«Каждый день Василия Курилика был отдельным миром»
Кристина Береговская — о «канадском Брейгеле», который достойным образом ценил свои украинские корниНа этнической родине его называют Василием. А за океаном, где он родился, его знают как Вильяма. Там, в Канаде, он знаком каждому. Потому что сегодня Вильяма Курилика называют прославленным народным художником Канады. Его произведения входят в коллекции картинных галерей Канады и США, а также в частные коллекции, например, британской королевы Елизаветы ІІ и бывших канадских премьер-министров.
Василий Курилик прожил 50 лет, в течение которых постоянно боролся с психологическими болезнями. Но невзирая на сложный жизненный путь, его творческое наследие достигает 10 тысяч произведений живописи и графики.
В Канаде издано 36 книг его и о нем. А книжки Курилика о детстве «Хлопці з прерій взимі» и «Хлопці з прерій влітку» выходили 400-тысячным тиражом по всему миру были переведены на 18 языков.
Хотя сам Курилик очень уважал свою украинскую идентичность, о нем здесь знают немного. Лишь недавно вышло первое в Украине издание, посвященное его «Страстям христовым» («День» писал об этом 21 июня с.г. в материале «Первое издание в Украине»). Василий Курилик — единственный художник в мире, который проиллюстрировал, стихотворение за стихотворением, Евангелие от Матвея. Это 160 произведений, которые искусствоведы считают мировыми шедеврами сакрального искусства. Интересно, что в «завещании» художник писал, что больше всего он бы хотел, чтобы его «Страсти христовые» были известны в Украине.
Автор этого художественного альбома — искусствовед Кристина БЕРЕГОВСКАЯ, которая исследует феномен Василия Курилика в мировом искусстве. Это тема ее докторской диссертации во Львовской национальной академии искусств. Кристина мечтает упорядочить часть творческого наследия Курилика и открыть его незаурядный талант для украинцев.
В интервью с Кристиной Береговской мы прошли многогранным жизненным путем Василия Курилика. А детальнее решили сфокусироваться на воспитательном подтексте его творчества и на украинских страницах его истории.
НА БАЗЕ ЕГО ИСКУССТВА РАЗРАБОТАНА ЦЕЛАЯ ЛОГИКА ВОСПИТАНИЯ
— Василий Курилик родился в 1927 году в городе Витфорд в провинции Альберта. Его молодые годы пролетели в Манитобе. Отец был выходцем из Буковины. Семья матери — одни из тех первых эмигрантов, которые приехали на далекие канадские прерии.
У Василия были сложные отношения с отцом, который никогда не понимал творческую натуру своего старшего сына и тиранически, как писал сам художник, издевался над ним. Он мог выгнать маленького Василия из дома в 30-градусный мороз. Никогда не упускал случай, чтобы сказать, что его младший брат значительно способнее. Это соответственно породило у парня многочисленные комплексы и фобии. Безотцовщина при живом отце — так художник описывал их отношения. Все его творчество потом было построено на контрасте ненависти и любви, Бога и атеизма, ангелов и чудовищ.
ВАСИЛИЙ КУРИЛИК, ОКТЯБРЬ, 1961 Г. ФОТО ИЗ ЧАСТНЫХ АРХИВОВ КЕСИ КУРИЛИК
В своих произведениях Курилик регулярно поднимал проблему родителей и детей. В настоящий момент на базе его искусства, по сути, разработана целая логика воспитания. Сегодня канадская система образования и культуры широко популяризирует произведения Курилика для воспитания детей.
Детская тематика очень характерна для его творчества. У него было тяжелое детство, потому таким образом он решил это наверстать. Курилик делал акцент на изображении не просто образа ребенка, а ее сущности.
Василий с детства был затворником, формируясь как интровертная личность. Ровесники считали его чудаком. Прежде всего, из-за странного языка, на котором он общался. До семи лет Курилик говорил исключительно на украинском языке.
Детская среда как радовала будущего художника, так и загоняла в глубокую депрессию. Для него это была среда контрастов. Когда он уже стал профессиональным художником, то решил из глубины воспоминаний воспроизвести жизнь тогдашних детей в своем искусстве. Для потомков... Ведь уже дети и внуки Курилика никогда бы не имели представления, как же вырастали дети иммигрантов в далеких канадских прериях.
Феномен и уникальность тех детей и взрослых воспроизведен в творчестве Курилика. Василий делил их на национальности и изображал особенности. Для примера, дети иммигрантов-поляков имели совсем другую среду, по-другому одевались, выглядели и говорили, чем дети эскимосов. Зато дети ирландцев очень сильно отличались от ровесников-французов. Детей Курилик показал в срезе многокультурности Канады.
Он чуть ли не единственный художник, показавший в искусстве феномен многокультурности Канады. Там его особенно ценят за серии рисунков о жизни первых канадских пионеров-поселенцев. Называют «Брейгелем из Манитобы», «канадским Босхом» или «Ван Гогом из прерий».
УКРАИНСКИЕ ПИОНЕРЫ. 1972, ФРАГМЕНТ. СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА, МЕЗОНИТ. 152,5X729 СМ. (152,5X121,5 СМ.), НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ КАНАДЫ. ОТТАВА. (ФОТО К. БЕРЕГОВСКОЙ ИЗ ДОМА ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА КАНАДЫ. ОТТАВА.)
Василий действительно любил в Брейгели то, как он изображал большое количество людей в одном произведении. У Курилика также немало многосюжетных картин, на которых, в частности, много подвижных детей. У Курилика дети никогда не изображены статично. Они всегда в динамике, как и жизнь, энергия и мысли в голове ребенка, что часто отмечал художник.
«МЫ ВЫРАСТАЛИ НА КУРИЛИКЕ»
— Как говорит пани Оксана Винницкая, канадский консул во Львове: «Мы вырастали на Курилике. И наши дети растут на нем». Речь идет о канадцах украинского происхождения, которые учились в украинских школах. Василий не только рисовал, но и писал тексты-пояснения к своим картинам о предпосылках, истории создания и содержании, которое он в них вкладывал.
Например, он изображал детские обязанности: ребенок в канадских прериях должен был не только ходить в школе, но и заниматься домашним хозяйством, то есть собирать сено, пасти корову и так далее. Сейчас большинство детей, которые вырастают в «лесу» многоэтажек и небоскребов, даже представления не имеют, что такое доить корову и какая разница между гусыней и курицей. Впрочем, они это видят сегодня на картинах Курилика, который канонизировал человеческий труд, простолюдинов-иммирантов и в целом крестьянские образы.
В ДОМЕ ПЕРВЫХ УКРАИНСКИХ ПИОНЕРОВ. 1972. СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА, МЕЗОНИТ. 14,75X41,25 СМ. КОЛЛЕКЦИЯ ВЛАДИМИРА И НАДЕЖДЫ ЛУЦИВЫХ. ТОРОНТО, КАНАДА. (ФОТО К. БЕРЕГОВСКОЙ)
В центре внимания всегда мама и ребенок. Однако Василий рисовал не просто портреты, а целые сюжетные линии. Для примера, Курилик изображал, как мама с девочкой закрывает варение, как мама рубит дрова, а ребенок их собирает, как мама берет руку ребенка и учит ею креститься перед иконой. Особый акцент сделан на теме совместного труда и учебы.
Есть картина, где ребенок тянется к горячей воде, а мама ему показывает пальцем: «Не трогай!» Таких работ тоже очень много. Это своеобразная научно-плакатная живопись, на которой четко изображено, что можно делать, а что — нет. Курилик создал конкретные примеры и указания. В сущности, его искусство можно назвать навигацией поведения ребенка в доме.
«У МЕНЯ ЕСТЬ ЛИШЬ ИНСТРУМЕНТЫ, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ ТО, ЧТО ХОЧЕТ БОГ»
— В своих произведениях Василий создавал целые квесты. Например, специально для детей он рисовал пять практически одинаковых картин, на которых необходимо найти 10 отличий. Эти произведения в настоящее время стоят от 50 до 300 тысяч канадских долларов.
Курилик считал, что ребенок должен с детства должен видеть высококачественное и профессиональное искусство. На базе этих шедевров он должен воспитываться и расти. Эту систему воспитания детей на базе интеллектуального и профессионального искусства практикуют и сегодня.
Для того чтобы увидеть, как Брейгель изображает ребенка, Василий специально поехал в Брюссель. В Амстердам он отправился, чтобы познакомиться с искусством Ван Гога. А чтобы понять контраст бедности, поехал в Индию. У Курилика всегда была слабость к бедным людям, даже тогда, когда он стал зажиточным. В Индии он опекал сиротские дома, посылая детям деньги. А затем приезжал лично, чтобы увидеть, как им живется.
САСКАТУНСКИЙ ДЖЕМ. 1972. СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА, МЕЗОНИТ. 23,5X23,5 СМ. ИНСТИТУТ СВЯТОГО ВЛАДИМИРА, ТОРОНТО, КАНАДА. (ФОТО К. БЕРЕГОВСКОЙ.)
Искусство Курилика воспитывает детей до сих пор. Однако непосредственным воспитанием своих детей Василий никогда не занимался. Хотя он часто изображал их на собственных картинах. Например, дочку он портретировал в одну из картин «Страстей Господних», где изображал ангелов на гробу Господнем. Лицо своей 10-летней дочки он воплотил во взрослом ангеле. Для него это было больше, чем просто рисунок. Курилик канонизировал этих детей, подразумевая под изображением детей херувимов и серафимов.
Интересно, что он никогда не называл себя типичным художником. Говорил Курилик: «Я являюсь ремесленником, а не художником. Почему? Потому что я имею лишь инструменты, чтобы рисовать то, что хочет Бог». Василий действительно был очень набожным и религиозным. Это весомая часть его жизни, если не важнейшая.
ВСЕ ТРУДНОСТИ ПРЕОДОЛЕВАЛ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА
— Говоря о творчестве Василия Курилика, также нельзя обойти вниманием еще один важный аспект — его психические болезни. Травля в школе спровоцировала его закрыться глубоко в себе. А частые конфликты в семье лишь усложняли ситуацию, следствием которой стала психологическая травма Василия. В течение всей дальнейшей жизни он боролся с глубокими депрессиями. Хотя о его ментальных проблемах часто предпочитают не говорить.
Курилик рисовал с детства, а в старшем возрасте начал получать художественное образование на университетских ступенях. Учился в Канаде, далее в Мехико, а затем поехал в Лондон, чтобы учиться в местной академии искусств. В Королевской академии искусств в Лондоне на летних выставках дважды выставляли произведения Василия Курилика. В этот период художник также побывал в более чем десяти странах, стремясь найти себя.
Все свои трудности Курилик преодолевал с помощью искусства. Он лечил себя рисованиям. Искусство как наилучшее лекарство предлагал всем в госпитале. Таким образом, творческими стараниями начал выводить себя и нуждающихся в помощи людей из состояния глубокой депрессии.
Впоследствии в лондонской королевской больнице Bethlem Royal Hospital на базе его искусства был основан курс арт-терапии как метод лечения душевнобольных. Курилик разработал целую методологию. Врачи поверили ему и в него, предоставив отдельную комнату и приобретя мольберты, краски и другое необходимое оборудование. Результат не заставил себя ждать. В Бетлем-госпитале есть целый музей мыслей и искусства, где особое место занимают шедевры Курилика.
ПОЗДНЕЕ ЛЕТО, 1972. ФРАГМЕНТ. СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА, МЕЗОНИТ. 120Х60 СМ. ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ. (ФОТО К. БЕРЕГОВСКОЙ)
Тяжелые психические болезни очень повлияли на его творчество. При жизни Василий пережил 14 электрошоковых терапий. Я общалась о его случае с психиатром, который отметил, что после тех электрошоков Курилик не мог остаться таким, каким был раньше. Один раз он мог видеть мир в одной плоскости, а на следующий день — уже совсем по-другому. Во сне он мог видеть воспоминания глубокого детства. Не удивительно, что иногда Василий рисовал довольно странные и причудливые картины. В сущности, каждый день Курилика был отдельным миром.
Также интересно, что на всех фотографиях Курилик веселый и улыбающийся. Зато его родственники и знакомые рассказывают, что он всегда был грустным. Мне было трудно составить пазл его цельной личности. Потому что каждый человек в общении со мной говорил о нем что-то новое. Настолько был разным, что трудно сказать однозначно, а каким же он был в действительности. Очевидно, в Курилике жило как минимум два человека.
ЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ УКРАИНЦЕМ
— С тех пор как начал осознавать себя личностью, Курилик всегда подчеркивал свое украинское происхождение, создав монументальное произведение-панель «Украинские пионеры», которое с гордостью демонстрируют в доме генерал-губернатора Канады. Часто изображал украинские мотивы в своих произведениях. На его рисунках можно заметить Тараса Шевченко, Ивана Франко, Лесе Украинку. Их портреты часто можно увидеть на огромных многофункциональных картинах.
Курилик ощущал себя украинцем. Он не говорил хорошо по-украински и не умел писать по-украински, но очень увлекался всем украинским. Почему не говорил? Как я рассказывала, его травили в школе, потому что он разговаривал на каком-то странном языке, то есть на украинском среди англоязычных детей. И соответственно его никто не понимал. После тех затравливаний в возрасте семи лет Василию трудно было говорить на украинском языке. Практически он ним не пользовался.
Однако был момент, когда он его опять вспомнил. Это случилось в 1970 году. Тогда Курилик впервые приехал в Украину. Там, в селе Боровцы, в Черновицкой области, родился его отец. Как мне рассказывала его троюродная сестра, в первый день Василий вообще не разговаривал. А на второй день пошел на огород возле дома и там сам с собой начал говорить по-украински. Представьте удивление его родственников, ведь они не думали, что он вообще говорит на украинском языке. Интересно, что когда я приезжала в Боровцы с его сестрой Нэнси, она также неожиданно для себя вспомнила украинский язык. Конечно, с акцентом, с неполным словарным запасом. Однако бытовой язык, которому Нэнси научила мама, сохранился внутри нее.
Контакт с дальними украинскими родственниками Василий поддерживал регулярно. Он приходил в украинскую школу в Канаде и диктовал то, что он хотел написать в письме, по-английски. А учительница уже переводила.
Курилик всегда безумно любил Украину. Искал английские переводы украинских книжек. Читал Шевченко и Франко в переводах. Но на то время их было очень мало. Разве что несколько поэзий в периодических изданиях.
НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ КУРИЛИКА ИЗВЕСТНЫМ В УКРАИНЕ
— В целом Курилик дважды бывал на Родине своих родителей, оставив здесь несколько своих работ, ценность которых полной мерой не осознана до сих пор.
Канадское правительство очень следит за его позиционированием, не давая «одевать его в шаровары», а подчеркивая то, что он был канадским художником. Между тем в Украине о Курилике знают немного. Теперь не только я поднимаю эту тему. В Канаде украинскую идентичность Курилика исследует Кристина Цурковская. Также об этом пишет Роман Яцив.
И это важно. Обязанностью искусствоведов и научных работников является поднимать такие имена в Украине. Необходимо сделать Курилика известным в Украине. Потому что это гений для целого мира. Осознав это, украинцы будут гордиться тем, что он украинского происхождения.
В 1961 году после своей первой выставки Василий произнес слова, которые впоследствии написал в автобиографии «Someone with me»: «В Канаде мое творчество первыми открыли для себя еврейские женщины. Позже вся еврейская община. Дальше меня начали ценить французы и англосаксы. И только с последнюю очередь на меня обратили внимание украинцы».
Как вернуть Курилика в украинский художественный дискурс? Это комплексный и сложный вопрос.
Необходимо привезти в Украину его творчество. Хотя бы одну выставку, с которой можно было бы проехать по городам Украины. Моя мечта — привезти сюда «Страсти Христовы». Однако это чрезвычайно сложное в выполнении задания.
Сейчас пишутся новые редакции истории Украины. Конечно, его нужно включить в школьные учебники. В разделе об украинском искусстве и культуре необходимо добавить подраздел о культуре украинской диаспоры. И там рядом с Александром Архипенко и Яковом Гнездовским обязательно должен быть Василий Курилик.
Выпуск газеты №:
№170-171, (2018)Section
Культура