Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Грешный» Мельник

13 марта, 19:33
МИХАИЛ МЕЛЬНИК В СПЕКТАКЛЕ «ГРЕХ»

В этом году лауреатом Национальной премии Украины им. Т. Шевченко стал известный артист, режиссер, художественный руководитель Днепропетровского театра одного актера «Крик» Михаил Мельник. Высшую государственную награду он получил за спектакль «Грех», который поставил по мотивам произведений классика украинской литературы Михаила Коцюбинского «Intermezzo» и «Що записано у книгу буття».

Премьера «Греха» состоялась три года назад. Сразу спектакль получил огласку и стал резонансным событием в театральном Днепропетровске. В том же году актер получил Гран-при театрального конкурса Приднепровья «Сичеславна». Потом спектакль оценило жюри Международного театрального фестиваля «Золотой витязь» в Минске, отдав серебряную статуэтку (золотую награду получила российская актриса Алиса Фрейндлих). Сегодня «Грех» по достоинству оценила вся Украина...

Михаил Мельник предложил современную версию классических произведений, перенеся сюжет Коцюбинского в обстоятельства нашей жизни. Герой напоминает бомжа, который утопает в грязи. Сцена похожа на дворы с невывезенным мусором, который стал уже повсеместным явлением. Черное пространство заполнено газетной бумагой и целлофановыми пакетами, которые не только иллюстрируют действительность, но и символизируют загрязненность наших душ.

Все, что угнетает героя, ищет выхода из сложной жизненной ситуации и виновника всех бед. И находит его в лице депутата, сытого, безразличного, тщеславного. На сцене он — безмолвный манекен. А поэтому обращения к нему и попытка «оживить» подтверждают нелепость гнева и желания «достучаться» к чему-то человеческому в душах сильных мира сего.

Однако самые сильные и самые поразительные сцены связаны с матерью героя, которая на сцене не появляется. Мы только слышим ее голос. Правдивые интонации вызывают щемящие чувства. Впечатление настолько сильное, что мы словно видим эту старушку и проживаем всю ее несчастную судьбу. Кажется, что она «переигрывает» самого актера. Но секрет в том, что эту роль также исполняет Михаил Мельник. Он сыграл так, что превзошел даже самого себя.

Спектакль трогает зрителей до глубины души, заставляет плакать и страдать, но в то же время очищает душу...

Семнадцать лет назад Михаил Мельник создал «живой театр», интерес к которому каждый год только увеличивается. Здесь ищут и находят ответы на больные вопросы не только постоянные поклонники таланта артиста, но и те зрители, которые впервые попадают в театр «Крик» случайно, но очень быстро становятся театроманами.

9 марта в Киеве состоялись торжества — награждение Шевченковских лауреатов-2007 года, среди победителей был и Михаил Мельник.

— Что вы почувствовали, когда узнали о результатах голосования членов жюри Шевченковской комиссии?

— Когда мы показывали спектакль в Киеве, я сказал своим близким людям, если будет настоящая борьба и все будет честно, то у нас есть большой шанс получить премию. По тому, как принимали зрители и члены Шевченковского комитета, я понял, что надежда у меня есть. Я был поражен и удивлен позицией членов жюри, которые нашли в себе силы выдержать давление, выстоять и рекомендовали Президенту Украины В. Ющенко подписать указ о Шевченковской премии, чтобы дать ее одному человеку — мне. Безусловно, я чувствую радость от того, что мой труд высоко оценен уважаемыми людьми и что не все у нас в стране продается и покупается... Эта награда — высший знак отличия Украины — мечта каждого творческого человека, который по духу носит в себе хотя бы частицу от Великого Кобзаря — Тараса Шевченко.

— Михаил Васильевич, расскажите о вашем спектакле «Грех».

— Для меня этот спектакль — национальная трагедия сегодняшнего и завтрашнего дня. Он задевает абсолютно каждого человека: от малого до старого. Для меня «Грех» — основной спектакль в творчестве. Это одна из огромных украинских страниц моего бытия. В ней, опираясь на тексты Михаила Коцюбинского, я воплотил и свою боль. Постановку очень хорошо воспринимают и белорусы, и россияне, и иностранцы, потому что у нас у всех похожие проблемы. А спектакль «Грех» — глобальный по своему существу и трагичности...

— Вам есть за что бороться дальше?

— Когда я получил премию Леся Курбаса, мне говорили, куда, мол, уже дальше? Потом я получил звание заслуженного, далее народного артиста, были различные международные награды, но мне кажется, что для творческого человека получение подобных наград — это огромный стимул в дальнейшей работе. Именно в этом рождаются силы и желание идти вперед. Я дальше буду бороться за высокий уровень искусства, а не за отдельную награду.

— А уже решили, куда израсходовать премиальные деньги?

— В первую очередь куплю цветной телевизор для старшего брата. Потом отложу деньги на обучение своих детей, но знаю точно, что на себя не израсходую ни одной копейки.

СПРАВКА «Дня»

Михаил Мельник родился в 1957 году в Сумской области. В 1982 г. он закончил Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого. С 1982 по 1989 гг. работал актером Днепропетровского украинского театра им. Т. Шевченко. В 1989-м создал театр «Крик», где выступает в разных ипостасях: режиссером, актером, сценаристом, музыкальным редактором и даже костюмером. За свои спектакли Михаил Мельник получил немало престижных театральных наград.

Он осуществил такие постановки: «Гайдамаки» — по поэме Тараса Шевченко, «Кара» — по повести Николая Гоголя «Тарас Бульба», «Лолита» — по роману Владимира Набокова, «Парфюмер» — по роману Патрика Зюскинда, «Ворота в рай» — по повести Ежи Анджиевского, «Mollis» — по повести Федора Достоевского, «Грех» — по мотивам произведений Михаила Коцюбинского.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать