Существование нации опирается на сознательную волю ее членов.
Иван Лысяк-Рудницкий, историк, публицист, педагог, исследователь украинской общественно-политической мысли

«Хроника чумного года»

Во Львовской национальной галерее искусств им. Бориса Возницкого уже в третий раз проходит выставка актуального искусства — в данное время работы одессита Александра Ройтбурда
4 августа, 2020 - 10:19

Напомним, открыл посткарантинное пространство ЛНГИ профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, известный художник, основатель необароккового течения в нефигуральной живописи Владимир Будников. Эстафету подхватила одна из самых ярких представительниц актуального искусства, также киевляка Влада Ралко, творческую наработку которой во Львовской галерее искусств называют «Абсолютно неповторимым в Украине голосом» (см. «День» №№ 142-143 от 31 июля с.г.).

Относительно открытия выставки одессита Александра Ройтбурда, а это «Хроника чумного года», то это событие можно рассматривать в двух ракурсах —  и как, собственно, представление вернисажа, и как презентацию Музея модернизма. Об этом «Дню» рассказал генеральный директор ЛНГИ, культуролог Тарас ВОЗНЯК.

— Само название «Львовская национальная галерея искусств» значит, что мы — не только музей, который представляет старое искусство. А галеризм, содержание галереи, заключается в том, что, обычно, в галерее представляется современное искусство, а современное искусство в Украине оказывается достаточно бурным. И его нужно представлять во всех ракурсах, причем не только в нашем, региональном, аспекте — львовских художников, но и художников со всей Украины и мира. У нас регулярно проходят выставки и зарубежных художников, причем некоторые из них являются абсолютно фантастическими. Так, например, была выставка скульптуры в Музее Пинзеля ректора Варшавской академии искусств Адама Мияка. С другой стороны, и в Украине происходил и происходит бурный художественный процесс. И, как по мне, абсолютный апогей этот процесс обрел в конце 1980-х и в 1990-е годы. Тогда Украина стала важной не только для самой себя — она стала серьезным, мощным художественным центром мирового уровня. Художники, которые тогда работали в основном в Киеве, но не только в Киеве — также во Львове (Игорь Копыстянский), Одессе (Александр Ройтбурд, Александр Стовбур, Валерий Басанец), это большие фигуры в современном искусстве, которые нужно показывать. В то время, на переломе 1980-х и 1990-х, состоялась деконструкция СССР, с одной стороны, а с другой —  эмансипация художников. И в Киеве «взорвалась» огромная новая школа живописи, но не только живописи — и перформенса, и других форм художественного самовыражения. И одним из творцов этого огромного «взрыва» был Александр Ройтбурд, которого мы сегодня представляем во новосозданном нами Музее модернизма. Очень хочется сказать «Музее львовского модернизма», потому что впоследствии мы смонтируем здесь постоянную экспозицию, которая будет представлять модерное искусство, начиная с 1920—1930-х годов до 1990-х. И в этом контексте открытие выставки Ройтбурда — двойной праздник (двойное открытие). И вернисажа, и нового музея.  

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом вашем новом музее. История его действительно интересна, потому что связана с бессмысленной идеей в конце 1980-х строительства подземных линий трамвая в центре Львова (говорили тогда об этом, как о львовском метро, эконом-метро).

— Тогда в парковой зоне около  Дворца Потоцких вырыли глубокую (40 метров) яму. Вокруг начали трещать пошвам дома — включительно с Дворцом Потоцких, который распался на пять частей. И только после того авторы проекта опомнились и отказались от этой идеи. Но остался домик, который обслуживал львовских «метростроевцев», как ни смешно оно звучит. Он довольно неприглядный, из силикатного кирпича, и нужно было с ним что-то делать. Мы решили его трансформировать, но не украсить, а раскрыть другие его возможности. И на втором этаже теперь у нас прекрасное помещение для Музея модернизма, а на первом будет Музей книги, как он там и был. Поэтому и говорю сейчас о двойном открытии.

А теперь относительно самого Ройтбурда. Мы знаем его как человека публичного — он директор Одесского художественного музея, очень активный и эффективный менеджер и очень успешный директор музея. Знаем о скандалах, связанных с отстранением от должности, я думаю, из-за его проукраинской политической позиции. Александр Ройтбурд — это, несомненно, великий художник и уже, наверное, вошел в историю украинского искусства как постмодернист. По-видимому, для многих это определение базируется на том, что Ройтбурд в своем творчестве использует культурные штампы, культурные стереотипы и из тех штампов, обломков культуры комбинирует новое художественное произведение, причем делает это с иронией. От одессита не ожидать иронии, наверно, было бы неправильно! И его иронизм общеизвестен.

— Эта выставка приехала к вам из Луцка?

— Проект «Хроники чумного года», привязан к пандемии, чуме ХХІ века, недавно показывали в Музее современного искусства Корсаков. После Львова будет экспонироваться в Днепре.

— На открытие этой выставки пришло много людей, и это приятно — актуальное искусство привлекает публику.

— Несомненно. Хотя современное искусство не всегда понятно рядовому зрителю. Очень часто оно, условно говоря, для избранных, которые интересуются этим искусством и входят в контекст этого искусства. Нам приятно, что на Ройтбурда пришло много людей. Значит, эта выставка — действительно событие во Львове.

* * *

Выставку «Хроники чумного года» в Музее модернизма успеют посмотреть все желающие — экспозиция будет развернута до 30 августа. Как отмечает в экспликации куратор показа, искусствовед Богдан Мисюга, «отстраненный взгляд художника на ситуацию карантина озвучивает сразу несколько актуальных месседжей: об общественном хаосе и глобальном человеческом невежестве, когда узаконенные защитные маски, другие средства индивидуальной защиты становятся лишь атрибутами большого маскарада».

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов, фото Андрея КУБЯКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ