Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Лед тронулся – заседание продолжается!

«Золотой теленок» в Одессе: остроумно, стильно, затейливо, а главное – впервые на украинском языке
16 февраля, 15:24

Прошлый год в Одесском театре имени Василя Василько стал одним из самых плодотворных в его 120-летней истории!

  - За это время мы выпустили шесть премьер: «Демоны», «Обреченные танцевать», «За один день до конца света», «Сердце пополам», «Золотой теленок» и «Пеппи», – рассказывает директор-художественный руководитель Театра им. В. Василько Юлия ПИВОВАРОВА. – Подготовили три концертных программы нашего оркестра: «Музыка любви», «Симфония грез» и «Осенняя симфония грез». Стали соорганизаторами 6-го Международного литературного фестиваля, во время которого наши актеры участвовали в чтении пьес. На чтении «Сексуальных неврозов наших родителей» присутствовал автор произведения Лукас Берфус, которому все понравилось, и мы получили от него добро на дальнейшую постановку этой пьесы… Среди названий этого солидного списка, конечно же, в первую очередь стоит выделить «Золотого теленка» – произведение уроженцев Одессы Ильфа и Петрова, которое наконец-то не только получило прописку в театре родного города, но и впервые прозвучало со сцены на украинском языке.

Автор инсценировки Алексей Доричевский, максимально сохранив оригинальный сюжет, отдал должное месту и времени рождения этого спектакля. Собственно, этот прием для современных театральных адаптаций довольно распространенный, а в «Золотом теленке» образца 2021 г. фигурируют брат Ермака, Черноморск и даже Владимир Скумбриевич… (Реакция зрителя на эту фамилию в связи с известной оговоркой первой леди о цене на скумбрию была хоть и понятна, но не совсем корректна, ведь, как помнят внимательные любители «Золотого теленка», персонаж с такой фамилией в романе тоже существует). Хотя главными мотиваторами действа в буквальном, а не только литературном смысле стали Илья Ильф и Евгений Петров: писатели присутствуют на сцене на протяжении всего спектакля. Они не только фиксируют, комментируют, ловят мнение, соглашаются, спорят или сомневаются в правильности такого развития событий, но и общаются с героями спектакля. В начале спектакля импозантный Петров (Женя Доляк) и суетливый Ильф (Сергей Куда) подбрасывают монетку, определяя, как именно должна развиваться история на этот раз. А не дождавшись ее возвращения на землю – ну не сработали законы физики, такое случается – берут инициативу на себя и начинают действовать, то есть писать здесь и сейчас на настоящей пишущей машинке. (Забегая вперед, следует признать, что исполнение мечты о Рио-де-Женейро настойчивому и целеустремленному Остапу Ибрагимовичу они обеспечили, а потому письмо из солнечного города от героя стало свидетельством того, что сейчас у него все получилось).

По словам режиссера Макса Голенко, «Золотого теленка» не было среди произведений, лежащих в его творческом портфеле годами, с решением вернуть Бендера в Одессу он определился довольно быстро, а репетиции продолжались всего несколько недель. Бендеров поочередно играют два актера – Дмитрий Усов, уже несколько лет сотрудничающий с театром, и Юрий Хвостенко (Ивано-Франковский театр имени Ивана Франко). Как и заложено сюжетом, двигателем и мотиватором событий на сцене является изобретательный сын турецкоподданного (конечно же, личные харизма и магнетизм актеров привносят определенные эмоциональные оттенки в каждый конкретный спектакль). Среди актерского ансамбля выделяются также Александр Самусенко (мошенник-романтик Шура Балаганов), Роман Федосеев (Корейко, надевая малиновый пиджак, обещает вернуться в 90-е), Игорь Геращенко (лишь на первый взгляд наивный, но на самом деле сам себе на уме Паниковский ). Хотя чувствуется, что Максим Голенко уделил внимание характеру каждого героя, актеры же в свою очередь искренне поддержали предложения режиссера, развив их уже с позиции собственного восприятия своих персонажей. Именно поэтому здесь даже второстепенные и эпизодические роли – тот же колоритный поклонник женщин Гигиенишвили в исполнении Дениса Гранчака или эпатажный Полыхаев (Ирина Охотниченко) – производят впечатление концептуально необходимых, без которых эта история потеряла бы свой лоск и определенный смысл.

Сценография выдает тот малоутешительный сегодня факт, что театры не всегда имеют достаточно средств на новые постановки. Но даже на подборе художнице Юлии Зауличной удалось создать достаточно функциональное пространство, в котором режиссерская трактовка каждой сцены приобретает особую выразительность. И если кто-то из зрителей будет перешептываться по поводу того, что такие же стеклянные шкафчики-витрины они, кажется, уже видели в «Собачьем сердце» - то можно только признать, что они достаточно внимательные театралы. А когда на сцене появляется легендарная «Антилопа» в виде гигантского черепа, весь зал концентрируется именно на ней, удивляясь изобретательности авторов спектакля.

Отдельные комплименты в этом спектакле звучат в адрес джазмена-виртуоза Вадима Бесараба, вместе со своим коллективом работавшего на сцене. А вот к звуковому оформлению есть определенные вопросы… Эту сверхважную составляющую спектакля следует «взять на карандаш» и провести работу над ошибками, чтобы интонации героев были естественными, а каждая реплика звучала насколько громко, насколько требует конкретный эпизод. В конце концов этот текст следует смаковать, а не инстинктивно прикрывать уши в отдельных сценах, когда громкость почему-то выходила из-под контроля.

Подводя итог, следует поздравить и Одессу, которая с радостью приняла своего теперь уже украиноязычного Бендера (кстати, роман был переведен Николаем Любченко еще в 1935 году). И сам театр, который добавил в свой репертуар интересный спектакль, идея которого во все времена будет звучать безапелляционно и убедительно: мечты сбываются, стоит только к этому искренне стремиться! И даже если вся система против тебя, даже если вокруг одни только «непуганые идиоты», а ненадежный партнер Шура Балаганов все косячит и косячит – это, как убеждает Остап Бендер, совсем не препятствие для того, чтобы отправить открытку своим поклонникам из далекого Рио.

Следующий показ спектакля «Золотой теленок» состоится 19 февраля.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать