и народ были действительно едины.

А как же в Киеве почтили память большой певицы? Если сказать, что скромно — значит, ничего не сказать. Об этой дате здесь вообще забыли, в частности в Министерстве культуры и туризма, в Киевской городской госадминистрации, не говоря уже о высших инстанциях. Более того, в Минкульттуризма даже возмущались настойчивыми просьбами, предложениями, напоминаниями об юбилее Раисы Кириченко со стороны ее друзей, которые по собственной инициативе, создали, так называемый оргкомитет, собрали определенную часть средств и пытались достучаться до власти, чтобы на надлежащем государственном уровне отметить эту дату. В частности, предлагали организовать в дворце «Украина» творческий вечер памяти певицы, открытие Доски памяти на доме в Киеве, где она жила последние годы. Ответ был стандартным — нет денег. Хотя для открытия Доски не требовалось больших средств. Правда, министерские чиновники пообещали прийти с цветами и даже выступить, если такое мероприятие состоится. А о концерте и речи не могло быть.

В Киевской городской госадминистрации, как показалось, были более лояльными и приветливыми к просьбам самодеятельного оргкомитета. Но о средствах на концерт попросили вообще не упоминать. Зато пообещали Доску изготовить и даже организовать ее открытие при участии самого мэра. И правда, Доску изготовили, а вот с открытием... Сначала определили одну дату, причем за неделю до дня рождения. Потом другую, а потом... Словом все закончилось тем, что пришли мастера с соответствующими инструментами и приколотили Доску к стене дома по улице Артема. Без слов, без цветов, без людей... Словно вывеску на офисе. Больно и грустно. И стыдно. Стыдно за таких «культурных» чиновников.

Но, как оказалось впоследствии, это просто у них такой стиль работы. А точнее такая государственная, с двойными стандартами, позиция: при жизни восхвалять и награждать, а после смерти... или вычеркивать из календаря памятных дат, а следовательно, из памяти, или вообще не вписывать. Раиса Кириченко, к сожалению, в календарь этого года хотя и попала, но на месяц позже. А поскольку в календаре не была указана дата ее смерти то некоторые интернет-издания рассказывали о ней, как о живой... Не больше повезло другому юбиляру. Как известно, несколько дней назад, 1 декабря прошло 90 лет со дня рождения, также народного артиста СССР, первого Шевченковского лауреата (1962 г.) среди деятелей искусства, и также всеми любимого и действительно народного композитора — Платона Майбороды.

Если бы этот композитор больше ничего не создал, а только одну «Пісню про рушничок», вместе с Андреем Малишко, этого вполне было бы достаточно, чтобы обессмертить свое имя. Причем не только в Украине. Этот песенный шедевр уже много лет звучит почти на всех континентах. Несколько месяцев назад Украинский фонд культуры, без участия Минкульттуризма, отметил 50 лет со дня создания этой песни, которая вошла в мировую сокровищницу лучших песен ХХ века.

Словом, «Пісня про рушник» живет, мигрируя по планете. А в Украине вдова композитора Татьяна Майборода, все годы после смерти мужа, самостоятельно добивается почитания его памяти, напоминая чиновникам, что для нас всех он создал более 200 украинских песен, дум, кантат, ораторий и т.д., многие из которых и до сих пор является музыкальными шлягерами, как например «Київський вальс», «Стежина», «Пісня про вчительку» и другие. Причем просит она у чиновников Минкультуры одного: или выполните до конца Постановление еще Совета Министров УССР от 19 октября 1989 года или отмените и не травмируйте душу мою. И не позорьтесь в глазах миллионов почитателей таланта Платона Майбороды. Но в ответ все эти годы слышит одно: нет у государства средств. Хотя, на мой взгляд, у Министерства транспорта УССР, или Украины за 9 лет нашлись бы деньги, чтобы одному из теплоходов присвоить имя композитора, как записано в постановлении. Просто не придали этому значения ни тогдашние, ни нынешние руководители. Так же как не смогли с 1989 года отыскать в бюджете страны несколько тысяч гривен на учреждение премии имени Платона Майбороды «За создание лучшей песни года с присуждением ее в день рождения композитора — 1 декабря». Поэтому нет такого конкурса и будет ли вообще никто не знает. Как и нет стипендии имени Платона Майбороды в Киевском институте культуры «для лучших студентов-отличников». Так, возможно, хотя бы сейчас, нынешний ректор найдет средства, чтобы учредить такую премию, чтобы отдать должное композитору. Тем более, что это необходимо «в первую очередь» будущим деятелям культуры.

И еще об одном пункте постановления хочу напомнить нынешним правопреемникам Союза композиторов УССР, Минкультуры УССР и Государственного комитета УССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Именно им было поручено «решить вопрос о подготовке и издании собрания произведений композитора П.И. Майбороды». Как результат — все эти три организации хватило наконец не на собрание произведений, а только на выпуск, так называемого, юбилейного издания, которое, кстати, так и не успели выпустить к годовщине. Как пошутил по этому случаю один музыковед: «До 100-летия еще 10 лет. Время есть»... Горькая шутка, но она очень точно характеризует ловкость власти выполнять свои решения. Зато вышла книга воспоминаний о Платоне Майбороде, которую составил известный поэт Николай Сом, а само издание, как и компакт- диск, профинансировала Татьяна Майборода за собственные средства.

Но и это еще не все. История о почитании памяти выдающегося композитора на государственном уровне имеет свое продолжение и сегодня. Причем, как в анекдоте — есть хорошая и плохая новости по этому поводу. Начну с хорошей. Поступила она несколько дней назад от Киевского горсовета. Там, после нескольких попыток достучаться до сердец депутатов со стороны Татьяны Майбороды, последние наконец осознали кто такой Платон Майборода и приняли решение о переименовании улицы Мануильского на улицу Платона Майбороды. Неизвестно, что на них повлияло после неоднократных отказов. Возможно, что и последнее письмо на имя Президента Украины, которое написала вдова.

А теперь о плохой новости. Никакого празднования 90-летия со дня рождения Платона Майбороды на государственном уровне нет. Это было известно еще за неделю до юбилейной даты. Причина та же — нет денег, что в нынешних условиях звучит якобы актуально и убедительно. «О каком юбилее, о каком концерте может идти речь, если в стране, во-первых, кризис, и не один, во-вторых, деньги были нужны на мероприятия, связанные с Голодомором, в-третьих, мемориал в Батурине и т.д.». Такие «весомые» устные аргументы у чиновников из Минкульттуризма. Хотя, по существу, их бы должны изложить в письменной форме, как ответ на письмо председателя Украинского фонда культуры Бориса Олийныка к министру Василию Вовкуну о праздновании юбилея композитора в Национальном театре оперы Украины. Причем речь шла только об оплате помещения. Их не услышали! Вопрос в очередной раз, как говорится, спустили на тормозах. Письмо положили в ящик и поставили точку. Возможно, чиновники от культуры надеялись, что как и раньше бывало финансовые заботы по организации концерта опять возьмет на себя жена Платона Майбороды, а высокопоставленный чиновник только придет на юбилейный концерт и от имени и по поручению скажет «теплые и искренние» слова о народном композиторе. Потому что откуда им знать, что здоровье у Татьяны Васильевны за последние годы значительно ухудшилось и она сама уже не может ходить по кабинетам, а основное — последние средства от проданной квартиры израсходовала на издание книги воспоминаний и компакт-диск.

А мы с вами рассуждаем о высокой духовности и культуре, нарекаем на деградацию музыкального искусства, о низком уровне современных украинских песен, непрофессиональности композиторов и безголосости исполнителей. А откуда возьмутся профессионалы, если шедевры национальной музыкальной культуры находятся сегодня, в лучшем случае, в запасниках и используются постоянно только на канале духовного возрождения «Культура» Украинского радио. На других — звучит только низкопробная попса и шансон. А музыку и песни выдающихся украинских композиторов ХХ века, как и народные, современные творцы считают устарелыми и немодными, поэтому выбрасывают не только слова из песен, но и корректируют мелодию. Зато все эти «творцы» находят поддержку, в том числе и финансовую, и у государственных чиновников, и у политиков-спонсоров, и устраивают громкие концерты — кто по случаю пятилетия со дня первого выхода на сцену, а кто по поводу 10-й написанной песни наподобие «їж мене, пий мене, шаленій».

Это я вспомнил только о двух известных и уважаемых в народе деятелях искусства и культуры, юбилеи которых пришлись на эту осень. А их десятки, о чьем чествовании в свое время был издан не один указ и не одно постановление. Но их выполнением никто не интересуется. И дело здесь не в деньгах. А в культуре нашего мышления, наших поступков, нашей памяти, нашей человеческой совести.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать