Коротко / КУЛЬТУРА
Тамплиеры и плащаница
В течение ста с лишним лет «Туринская плащаница» принадлежала ордену тамплиеров, и рыцари-храмовники чтили эту святыню, оберегая ее от посторонних глаз. Противники тамплиеров напрасно полагали, что орден тайно поклонялся языческим идолам. Об этом пишет штатный историк ватиканских секретных архивов Барбара Фрале в еженедельнике L’Osservatore Romano. В качестве доказательства Фрале приводит ранее не известное свидетельство французского рыцаря по имени Арно Саббатье, присоединившегося к ордену в 1287 году. Один из обрядов посвящения, по словам Саббатье, проходил в некоем тайном месте, куда имели доступ только храмовники. Там новичку показывали длинную пелену, на которой был виден отпечаток человеческого тела. Саббатье должен был трижды поцеловать видимые на пелене ступни. Храмовников, напоминает Фрале, обвиняли в поклонении идолу Бафомету, бородатому существу. Историк убеждена, что поклонялись рыцари изображению Христа на плащанице.
Согласно историческим записям, плащаница исчезла в 1204 году во время взятия Константинополя, пишет lenta.ru. Фрале полагает, что именно тогда плащаница попала к храмовникам, которые поспешили спрятать ее от еретиков. На протяжении всего XIII столетия и первой половины XIV столетия местонахождение плащаницы было неизвестно. В 1353 году ее показали в церкви французского города Лирей. Плащаница в то время принадлежала потомкам тамплиера Жоффруа да Шарне, сожженного на костре вместе в Жаком де Моле, последним великим магистром ордена тамплиеров. Несколько лет назад Барбара Фрале обнаружила так называемый Шинонский список — протоколы допросов тамплиеров. Благодаря публикации этого документа стало понятно, что тамплиеров обвиняли не в ереси, а в более «практических» грехах, например, в стяжательстве.
Подлинность Туринской плащаницы многократно оспаривалась, и у Ватикана нет официальной позиции по этому вопросу. Однако Святой престол признает ее веским напоминанием о человеческих страданиях во все времена и не запрещает показывать ее верующим. Из-за хрупкости ткани плащаницу открывают для публики редко. В ближайший раз это произойдет в 2010 году.
«Благородные» бандиты
Том Круз намерен снять римейк знаменитого фильма 1969 года выпуска «Бутч Кэсседи и Сандэнс Кид», в котором главные роли играли Пол Ньюман и Роберт Рэдфорд. Как сообщает NewKerala, Круз планирует сыграть Сандэнса, а роль Кэсседи достанется Джону Траволте; удалось даже получить благословение Ньюмана на съемки новой версии картины незадолго до смерти мэтра, скончавшегося в прошлом году. Фильм будет снят силами студии United Artists, которой с 2006 г. руководит Круз, пишет lenta.ru.Ныне актер был занят поисками сценариста для этого проекта. Напомним, что оригинальный фильм Джорджа Хилла был основан на реальных событиях из жизни Бутча Кэссиди (1866—1908) и Сандэнса Кида (1867—1908) — двух знаменитых бандитов, промышлявших ограблением банков и поездов. Ньюману и Рэдфорду удалось наделить своих героев обаянием и шармом, который превратил заурядную в общем-то историю времен Дикого Запада в один из лучших голливудских вестернов. Картина претендовала на семь премий «Оскар» и в итоге была удостоена четырех наград американской Киноакадемии.
Вина — обжорство!
Причиной смерти знаменитого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя, прославившегося не только своими музыкальными сочинениями, но и безумным пристрастием к вкусной еде и вину, считают обжорство. К таким выводам пришел музыковед из Хьюстона Дэвид Хантер, пишет The Times . Работая над этой проблемой, ученый натолкнулся на рассказ художника Джозефа Гупи, которого Гендель однажды пригласил к себе на обед, предупредив, что пища будет самая простая. После обеда композитор куда-то надолго отлучился.
Гость пошел искать хозяина и случайно подглядел, как Гендель объедается деликатесами, которыми не угостил друга. Взбешенный художник изобразил Генделя в виде человека со свиным рылом, который играет на органе, увешанном съестными припасами, сообщает inopressa.ru, ссылаясь на The Independent. Однако, внимательно изучив другие документы, Хантер пришел к выводу, что злоупотребление пищей и вином было не проявлением особенности характера Генделя, а симптомом болезни композитора и носило патологический характер.
Хантер утверждает, что заболевания, которые развились у Генделя со временем — ожирение, приступы паралича, подагра, расстройства речи и мышления, слепота, — вполне могли быть симптомами отравления свинцом, который добавляли в вино, чтобы оно не скисало. В свою очередь легендарная вспыльчивость Генделя также могла быть признаком хронического отравления.
Известно, что в 1753 году Гендель полностью потерял зрение. Он умер 14 апреля 1759 года в Лондоне и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Выпуск газеты №:
№60, (2009)Section
Культура