Ивано-франковец — «Международный человек года»

Но о том, что художник Денис Иванцев удостоен высшей награды в Кембридже, мы, его соотечественники, узнали лишь недавно благодаря монографии, написанной о мастере кисти Мирославом Аронцом.
Не впервые случается, что о знаменитых людях, живущих рядом с нами, узнаем тогда, когда о них знает уже весь мир.
Ивано-франковскому художнику Денису Иванцеву посчастливилось на склоне своих тяжело прожитых лет самому быть свидетелем собственной славы — она «свалилась» неожиданно, когда Денису Лукьяновичу было 82 года. Этому удивительному мастеру кисти Международный биографический центр в Кембридже (Англия) в конце ноября 1992 г. присвоил почетное звание «Международный человек года» и зачислил в когорту всемирно известных людей, достижения которых имеют большое значение для мировой культуры (ранее Кембридж удостоил этого высокого звания последнего генсека СССР Михаила Горбачева и поэта-эмигранта Иосифа Бродского).
Кто же этот выдающийся художник, о котором не только вся Украина, но и земляки-прикарпатцы узнали так поздно? Об этом узнаем из интересной монографии «Денис-Лев Иванцев. Жизнь и творчество», которую на основе изучения личного архива художника и мемориальной литературы написал Мирослав Аронец и выпустило прекрасной книгой издательство «гранит». В исследовании не только освещается жизненный путь художника — на фоне сложных политических событий второй половины ХХ века, но и анализируется богатое по жанрам и тематике его творчество, связанное с новейшими течениями в европейском искусстве той эпохи.
А 93-летняя жизнь художника действительно удивительная. Родился 5 марта 1910 года в с. Делева Тлумацкого района в семье священника. Гимназия, Краковская академия искусств — отделение живописи (там учились Юлиан Панькевич, Модест Сосенко, Иван Труш), потом штудирование педагогики в Варшавском институте практических занятий. Был одним из учредителей и председателем Украинской творческой группы «Зарево» в Кракове, принадлежал к львовской Ассоциации независимых украинских художников. Дружил с выдающимся украинским писателем Богданом Лепким, называл его «украинским Демосфеном».
Второй период жизни — прикарпатский. Участие во многочисленных выставках художников-авангардистов, и в 1938 г. — первая премия за картину «Крещение Украины». Потом случайные заработки рисованием церквей, увлечение теорией искусства (придумал даже целое направление — статизм), успехи в керамике, учительство в школе в Делеве. Но в 1940-м «освободители» лишили его работы как сына священника. Отца, который не принял православие, преследовали, а семью готовили к отправлению в Сибирь. Но спасло то, что не было кому учительствовать, поэтому Денис стал и за директора, и за завуча, и за учителя — пяти или шести предметов. И рисовал, рисовал. Большинство картин приходилось замаскировывать зубным порошком, прятать. Сейчас они чуть ли не самые сильные в его творческом багаже: «Плач Христа над украинским селом», «Наша Голгофа», композиция «Мы» — символ того, что землю, силу и плодотворность нации не уничтожить.
Тридцать один год, вплоть до выхода на пенсию в 1970-м, работал учителем в родном селе. Десятки уроков, пять сыновей и дочерей, сотни детских судеб... Однако, как писала пресса, «произведения Дениса Иванцева в условиях так называемого соцреализма, то есть московского натурализма, в котором художник вынужден воспевать «старшего брата», были мало известны широкой общественности». За свои национально-патриотические убеждения, за свое самобытное европейское видение роли и задач искусства художник искусственно и надолго был изолирован от творческого мира. Хотя у него сотни высокохудожественных полотен. Вот некоторые из них: «Зимний поход Галицкой армии», «Крещение Украины», «Гротеско», «Предметы», «Черное и белое», «Панта рей», «Моисей», «Властелин синих Карпат», «Каменяры», «Вечный революционер», серия надднестрянских пейзажей «Осень в яру Днестра», «Лето над Днестром», «Стихия», которые определяют автора как одного из ведущих украинских пейзажистов середины ХХ ст., и многие другие. Картины художника хорошо известны в мире, их приобрели также музеи Львова, Киева, Ивано-Франковска, много произведений осталось в Польше, а имя художника внесено в изданную в 1957 году в Париже—Нью-Йорке Энциклопедию украиноведения.
Последних 33 года Денис Лукьянович жил в Ивано-Франковске (Иванцев умер в 2003 г.). При «советах» ему не было где работать, даже общей мастерской не давали и на выставки в Киев работы не посылали. Так и жил с правами persona non grata и с домашними проблемами. Вступать в союз при новых условиях — «перестройки» — решительно отказался. Но независимость Украины принял всем сердцем. К художнику вернулось второе признание, заслуженный человеческий почет и уважение. В частности, верным другом ему был Афанасий Заливаха. Именно его слово открывает книгу о Денисе Иванцеве: «...в добродетельстве прожил свою жизнь, не был зацеплен окольными путями блужданий... Судьба не дала ему загрязниться в так называемом соцреализме... Боли нации были и его болями. Христианские заповеди он переплавил в художественные вещи, которые создавали нашу национальную культуру...»
Произведения великий мастер кисти писал в свойственной ему абстрактно-философской интерпретации, конкретное сочетая с условным, реальное — с ирреальным, глубоко и мудро осмысливая исторические события и насущные проблемы человечества. И потому у этих полотен такая удивительная магия.
В издание, кроме текста автора, вошли теоретические статьи Д.Л. Иванцева, его воспоминания о своих побратимах и друзьях, рецензии на их творчество, а также интервью с ним и статьи о нем. А солидная подборка репродукций произведений художника поможет каждому, кто возьмет в руки это хорошее издание, создать целостное представление о личности поистине ренессансного закроя.
Выпуск газеты №:
№65, (2008)Section
Культура