Как капля долбит камень не двукратным, а многократным падением, так и человек становится мудрым не от двукратного, а от многократного чтения.
Джордано Бруно, итальянский философ эпохи Возрождения, поэт, представитель пантеизма

«Лебединое озеро»... на воде

«Схид-опера» экспериментирует — неслыханная премьера, которую покажут на гастролях в Бельгии
21 ноября, 2019 - 10:24

24 ноября в помещении одного из самых больших концертно-зрелищных залов Бельгии «Рalais 12» на 15 тысяч мест в Брюсселе состоятся два спектакля (дневной и вечерний) «Swan lake on the water» («Лебединое озеро на воде») на музыку П. Чайковского. Их покажет балетная труппа Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко. А  в начале ноября это зрелище в течение четырех вечеров подряд посмотрели харьковчане. И каждый раз неслыханная премьера «Схид-оперы» собирала полный зрительский зал.

УВЕРТЮРА

История замысла этого проекта берет начало с 2016 года, когда бельгийский продюсер Патрик Лево случайно попал в китайский город Ханчжоу, где проходила тогда встреча «большой двадцатки» (G 20) и для гостей со всего мира давали концерт, в котором демонстрировалось «Лебединое озеро на воде». Зрелище настолько поразило бельгийца, и он попросил организаторов дать ему возможность познакомиться с технологией водно-балетного шоу и был допущен за кулисы. Два года подряд Патрик Лево искал партнеров для реализации своей мечты и, наконец, нашел их в Харькове, с мастерами которого был хорошо знаком по сотрудничеству с оперным театром. Постановщика тоже искать долго не пришлось. Им стал французский балетмейстер Йохан Нус, которого харьковские зрители знают так же хорошо, как в Западной Европе. Он с малых лет освоил классический  танец, а в настоящее время является участником и постановщиком многих престижных проектов современного зрелищного искусства, в том числе мюзиклов, шоу, развлекательных телепередач и видеоклипов.

Кстати, со своим постоянным ассистентом Сабриной Джиордано он успешно поставил на харьковской сцене балеты «Маленький принц», «Красавица и чудовище», а также композицию на музыку Карла Орфа «Кармина Бурана». В «Лебедином озере на воде» (Water fantasy) его партнерами в создании спектакля выступили художник Александр Лапин, автор видеоконтента Анатолий Ерехин, художник по свету Максим Райхер. Техническое обеспечение проекта проводилось при содействии фирм «Aquaticshow» (бассейн, фонтаны, водный занавес) и «Dirty Monitor» (видеоконтент).

ЗА КУЛИСАМИ

«Лебединое озеро» на воде делает зримой сценическую метафору авторов знаменитого балета и отвлекает от достаточно надоевших штампов имитации водной поверхности и примитивных лебединых муляжей. Итак, танец задуман не просто «на берегу» озера. Эффект таков,  словно он происходит просто на его поверхности, в большом, но неглубоком бассейне размером 12 х16 метров. Вода подается в бассейн подогретой из четырех баков (каждый емкостью тысяча литров) и быстро выходит из него как из обычной ванны с помощью нескольких технических сливов.

Ноги танцовщиков и балерин оказываются под водой по щиколотку, что с приобретением определенных навыков практически не мешает выполнению традиционных балетных па и сложных партерных элементов современного танца (когда на сцене мужчины в костюмах черных лебедей). Сложность лишь в том, что балет в классическом варианте структурирован на четыре действия. Причем второе и четвертое происходят в новом варианте не на берегу озера, а просто на воде. То есть в антракте до третьего, «сухого» действия, которое происходит во дворце, приходится воду сливать, а вместо нее на поверхность сцены класть обычный, нескользкий линолеум. Перед последним, тоже «лебединым» действием процесс происходит в обратном направлении, и работники сцены опять наполняют водой бассейн.

РАЗГОВОРЫ РЕАЛЬНЫЕ И ВИРТУАЛЬНЫЕ

Балет еще во время подготовки живо обсуждали в социальных сетях, причем после обнародования видео первых репетиций у зрелища появились критики, которые проникались техникой безопасности, здоровьем исполнителей и другими важными, но не художественными проблемами. Как и следовало ожидать, их посчастливилось решить без внешнего вмешательства. А вот без прочтения сжатого содержания было трудно понять причины, по которым прекрасная Одетта была превращена в лебедицу. В финале преобладали другие эмоции: некоторым зрителям не понравилось возвращение к трагическому окончанию «лебединой» истории. Однако почти все были в восторге от танца маленьких лебедей на водной глади в количестве двенадцати (!) балерин. Балетоманы спорили, какая из исполнительниц главной роли (Елена Шевцова, Ирина Хандажевская, Светлана Калашникова, Кристина Кадашевич) наиболее поразила перевоплощением из Одетты в Одиллию. Восторгались зрители и мастерством исполнителей-мужчин — Дениса Панченко, Алексея Князькова, Андрея Козарезова, которые выступали со своими партнершами, но все как один защищали их в сложных поддержках на скользком покрытии. И только к одному исполнителю — Николаю Джуре — не было вопросов, поскольку он один в этих сложных условиях исполнял во всех четырех премьерных спектаклях роль коварного Ротбарта.

Много наработок авторов классической редакции балета Мариуса Петипа и Льва Иванова осталось в харьковском спектакле нетронутыми, но Йохан Нус использовал также несколько фрагментов легендарной постановки «Лебединого озера» Рудольфа Нуреева и некоторых других европейских хореографов. Такие колебания между традиционным прочтением классики и хореографическими новациями на водной поверхности не всем были по нраву. Однако по окончании спектаклей восторг постановкой и исполнителями казался вполне единодушным.

ПОКЛОН И ОВАЦИИ

Фантазия французского балетмейстера на темы «Лебединого озера», бесспорно, стала сенсацией в театральной жизни Украины и самым дорогим проектом в истории харьковского оперного. Судя по количеству проданных билетов в Брюсселе, она обещает быть такой же востребованной и в Европе. Этот уникальный спектакль является частью большого проекта, который, по замыслу  продюсеров, начнется в Бельгии и продолжится во многих городах Европы, Северной и Южной Америке и закончится в 2020 году в Париже. В нынешней премьере, как и в ряде предыдущих, харьковская труппа продолжила поиск новых постановочных решений, интересных современному зрителю и таких, которые могут составить конкуренцию многим зарубежным коллективам. Вступление театра в Европейскую оперную ассоциацию (Opera Europa) стимулирует этот процесс. Харьковские солисты оперы, балета и творческие коллективы в последнее время  выступали во многих культурных центрах  Западной Европы, азиатских стран, Северной и Южной Америки и обрели признание публики, получили восторженные отзывы прессы и признаки повышенного внимания антрепренеров. Заявленный проект — еще одно звено в этом процессе. Он несомненно будет способствовать более активному продвижению Украины в европейское культурное общество и знакомству зрителей европейских стран с современным состоянием украинской культуры в ее наиболее популярных и зрелищных жанрах. Учитывая, что замысел этого спектакля родился у Патрика Лево во время встречи мировых лидеров и он будет показан во многих странах «большой двадцатки», выходит, что его реализация без помощи украинских мастеров не была бы возможной. А если учесть, что Харьковский оперный театр (а с ним и украинский балет в целом) начинался в 1925 году именно балетом «Лебединое озеро», то этот проект вписывается в творческую биографию коллектива одной из самых ярких и креативных страниц.

Александр ЧЕПАЛОВ, заслуженный деятель искусств Украины, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ