Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Интернациональная «Сомнамбула»

22 октября в Муниципальной опере состоялся вечер, посвященный 65-летию со дня рождения Валерия Ковтуна
22 октября, 19:18
РОЛЬ КРАССА В БАЛЕТЕ «СПАРТАК» БЫЛА ОДНОЙ ИЗ ЛУЧШИХ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ ВАЛЕРИЯ КОВТУНА / ФОТО НИКОЛАЯ КОЗЛОВСКОГО

Своим блестящим мастерством танцовщика Валерий Петрович Ковтун (1944—2005 гг.) прославил не только свое имя, но и киевскую хореографическую школу. Его танец отличался академической чистотой, романтичностью, возвышенностью в спектаклях «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Лилея», «Шопениана», «Спартак», «Лесная песня» и др. Ковтун являлся одним из самых титулованных украинских артистов (лауреат Шевченковской премии, народный артист СССР, обладатель премии им. Вацлава Нижинского Французской академии танца).

Его талант танцовщика, а затем балетмейстера, раскрылся на сцене Национальной оперы Украины. Там родился потрясающий творческий и семейный дуэт двух мастеров: Татьяны Таякиной и Валерия Ковтуна. Он был не только вдохновенным танцовщиком и прекрасным партнером, но и строгим педагогом-репетитором и хореографом-экспериментатором. Ковтун организовал в Киеве Театр классического балета, который выступал во многих странах (затем этот коллектив объединился с труппой Детского музыкального театра — ныне Муниципальная опера), в котором был главным балетмейстером, а последними работами мастера стали балеты «Золушка» и «Сомнамбула».

Мы общались с Валерием Петровичем накануне его 60-летия, он тогда лежал в больнице (вернувшись из гастролей в Японии, Ковтун почувствовал себя плохо), но не жаловался, был полон творческих планов. Врачи делали все возможное, чтобы поставить балетмейстера на ноги, но его силы убывали, а 3 февраля 2005 года его сердце остановилось...

Лучшей памятью о хореографе являются его спектакли. В честь юбилея Валерия Петровича Ковтуна на сцене Муниципальной оперы представили публике одноактный балет «Сомнамбула», главные партии исполняли Наталья Домрачева и Тономори Очи (этот танцовщик выступал на премьере и на вечер специально прилетел из Японии), артисты театра и студенты Киевского хореографического училища. Кстати, Ковтун поставил «Сомнамбулу» в 2004 году в экспортном варианте — по заказу японской компании Ballet International de Ochi в городе Нагоя. На премьере в Японии солировали: Кумико Очи и Тономори Очи, а в Киеве Яна Саленко и Тономори Очи.

В интервью «Дню» хореограф рассказал, что его вдохновил предромантический балет-пантомима «Сомнамбула, или Приезд нового сеньора» с музыкой Герольда (1827 г.), партитура которого не сохранилась. Затем сюжет об обручении юноши с девушкой-лунатиком, танцующей на краю крыши воплотил в своей опере Беллини, премьера которой состоялась в 1831 г. в Милане. Кстати, тема заимствована из водевиля Эжена Скриба и Пьера Оме «Сомнамбула» («Невеста-лунатик»), с успехом шедшего на парижской сцене, а затем перенесенного Шаховским в Петербург (спектакль стал называться «Женщина-лунатик»). Например, Баланчин создал балет-загадку: когда уютный земной мир героев с его милыми забавами оказывается зыбким миражем. Таинственная Сомнамбула, подобно Ангелу смерти, завладевает душой и телом Поэта. Баланчинский балет — своеобразная вариация романтической идеи о противостоянии обыденного и необычайного, земного и небесного. Валерий Ковтун поставил свой балет на музыку Петра Чайковского, а в хореографии использовал элементы неоклассического танца.

— Когда я работал в Японии, мне заказали новый балет, попросив, чтобы он длился не более 30—40 минут, — рассказал «Дню» Валерий Ковтун. — Я стал вспоминать историю балета, и мелькнула мысль, а может поставить «Сомнамбулу»? Ныне он забыт, а ведь был период, когда в Гранд-опера парижане шли специально, чтобы увидеть, как театральная сцена превращалась в крышу гостиницы, и все зрители, затаив дыхание, смотрели, как балансирует, виртуозно танцуя по краю декораций балерина, исполнявшая роль Амины — девушки-сироты, страдающей лунатизмом. Я взял только фабулу сюжета, а дальше импровизировал. Перед каждой новой работой тщательно готовлюсь. Сначала выверяю идеи в мыслях, на бумаге, в музыке, а затем прихожу в зал с готовым решением постановки. Я иду от музыки, именно она будит фантазию и рождается спектакль. Репетирую быстро. Я не люблю экспериментировать на артистах...

Во второй части вечера выступали коллеги и ученики Валерия Ковтуна, которые ныне являются солистами Национальной и Муниципальной оперы: Елена Филипьева, Анна Дорош, Геннадий Жало, Максим Чепик, Николай Михеев, Наталья Домрачева, Константин Винновой, Тономори Очи (Япония) и другие, а также студенты Киевского хореографического училища.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать