Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Королевские игры

О последней премьере франковцев
15 декабря, 19:51
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ВИВАТ, КОРОЛЕВА!» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ /«День»

Углубленный интерес к истории европейских стран, и, в частности, к выдающимся историческим личностям, сегодня в театре уже тенденция. К тому же если эти личности — женщины, интересные не только своими дипломатическими действиями, но и сильным характером, политическим, да и сугубо женским артистизмом, психологической и эмоциональной глубиной, их история становится благодарным материалом с точки зрения зрительских пристрастий.

История Марии Стюарт и королевы Елизаветы уже была воплощена в театральном пространстве (следует вспомнить постановку Станислава Моисеева «В моем завершении начало мое» по пьесе Шиллера). Спектакль Молодого театра в постпериод оранжевой революции, стилизованный под реалии того времени, зазвучал довольно актуально. Однако проблемы власти и политики, общечеловеческих отношений, любви в контексте историко-политических событий не утратили свою популярность.

Так, Юрий Кочевенко поставил в Национальном драматическом театре им. И. Франко спектакль «Виват, королева!» по пьесе Роберта Болта. И, невзирая на, казалось бы, «немодный» сегодня театральный пафос, в данном спектакле он абсолютно оправдан, что поддержано музыкальным оформлением и серьезной работой со светом. И вся торжественность сценического произведения, его масштабность соответствуют величию героев.

Довольно неожиданным приемом режиссера стало то, что в образах таких разных, но в чем-то близких женщин-королев, появилась одна актриса — Людмила Смородина, сумевшая настолько быстро и полностью перевоплощаться то в Марию Стюарт, то в Елизавету, что зритель мог даже подумать, что на сцене разные актрисы. Причем наряду с тем, как одна женщина время от времени побеждала другую, в актерской работе Смородиной побеждала то одна, то другая роль. Ее Мария Стюарт то по-детски непосредственная, то спокойная и уравновешенная, а иногда и одинокая, и беззащитная. Эмоциональной многогранностью отличается и Елизавета: то строгая и жестокая, то пугливая и закомплексованная. Кстати, самые интересные режиссерские находки Юрия Кочевенко появлялись, прежде всего, в сценах с Елизаветой. Вот она перед реализацией своего кровавого плана склоняется над купелью, словно хочет очиститься. Интересно решена и сцена, в которой Елизавета подписывает приговор Марии Стюарт: с головой под простыней, не глядя, она вытаскивает руку и ручкой, которую ей «пододвигают», ставит свою подпись. Следовательно, Елизавета в некоторой степени сама пугается своего поступка; кроме того, такой режиссерский ход можно толковать как зависимость королевы от своего окружения.

Тонко продумана и визуальная картина действа (сценография — Наталья Рудюк): масштабная подвижная декорация меняет пространство и время, а доминанта красного цвета, световые спецэффекты являются намеком на будущую трагедию. Вместе с тем эта «иностранная» история становится близкой каждому зрителю, ведь, прежде всего, речь идет о личной катастрофе женщины и человека: потеря ценностей в жизни, одиночество и безвыходность толкают Марию на то, что она сознательно провоцирует приговор Елизаветы.

Последняя сцена спектакля «Виват, королева!» воспринимается как фрагмент из киноленты — естественно и даже натуралистически: огнем проступает красный цвет одежды королевы, идущей на казнь.

Конечно, в большой степени удержать внимание зрителя в течение более трех часов помогает текст пьесы, который, невзирая на «отдаленность» во времени темы, звучит вполне современно. Спектакль лишен длинных монологов, а динамичные диалоги помогают раскрытию характеров. С каждой новой репликой темпоритм спектакля увеличивается, а вместе с тем и экспрессия в действиях главных героинь, или героини... И, наверное, некоторые специалисты в области театрального искусства уже сегодня пророчат Людмиле Смородиной премию «Киевская пектораль» за лучшее исполнение женской роли, которой мы тоже сможем сказать: «Виват!» Что ж, посмотрим...

P.S. В спектакле также задействованы: Лесь Заднипровский, Павел Пискун, Олег Шаварский, Владимир Нечепоренко, Тарас Жирко, Алексей Петухов, Назар Заднипровский, Владимир Зозуля и другие мужчины- франковцы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать