Искусство обмена
В столичном PinchukArtCentre стартовал новый украинско-польский проект
В киевском PinchukArtCentre открылась первая недельная персональная выставка в рамках программы «Трансфер» — «Человек на двух качелях» Моники Завадски. «Трансфер» — это программа обмена, которая призвана популяризировать и поддерживать новое поколение украинских художников за рубежом, а также представлять молодое польское искусство в Украине. Программа осуществляется совместно с Центром современного искусства «Замок Уяздовский» — самой влиятельной культурной организацией Польши.
Моника Завадски создает скульптуры, живопись и видео. Среди экспонатов выставки — три новых работы: скульптура «Человек на двух качелях»; специально созданный для арт-центра мурал (настенная роспись); звуковое произведение — интервью автора и Марии Ланько, а также видео «Скакалка» (2009 г.). Бйорн Гельдхоф, арт-менеджер PinchukArtCentre и куратор выставки, отметил: «Завадски создает язык, в котором сочетаются графические стратегии с глубоким исследованием формирования культурной и личной самобытности. С помощью произведений, представленных на выставке, художница делает новый шаг, комбинируя разные медиа для создания сложного многомерного дискурса».
Завадски в прошлом была графиком-плакатистом, дизайнером и даже рисовала нелегальные граффити. В галерейном искусстве она лишь три последних года. Ее предыдущий опыт чувствуется во всем: Моника работает в черно-белой гамме, оперирует простыми линиями. Так, мурал, состоящий из двух частей с достаточно причудливыми названиями: «Женщина заходит, садится на стул и берет другой стул себе на колени» и «Женщина заходит, садится на стул, другой стул заходит и садится ей на голову», представляет собой очень условные, в сущности, пиктографические, без признаков пола — как будто из дорожных знаков — изображения человеческих фигур и стульев. «Человек на двух качелях» — это, по сути, расчлененное тело на двух качелях, однако это так же пиктографическое, условное тело, разобранное на запчасти изображение, разложенное на двух застывших больших качелях.
В «Скакалке» — также черно-белой — тело уже полностью распознается как человеческое, мужское, но зависшее в воздухе: вместо того, чтобы покатываться в экстазе прыгания, оно то теряет, то опять приобретает четкие очертания.
Завадски совмещает минимализм графических форм и граффити с явно сюрреалистическими содержательными элементами. Именно сочетанием условности изображений, сюрреалистической жестокости и метафизичности интересна эта экспозиция.
В целом проект «Трансфер» включает пять выставок. В течение месяца украинские зрители увидят экспозиции Агнешки Польской (4—9 сентября), Конрада Смоленски (11—16 сентября), Николаса Гроспьера (18—23 сентября), Михала Будни (25—30 сентября). Также в рамках программы обмена запланирован ряд лекций: Ева Горзадек- «Движение, звук и изображение: польский видео-арт с точки зрения истории и настоящего», 9 сентября, 18.00; Агнешка Пиндера — «Командные игроки. Польские художественные группы», 12 сентября, 19.00; Даниэль Музычук (Daniel Muzyczuk) — «Резонирующее пространство. Польский саунд-арт», 19 сентября, 19.00. Финальная дискуссия состоится 26 сентября.
Выпуск газеты №:
№154, (2012)Section
Культура