Графика, как... двери
В музее этнографии и художественного промысла во Львове продолжается выставка литовского художника Петраса Ряпшиса
Некоторые искусствоведы, шутя, называют этого художника из Вильнюса «человеком Возрождения», потому что он занимается живописью, скульптурой, графикой, мозаикой, рисованием фресок, иллюстрированием книг.
В творчестве Петраса Ряпшиса тесно переплетаются изображение и слово, и именно такой жанр он представил на обзор львовянам. Когда его спрашивают об этом сочетании, он или уклоняется от ответа, или же говорит, что это происходит против его воли. Если в его сознании нет никаких изображений, он вызывает их, начиная описывать то, что может видеть вокруг. Текст в его графических произведениях — это своеобразное украшение. Так его воспринимают те, кто не читает на литовском языке или трудно воспринимает зеркальное изображение, что встречается в графике этого художника. Сам текст, который на первый взгляд выглядит очень вычурно,— это своеобразный художественный, сугубо Ряпшисовский прием, который подчеркивает оригинальность автора, его склонность к иронии. И эта легкая ирония придает его произведениям особой привлекательности.
Надписи на его графических произведениях не всегда дополняют понимание образа, потому что мы можем не знать места, людей или имена, упомянутые художником, и потому графику П.Ряпшиса стоит воспринимать, как двери, которые ведут в места, населенные интересными людьми и заполненные интересными вещами.
СПРАВКА «Дня»
Петрас Ряпшис — один из самых известных художников современной Литвы. Окончил Вильнюсский художественный институт и начал активную творческую и выставочную деятельность. Работал художником театра Caurtyard Вильнюсского университета. В 1972 году сделал первую памятную медаль к 70-летию драматурга Юозаса Груаса. В 1973—1989 гг. работал преподавателем в Вильнюсской детской художественной школе.
Выпуск газеты №:
№18-19, (2019)Section
Культура