К престолу Отечества
23 марта были названы лауреаты престижной театральной премии «Киевская Пектораль»
Среди золотых гвоздей, которые престол Отечества закрепляют, равно важно искусство театра, драгоценное живой радугой чувств, глубинным блеском, богатством содержания и синтетичностью своей природы. Призванные Театром в нем служат и служат ему! Не просто называют Храмом, а так понимают и чувствуют его, силой его призывают, проповедуют и разоблачают, умом его из толпы творят нацию, из сердца его раздается чистая молитва, из глаз проливаются слезы очищения, сердцем своим он дарит рыцарский плащ сердцам человеческим.
Украинский театр сегодня — не выпрошенный обслуживанием пропагандистских заказов, но, к сожалению, и башней яснозвонной пока не стал.
В этом году в 23-й раз театральная премия «Киевская пектораль» акцентирует привилегию театра анализировать, диагностировать и предсказывать общественные и эгоистические доминанты.
Оскаровские кинономинанты 2014-го сосредоточились на важности человеческой личности и значении индивидуальности, ответственности персоны.
88 киевских спектаклей, просмотренные экспертами премии, предъявили сугубо украинские актуальные акценты в нетленном богатстве вечных волнений человечества.
Удивительное наблюдение, не декларируемое, но присутствующее в театральных осознаниях, заключается в том, что мы ведем войну, живем в войне, воюем без ненависти. Мощный голос патриотизма призывает понимать и прощать. Глубокое сочувствие к врагу, которого унизили, изнасиловали, зомбировали до бесчеловечности, нейтрализует яд ненависти. Можно ли победить врага без ненависти к нему — вопрос непростой, но точно, что сегодня к этому мобилизующему и грешному чувству не призывает сцена.
ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА — СПЕКТАКЛЬ С.МОИСЕЕВА «ТАКАЯ ЕЕ ДОЛЯ...» (ТЕАТР ИМ. И.ФРАНКО) / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Театр утешает, радует, ищет легкости и фантазийности подачи серьезных смыслов. Бандитско-патриотическая одномерность российских телесериалов так искалечила психику зрителя, что разговор о неоднозначности сущего и опасность примитивизирования его, деление на своих и чужих, на черное и белое, стал центральным волнением театрального сезона 2014 года.
Особенно чуткими струнами инструмента театра стали такие категории, как справедливость, совесть, честность, общественное существование, свобода.
Свобода — не только от кого-то или чего-то, свобода — как производительная сила в душевной и материальной сферах.
Собственно, таким стал духовный вклад на престол постижений Отечества, выработанный аппаратом театрального самосознания, который выражает чувства, формирующие цель, надежду, их образ и путь достижения.
В прогнозах — наступление неверия, которое всегда, как светоч ада, устойчивых пытает.
Премьеры 2015 года на этот вызов уже реагируют словом, найденным сегодня, и словом, которое не теряется во временах.
Прислушайтесь:
«Недавно в сні я бачив
ліліпута —
Прилизаного,
в чистому вбранні.
Він виголошував слова гучні,
Зухвалі й небезпечні,
як отрута.
Душа назовні золотом обкута,
Але зсередини вона в багні.
Він мало в горло
не вчепивсь мені —
Нікчема жалюгідна
страшно люта!
— Ти хочеш знати, що воно
за гном? —
Спитався той, хто володіє сном,
І чародійне показав свічадо;
Ах, карлик під вінцем,
храм аж гуде!
Амінь! Амінь! — чорти
горлають радо;
Мою любов із церкви гном веде».
Генрих Гейне (1797 — 1856)
В центр внимания экспертной группы «Киевской Пекторали» попали спектакли, созданные в 2014 году.
• На больших сценах:
«Веселье сердечное, или Кепка с карасями» (Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра), «Живой труп» (Национальный драматический театр им. И. Франко), «Наш городок» (Киевский ТЮЗ на Липках).
• На звание лучшего музыкального спектакля претендовали:
«Длинный рождественский обед» (Киев-модерн-балет), «Кармен-сюита» и «Труффальдино из Бергамо» (Театр оперетты).
• Среди детских представлений более всего понравились:
«Кошкин дом» (Театр оперетты), «Снежный цветок» (Киевский муниципальный театр кукол), «В восемь на ковчеге» (ТЮЗ на Липках)
• В мощном движении камерных спектаклей лидировали:
«Гитель и Джерри» (Театр «Актер»), «Похоже на счастье» («Сузір’я»), «Метод Гронхольма» (Молодой театр)
• Лучшая режиссерская работа была определена из постановок:
Д. Богомазова «Веселье сердечное...» (Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра), С. Моисеева «Такая ее доля...» (Театр им. И. Франко), Р. Мархолии «Живой труп» (Театр им. И. Франко).
• Лучшие мужские роли создали:
А. Богданович (Федор Протасов) «Живой труп» (Театр им. И. Франко), Е. Нищук (Парень) «Я тебя найду, потому что люблю!» (Молодой театр), П. Панчук (Терентий Пузырь) «Хозяин» (Театр имени И. Франко)
• А лучшие женские сыграли:
С. Орличенко (Марго) и А. Роговцева (Клод) «Похоже на счастье» («Сузір’я»), Л. Руснак (Гитель) «Гитель и Джерри» (Театр «Актер»)
• Яркими стали мужские и женские роли второго плана, которые представили:
В. Горянский (Дядюшка Зуй) «Веселье сердечное...» (Театр на левом берегу Днепра), М. Дробот (Вурм) «Коварство и любовь» (Молодой театр), Н. Заднипровский (Маюфес) «Хозяин» (Театр им. И. Франко), Ю. Радионов (помощник режиссера) «Наш городок» (ТЮЗ на Липках), Л. Самаева (Пантелеевна) «Веселье сердечное...» (Театр драмы и комедии), Е. Савенкова (Эмили Вебб) «Наш городок» (ТЮЗ на Липках), Сумская (Анна Протасова, Анна Каренина) «Живой труп» (Театр им. И. Франко).
• Яркими дебютами стали работы актрис:
А. Блажчук, Девушка «Я найду тебя, потому что люблю!» (Молодой театр), Д. Мельник, Кацуки «Распущенность змеи» (Молодой театр), Шорена Шония, Джульетта «Джульетта и Ромео» (Театр им. Леси Украинки)
• И режиссерские дебюты:
А. Крепец «Я найду тебя, потому что люблю!» (Молодой театр), И. Пастущак «Распущенность змеи» (Молодой театр), В. Прокопенко «Кармен-сюита» (Театр оперетты). Среди шести дебютантов — две женщины. Это прибавляет веру в будущее нашего театра.
• За титул лучшей сценографии соревновались яркие решения:
П. Богомазова «Наш городок» (ТЮЗ на Липках), В. Карашевского «Такая ее доля...» (Театр им. И. Франко), В. Ковальчука «Живой труп» (Театр им. И. Франко)
• Лучшие музыкальные концепции создали:
А. Курий «Веселье сердечное...» (Театр драмы и комедии), А. Курий, А. Петрожицкий «Наш городок» (ТЮЗ на Липках), Ю. Шевченко «Такая ее доля...» (Театр им. И. Франко)
• Своими пластическими решениями поразили:
О. Семешкина «Живий труп» (Театр им. И. Франко), А. Скляренко «Сон» (ТЮЗ на Липках), С. Швыдкый «Такая ее доля...» (Театр им. И. Франко).
Поздравляем победителей!
В канун Международного дня театра в Киеве состоялась торжественная церемония вручения самой старшей в Украине профессиональной театральной премии «Киевская Пектораль». Мероприятие проходило в помещении Национальной оперетты. Эксперты определили лучших в театральном сезоне 2014 года. Напомним, в этом году в столице состоялось 88 премьер. В конкурсе принимали участие все профессиональные театральные коллективы Киева с постановками, которые были созданы с 1 января по 31 декабря. Победителей (в 14 номинациях) определяла группа экспертов, состоящая из театроведов, музыковедов, искусствоведов и журналистов, которые пишут на театрально-культурную тематику.
Победители театральной премии «Киевская Пектораль»
1. Номинация «За лучший драматический спектакль»
«Веселье сердечное, или Кепка с карасями» (Театр драмы и комедии)
2. Номинация «За лучший музыкальный спектакль»
«Труффальдино из Бергамо» (Театр оперетты)
3. Номинация «За лучший детский спектакль»
«Снежный цветок» (Муниципальный академический театр кукол)
4. Номинация «За лучший камерный спектакль (спектакль малой сцены)
«Похоже на счастье» (театр «Сузір’я»)
5. Номинация «За лучшую режиссерскую работу»
С.Моисеев «Такая ее доля...» (Театр им. И.Франко)
6. Номинация «За лучшее исполнение мужской роли»
А.Богданович, Федор Протасов «Живой труп» (Театр им. И.Франко)
7. Номинация «За лучшее исполнение женской роли»
А.Роговцева, Клод «Похоже на счастье» (Театр «Сузір’я»)
8. Номинация «За лучшее исполнение мужской роли второго плана»
М. Дробот, Вурм «Коварство и любовь» (Молодой театр)
9. Номинация «За лучшее исполнение женской роли второго плана»
Н.Сумская, Анна Протасова, Анна Каренина «Живой труп» (Театр им. И.Франко)
10. Номинация «За лучшую сценографию»
В.Ковальчук «Живой труп» (Театр им. И.Франко)
11. Номинация «За лучшую музыкальную концепцию спектакля»
А.Курий, А.Петрожицкий «Наш городок» (ТЮЗ)
12. Номинация «За лучшее пластичное решение спектакля»
О.Скляренко «Сон» (ТЮЗ)
13. Номинация «За лучший актерский дебют»
Шорена Шония, Джульетта «Джульетта и Ромео» (Театр им. Леси Украинки)
14. Номинация «За лучший режиссерский дебют»
В.Прокопенко «Кармен-сюита» (Театр оперетты)
Выпуск газеты №:
№50, (2015)Section
Культура