Не могут вести кого-то за собой те, которые не имеют никаких внутренних данных на то, чтобы самих себя повести.
Вячеслав Липинский, украинский политический деятель, историк, историософ, социолог, публицист

Как родилась легенда?

Знаменитая постановка Анатолия Шекеры «Болеро» украшает афишу Национальной оперы уже более полувека!
8 мая, 2019 - 10:41
ПРИМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ ОЛЬГА ГОЛИЦА В ПАРТИИ ДЕВУШКИ В БЕЛОМ В БАЛЕТЕ «БОЛЕРО» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Напомним, премьера балета на музыку Мориса Равеля на киевской сцене состоялась 16 мая 1968 года и с тех пор каждый раз показы проходят с аншлагами. Об истории рождения этой хореографической жемчужины Анатолия Шекеры, первых исполнителях и почему по сей день ведущие танцовщики столичной сцены «соревнуются», чтобы продемонстрировать в «Болеро» свое майстерство зрителям, «Дню» рассказала вдова известного балетмейстера, экс-балерина, педагог-репетитор Национальной оперы Элеонора Стебляк. Кстати, 17 мая — день рождения Анатолия Федоровича, которому исполнилось бы 84, и уже 19 лет, как Шекера ушел в Вечность, но четыре его знаменитых постановки — «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Лебединое озеро» и «Болеро» до сих пор остаются спектаклями-визитками столичной Оперы.

— Анатолию Федорову давно нравилась музыка Равеля «Болеро» и особенно интерпретация этого произведения в исполнении известного австрийского дирижера Герберта фон Караяна, но разные постановки мешали ему осуществить эту мечту. Шекера родился во Владивостоци (Россия), в семье украинских переселенцев. Весной 1968-го он навещал заболевшего отца, возвращаясь в Киев, Анатолий Федорович в самолете придумал, каким будет его балет «Болеро», —  рассказала Э.М. СТЕБЛЯК. — Версия фон Караяна — гимн жизни! У Шекеры — это история о гордой, свободной девушке, символе чистой любви, которая возвышается на алтаре. Первой исполнительницей партии Девушки в белом стала известна киевская характерная танцовщица Наталья Уманова, которая достигла большой драматической выразительности, а эта роль стала знаковой в ее творческой судьбе. Спектакль нравится всем — публике, музыкантам и танцовщикам. На «Болеро» оттачивали свое мастерство несколько поколений артистов! Солисты признаются, что их привлекает спектакль, который поднимает тему любви, когда сложно девушке сделать выбор, понять, действительно ли это любовь, как пережить измену любимого и не сломаться в водовороте отчаяния, найти жизненный стержень,  стать, несмотря ни на что, сильной личностью. У каждого человека бывают тяжелые минуты, и не всегда любовь заканчивается хеппи-эндом. Это спектакль о сильных страстях, но  очень целомудренная и тонкая психологическая постановка, которая положена на испанскую основу в сюжете. Балет — темпераментный и  привлекает зрителей своей образностью и пластичностью.

К этой необычайной музыке Равеля, исполненной противоречий между обольстительной мелодикой в духе испанской песенности и бесстрастным ритмом едва слышного барабана, в разные времена обращались такие известные балетмейстеры, как Владимир Бурмейстер, Леонид Лавровский, Морис Бежар, Анатолий Шекера. Кстати, многие украинские дирижеры брались за это произведение, и я всегда им подсказываю, чтобы послушали запись Караяна потому что этот маэстро вдохновил Анатолия Федоровича на постановку. На этот раз за дирижерским пультом выступит Аллин Власенко, а главные роли исполнит звездный состав — выдающаяся лирико-драматическая балерина Ольга Голица (Девушка в белом) и Дмитрий Чеботарь (Юноша) — оба лауреаты Премии А. Шекеры и прекрасная танцовщица Ксения Новикова (Дама в черном). В версии Анатолия Федоровича Дама в черном не негативный персонаж, а Кармен. Ей понравился Юноша, а любовь его к Девушке вызвала у нее зависть, и она решает разорвать этот союз. Неопытный в любви Юноша предается искушению легкой победы, бросает Девушку и возглавляет бесконечный «шлейф» поклонников Дамы, а Девушка переживает горькие минуты, потому что растоптано ее первое чувство.

Спектакли Шекеры не стареют со временем, а наоборот, как хорошее вино, становятся еще лучше, они обогатили украинское балетное искусство и расширили стилистические и эстетичные рамки. Многие балеты мастера стали этапными в мировом хореографическом искусстве. Напомним, в 1991 г. Всемирный Совет танца ЮНЕСКО признал его спектакль «Ромео и Джульетта» выдающимся достижением европейской хореографической культуры и наградил медалью к 110-летию со дня рождения С. Прокофьева. Сейчас «Спартак» на музыку А. Хачатуряна — лидер афиши! Хотя был поставлен еще в 1977 году. Эту постановку можно назвать мужским спектаклем, в котором сложные партии для солистов и кордебалета. Очень динамичный спектакль, требующий от всех исполнителей самоотдачи, но артисты становятся в очередь, чтобы иметь возможность станцевать этот хореографический шедевр. С 1980-го репертуар Оперы украшает «Лебединое озеро» на музыку П. Чайковского, в 1995 г. Анатолий Федорович сделал обновленную версию своей интерпретации классического сюжета. Шекера ставил балеты не только в Украине (Львове, Киеве), а в Анкаре (Турция), Скопье (Югославия), Загребе (Хорватия), спектакли в его хореографии были показаны во многих странах мира, в частности, во Франции, Швейцарии, Германии, Голландии, Италии, Испании, Греции, Японии и др.  Как считает Элеонора Михайловна, секрет долголетия балетов Анатолия Федоровича в том, что все они поднимают важные темы жизни, а потому никого не оставляют безразличным!

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ