Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны. Невозможно достичь какой-то из них, пренебрегая другими.
Андрей Сахаров, физик, правозащитник, диссидент, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира

Грустный визит

Вчера киевляне вспоминали свою землячку — любимую актрису Нонну Копержинскую
9 июня, 2009 - 19:53
ПАМЯТНАЯ ДОСКА НАРОДНОЙ АКТРИСЕ ПОЯВИЛАСЬ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ ЕЕ СМЕРТИ / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА ИМЕНИ И. ФРАНКО УЖЕ НА ЗАКАТЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ НОННА КОПЕРЖИНСКАЯ СЫГРАЛА ОДНУ ИЗ ЗНАКОВЫХ В СВОЕЙ АКТЕРСКОЙ СУДЬБЕ РОЛЬ — КЛАРЫ В СПЕКТАКЛЕ «ВИЗИТ СТАРОЙ ДАМЫ» ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

На ул. Михайловской, 2 (раньше там был магазин «Поэзия»), в доме, где десять лет назад жила Нонна Кронидовна, собрались ее бывшие коллеги из Театра им. И. Франко, друзья, родственники и театралы со стажем, почитатели творчества этой удивительной мастерицы сцены и экрана, — чтобы отрыть памятную доску.

Ее называли «украинской Фаиной Раневской». Сотни сыгранных ролей (насть, анн, мотрь, одарок, секлет, кайдаших), актрису обожали зрители, однако Нонна Копержинская не могла похвастаться обилием главных ролей в театре и кино. Она, скорее, была королевой эпизодов, но зато каких! — колоритная Лымериха («За двумя зайцами»), ревнивая буфетчица Рогнеда Карповна («Королева бензоколонки»), сварливая свекровь Ганна («Бесталанная»), озорная тетка в «Поре желтых листьев» , очаровательная, но такая невезучая старушка из «Ретро»....

Знаковым стал для нее 1983 год, когда Сергей Данченко вдруг предложил сыграть главную роль не в украинском репертуаре, где Нона Кронидовна была суперзвездой, а мировой классике — «Визите старой дамы» Ф. Дюрренматта. Как вспоминала актриса, на репетициях режиссер молча наблюдал, как Копержинская сама выстраивает роль Клары Цаханасян. А она недоумевала: «Почему не подсказывает? Правильно ли я трактую этот образ? Клара — монстр или женщина, мстящая за поруганную любовь и неудовлетворенное материнство»? По словам ее партнера-франковца, Степана Олексенко (Иль): «Копержинская играла тему нерастраченной любви. Когда она была на сцене, то у зрителей спазм подкатывал к горлу. Хотя поначалу кажется, что эта дама — женщина без сердца, настолько шокирующе кровожадны ее желания. Ее Клара приехала в город своего детства и юности не для того, чтобы отомстить городу и Илю, а чтобы попрощаться с ними... и, казня, она сама наказывает себя»... Если посмотреть на галерею образов, созданных актрисой на сцене и экране, то в каждую роль Нонна Кронидовна вкладывала частицу своей души, и поэтому любое ее появление запоминалось зрителям. Играя разные роли, она всегда рассказывала о великой загадке: о женщине — матери, жене, теще, свекрови, даже базарной тетке, но такой знакомой и понятной нам всем.... Была в актрисе некая магия, поэтому ее любили и продолжают любитьдо сих пор.

Десять лет назад, в такой же знойный июньский день, как ныне, люди прощались с Н. К. Копержинской, но тогда к ней пришло немного народу. Вроде и была объективная причина: конец сезона, отпуска, да и в последние годы актрису насильно отлучили от родного театра. Почему? Как говорят франковцы, Нона Кронидовна была совестью их коллектива. Она никогда не юлила и в глаза говорила правду, хотя не всем ее откровенность нравилась. Собственно, за «острый язык» Копержинская и поплатилась. В начале 1990-х, когда был популярен девиз «Экономика должна быть экономной», тогдашние чинуши внедрили его и в театр... пересмотрев штатное расписание: весь «балласт» (пенсионеров) решили сократить, попеняв старикам, что те зря получают свою зарплату. Невероятно, но факт: в том списке оказались корифеи сцены (Копержинская, Гашинский, Кусенко, Кумаченко и др.). Нона Кронидовна не просила ее оставить, а сама написала заявление, но после этого случая сильно сдала, а как ей было больно — знали лишь сыновья. Лишив сцены, актрисе словно подрезали крылья. Пустоту Копержинская пыталась заполнить домашними заботами, выхаживая заболевшего мужа (из одного инсульта она его все-таки вытащила), и дачной жизнью; выращивала на грядках овощи, щедро угощая урожаем (соленьями и консервацией) друзей и родственников. Стойко сносила удары судьбы. Именно в тот черный период очень сблизилось со своей коллегой по несчастью и подругой Ольгой Кусенко. Порог Театра им. И. Франко Копержинская переступила лишь в 1997-м, села, почерневшая от горя, у гроба Ольги Яковлевны, а на поминках с горечью сказала: «Следующей станцией будет моя»... Она пережила Кусенко всего на два года, прекрасно понимая, что смертельный недуг уже разъедает ее изнутри. Она стала седая, как лунь... Актрису похоронили на Байковом кладбище рядом с могилой мужа — режиссера Павла Шкебы...

СПРАВКА «Дня»

Нонна Кронидовна Копержинская родилась в Киеве 1 мая 1920 года. В 38-м поступила в Киевский театральный институт (курс Амвросия Бучмы), а заканчивала учебу уже после Второй мировой войны. С 1946 года работала в Театре им.И.Франко, создав колоритные образы в нескольтких десятках спектаклей. В кино дебютировала в фильме Александра Довженко «Щорс». Снималась в фильмах: «За двумя зайцами», «Сватання на Гончарівці», «Королева бензоколонки», «Царевна», «Штепсель женить Тарапуньку», «Судьба Марины», «Остров любви» и т.д. Умерла актриса 10 июня 1999 г. Похоронена в Киеве.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments