Гротеск, клоунада и высокая трагедия
Тамара Трунова поставила в Независимом театре «Сцена 6» драму Натали Ворожбит «Плохие дороги» (сценография Юрия Ларионова)
Эта пьеса сделана на основе документальных историй, записанных в прифронтовой зоне на Донбассе. Следовательно — о любви и войне.
По ходу спектакля неожиданно начинаешь сомневаться в некоторых азбучных истинах и лихорадочно пытаешься вспомнить: человек происходит от мартышки или мартышка от человека? Вроде же правильный первый вариант, но в спектакле Тамары Труновой этот процесс протекает одновременно в обе стороны, при этом перескакивание с мартышки в человека и наоборот происходят быстро и часто. Эта мысль возникает сама собой, потому что зал и сцену разделяют железные решетки, как в зоопарке, и на этих решетках и вокруг них суетятся человекообразные (или мартышкообразные) существа. Впрочем, здесь нет никакого пренебрежения к персонажам, только констатация: они такие, потому что такими их (нас) делает война.
И еще одна констатация: а любовь все равно есть! До премьеры не отпускала одна интрига: как можно создать картинку из этого повествовательного, иногда чрезмерно монологического и по сути несценического текста? А видите — можно. Скажем, в первом эпизоде Тамара Трунова словно заново изобретает древнегреческий театр, каким он был до Эсхилла, — то есть, только с одним актером и хором. Кажется — примитивно, но, оказывается, этот старый механизм прекрасно работает! И вас охватывает азарт: что она придумает дальше?
Однако трудно угадать, каким образом будут сделаны следующие эпизоды, потому что там есть все — гротеск, клоунада, низкий натурализм и высокая трагедия. А высший пилотаж в том, что все это держится в целости благодаря «повествовательности» — то есть благодаря именно этому элементу, который казался несценическим.
Спектакль имеет ощутимо романную структуру, все, что здесь происходит, вам хочется пересказывать, как книгу, и то не любую, а уровня «Интерната» Сергея Жадана. И хотя вы хорошо знаете, что театр пересказать в принципе невозможно — это лишь еще одна прописная истина, все равно хочется пересказывать.
Те, кто не видел «Плохие дороги», обычно спрашивают у очевидцев о том, кто в главных ролях? Поскольку там шесть, по сути, отдельных любовных историй, и в каждой лишь два три героя, то самый легкий ответ будет следующий: в главных ролях — все! Виктория Авдеенко, Валерия Ходос, Христина Синельник
Виталий Ажнов, Андрей Исаенко и Акмал Гурезов. Кого-то из названных актеров мы видим на сцене в последнее время чаще, кого-то редко, но вот какое удивительное впечатление — в этом спектакле мы их видим словно в первый раз.
Следующие показы «Плохих дорог» на «Сцене 6» будут проходить 25 и 31 октября.
Выпуск газеты №:
№188, (2018)Section
Культура