Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Исповедь... врага

«Добро пожаловать в ад» — спектакль Молодого театра об ужасах войны без срока давности
22 ноября, 10:25
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МОЛОДЫМ ТЕАТРОМ

«Одно или два слова подсказки для будущего...» — эти слова гения американской поэзии Уолта Уитмена мерещились мне на экране внутреннего виденья в то же время с переводом на украинский, который согласно закону о языке демонстрировался на телеэкране.

Пьеса «Мамочки» российского драматурга Владимира Зуева, в титуле имеет фразу, которую писали на внутренней стороне ремня российские солдаты, отправленные на чеченскую войну, — «Добро пожаловать в ад». Перевод произведения на украинский в этом спектакле «Молодого театра» стал самоценной акцией присоединения к первобытной чувственной природе языка.

Малая разница между словами будто акцентировала на сути, к которой пытаются приблизиться слова. У. Уитмен, скорее всего, вспомнился в связи с 200-летием со дня рождения, это потому что им увлекались наши бабушки, и его, так же как Т.Шевченко и А.     Пушкина, залихватски цитировали представители разных политических взглядов, но самое главное —  его смелый поиск нового поэтического языка.

Киевский национальный академический Молодой театр с уверенностью в своем зрителе, решается по высказыванию Николая Рериха на такой мощный «выброс психической энергии», который не то что выходит за пределы цензурной лексики, он прорывается в подсознательное и спаивает душевные состояния сцены и зала. И это есть новый язык театра. Понять не через слово, ситуацию или интригу. Цель — осознать значение единства проживания каждого мгновения при таком безумном уровне взаимонепонимания в обществе.

Матери ищут своих сыновей среди живых и мертвых и пропавших без вести, которые в каждой войне остаются вечно живыми свидетелями убийства ею правды.

Правдой о войне сплачивает войско мертвых сержант Сергей. Да, Л.Оливье для роли Отелло приложил огромные усилия, чтобы снизить свой голос на октаву. Актер Алексей Тритенко нашел для этой роли особенное потустороннее звучание голоса. Говорят, нет голоса без качества души. Качество души персонажей становится зримым. В потустороннем мире мальчик, нецелованный при жизни, с оторванными руками, полусожженный, оказывается непоколебимым человечищем — нежность и мужество полюса роли Бориса Орлова. Будто в одном строю с погибшими молодые бойцы с глазами преисполненными сознанием отсутствия защитного предела.

Фантомные боли войны не отпускают всю жизнь. В войне во Вьетнаме погибло 58 тыс. американцев. В течение 10 лет по ее окончанию совершили самоубийство 60 тысяч бывших воинов. Спектакль «Молодого» — громкое предупреждение об обманчивой тишине мира.

Мученицы снов — матери погибших детей с выплакавшими глазами роют руками заминированную землю, чтобы найти что-то, что-либо, что-нибудь, что выведет из мрака бесконечной ночи призрачных предчувствий.

Актрисы Светлана Бочарова, Наталья Кленина, Елена Кружилина, Ирина Кравченко, Елена Куликовская создали иконографические образы страждущих матерей. Через них показывается мифологическое начало повседневного существования, что в действительности является смыслом театра.

Постановщик спектакля Андрей Билоус избегает любых деклараций. Спектакль является художественным исследованием жизненных феноменов — смерти, войны, бессмертия. В то же время из уст погибших звучат прямые обвинения тех, кто войну ведет. Голоса вторит набатом груз № 200 — цинковые гробы. Сценограф Б.Орлов, прочеркивая острую графику их существования по всему спектаклю, в финале выстраивает в защитную стену.

Внешне сдержанная хореография Нины Колесниковой, акцентное музыкально-шумовое оформление Олеси Стефаник, обострены на выделение психологического форс-мажора спектакля.

Спектакль «Молодого» — «Добро пожаловать в ад» подсказка для будущего, для мертвых и живых, без распределения на героев и врагов, для тех, кто услышал в себе скрежет войны, понял существом своим ее безжалостность, ушел из спектакля в ежедневную жизнь с размышлениями над своим пониманием ее и себя.

Я думаю, все войны во все времена, в действительности сражались и будут действительно сражаться за тебя.

Война, о, солдаты, не сама по себе.

Все больше, намного больше, неописуемо стоит, ожидая позади.

Следующие показы спектакля состоятся 7 и 29 декабря.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать