Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кто «Первый»?

Театроведы дискутируют, а деятели искусства Львова и Днипра спорят...
12 апреля, 11:42

Напомним, в 2017 году Национальный академический украинский драматический театр имени М. Заньковецкой (г. Львов) на государственном уровне отпраздновал свое 100-летие. «День» писал о событиях, которые были посвящены этой дате: выставка из фондов Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства Украины, которая развернулась в залах Национального музея имени А. Шептицкого, двухдневная научная конференция во Львовском национальном университете имени И. Франко, серия просветительско-популяризационных лекций от исследователей истории театра для широкой аудитории. Поэтому, разумеется, приставка «Первый» уже неотъемлемо закрепилась в сознании украинцев именно за этим театром.

Впрочем, недавно еще один театр в Украине заявил о своем «Первенстве». Но почему-то 100-летний сезон Днипровский академический украинский музыкально-драматический театр имени Т. Шевченко празднует сейчас, в 2018 году. И никто и не отрицает, что основан он был именно в 1918 году. Так к чему тогда приставка «Первый» государственный драматический театр Украины стала украшать фасад театра и распространяться в буклетах и рекламе?

Все бы ничего, но государственный уровень празднований своего «первенства» шевченковцы почему-то не заявляли, поэтому так бы это и осталось незамеченным для широкой театральной общественности.

Во время Регионального фестиваля-конкурса «Сичеславна-2018», который проходил на Приднепровье в марте, председатель жюри — кандидат искусствоведения, доцент кафедры театроведения и актерского мастерства Львовского национального университета им. И.Франко, главный редактор журнала «Просценіум» Майя ГАРБУЗЮК (Львов) в обсуждении увиденных спектаклей этого театра поздравила коллектив с будущим 100-летием. Но обратила внимание на приставку «первый» как некорректную, исторически ошибочную и даже наглую. Гарбузюк, как историк театра, посоветовала обратиться шевченковцам к известной статье Р. Леоненко и Р. Пилипчука о создании первых государственных театров в Украине, к автореферату защищенной кандидатской диссертации Р. Леоненко на эту тему и к последней монографии Г. Веселовской, посвященной первому периоду деятельности Театра им. М. Заньковецкой. Из ответа завлита этого театра понятно, что имена этих исследователей (Г. Леоненко, Р.Пилипчук, А. Веселовская) известны руководству театра, как, очевидно, и труды. Но по каким-то причинам шевченковцы игнорируют документально доказанные, научно обоснованные и давно обнародованные факты?

— Дело здесь не в том, кто лучше, а кто хуже, — подчеркнула М. Гарбузюк. — Мы же не говорим, что независимость в Украине установили в 1988 году. Есть исторические даты, и их все знают. Почему же так легко мы подмениваем факты в истории украинского театра? Поверьте, чтобы восстановить историческую справедливость, которая была сфальсифицирована советскими научными работниками, ученые провели большую, кропотливую работу. Поэтому я прошу иметь уважение к истории, к исследователям и к самим себе в том числе... 

«В СОВЕТСКИХ ИСТОЧНИКАХ ВСЕГДА ВЫБРАСЫВАЛСЯ ПЕРИОД 1917 ГОДА, И В НИХ ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С 1918-го»

«День» обратился к театроведу Анне ВЕСЕЛОВСКОЙ, попросив ее прокомментировать эти исторические факты.

Анна Ивановна, как исследователь периода возникновения Национального украинского театра, прокомментируйте, пожалуйста, этот спор за первенство Днипровского театра им. Т. Шевченко и Национального театра им. М. Заньковецкой.

— Первый государственный драматический театр Украины, основанный в 1918 году, — именно это написано на буклете Днипровского театра им. Т. Шевченко, и тут есть своя правда. Единственное, что когда этот театр основывался в 1918 году, он не назывался «Первый», а просто Государственный драматический театр им. Т. Шевченко, только в 1919 г., уже при советской власти, его переименовали в «Первый», поскольку тогда все театры назывались по нумерации с дополнением УССР. В Киеве, например, был Второй театр имени Карла Либкнехта (ныне — Национальная опера Украины). Из этих фактов очевидным становится то, что Днипровский театр им. Т. Шевченко не был Первым государственным театром в Украине. Настаивая на этом, театр становится заложником советской историографии, что весьма досадно, поскольку уже 26 лет существует Независимая Украина...

Напомню, в советских источниках всегда выбрасывался период 1917 года, и в них все начиналось с 1918-го! На самом деле Первый государственный театр в Украине, то есть Первый национальный театр, был основан осенью 1917 года по документам Центральной Рады. Эти документы сохранились в архивах. Позже с этим коллективом произошли трансформации, и во времена гетмана П. Скоропадского из одного Украинского Национального театра сделали два: Государственный народный театр и Государственный драматический театр. Наследником первого государственного театра является именно Государственный народный театр под руководством Панаса Саксаганского. Документы, костюмы, дела передавались от УНТ Государственному Народному, из которого потом вырос нынешний Национальный академический украинский драматический театр имени М. Заньковецкой.

Мне кажется, что на сегодняшний день первенство театров вообще не должно быть предметом спора. Есть намного более интересные вопросы для исследования. Например, изучить первый год работы Театра им. Т. Шевченко, который сейчас работает в Днипре. Я бы обратила внимание тех, кто занимается историей этого коллектива, на его первый сезон  — 1918 год. Именно тогда, в ноябре 1918 г., впервые в Украине была поставлена «Лісова пісня» Леси Украинки. К сожалению, в этом буклете нет расширенных сведений относительно постановки. Этот спектакль ставил прекрасный режиссер, ныне забытый в Украине,      — Борис Крижевецкий, который потом выехал в Чехословакию и там плодотворно работал на оперной сцене.

Даже в этом буклете мы видим упоминание о 1918 годе, когда театр начал деятельность, и далее — сразу идет информация о 1919 годе, а наиболее интересный период отсутствует, когда театр возглавлял О. Загаров и режиссер Б. Крижевецкий ставил «Лісову пісню».

На ваш взгляд, почему для театральных деятелей такой важной является приставка «Первый»?

— Я думаю, что у людей складывается такая иллюзия, что слово «Первый» означает «лучший». Но это же не спортивные результаты. В искусстве все намного сложнее, можно даже вспомнить притчу: «Те, кто были первыми, стали последними» и тому подобное.

Все-таки стоит ли оставлять Днипровскому театру им. Т. Шевченко эту приставку «Первый»?

— Думаю, что нынешнее название нуждается в коррективе. Можно представить на мгновение, что мы не украинцы, а, например, финны или литовцы. И теперь представим того литовца, который у своего родного национального театра ворует год. Для чего? Я не думаю, что театры в Каунасе и Вильнюсе спорят за год жизни и отсекают своему национальному театру целый год. Намного продуктивнее исследовать свою историю в деталях, чем бороться за приставку «первый». Давайте это делать на основании настоящих документов и обращая внимание на интересные особенности, которые есть в истории украинского театра и составляют славу его прошлого.

Мы гордимся тем, что украинцы еще в 1917 году создали Национальный театр раньше, например, чем в некоторых соседних государствах Центральной Европы. И это общая слава всех театров Украины, а не только Театра им. М. Заньковецкой.

Кстати, можно просмотреть газеты за 1917 год и за 1918 год (см. файлы в приложении), которые подтверждают «первенство». Также всегда можно обратиться в Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины и тщательно проверить эти исторические факты в документах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать