Лед тронулся – заседание продолжается!
«Золотой теленок» в Одессе: остроумно, стильно, затейливо, а главное – впервые на украинском языкеПрошлый год в Одесском театре имени Василя Василько стал одним из самых плодотворных в его 120-летней истории!
- За это время мы выпустили шесть премьер: «Демоны», «Обреченные танцевать», «За один день до конца света», «Сердце пополам», «Золотой теленок» и «Пеппи», – рассказывает директор-художественный руководитель Театра им. В. Василько Юлия ПИВОВАРОВА. – Подготовили три концертных программы нашего оркестра: «Музыка любви», «Симфония грез» и «Осенняя симфония грез». Стали соорганизаторами 6-го Международного литературного фестиваля, во время которого наши актеры участвовали в чтении пьес. На чтении «Сексуальных неврозов наших родителей» присутствовал автор произведения Лукас Берфус, которому все понравилось, и мы получили от него добро на дальнейшую постановку этой пьесы… Среди названий этого солидного списка, конечно же, в первую очередь стоит выделить «Золотого теленка» – произведение уроженцев Одессы Ильфа и Петрова, которое наконец-то не только получило прописку в театре родного города, но и впервые прозвучало со сцены на украинском языке.
Автор инсценировки Алексей Доричевский, максимально сохранив оригинальный сюжет, отдал должное месту и времени рождения этого спектакля. Собственно, этот прием для современных театральных адаптаций довольно распространенный, а в «Золотом теленке» образца 2021 г. фигурируют брат Ермака, Черноморск и даже Владимир Скумбриевич… (Реакция зрителя на эту фамилию в связи с известной оговоркой первой леди о цене на скумбрию была хоть и понятна, но не совсем корректна, ведь, как помнят внимательные любители «Золотого теленка», персонаж с такой фамилией в романе тоже существует). Хотя главными мотиваторами действа в буквальном, а не только литературном смысле стали Илья Ильф и Евгений Петров: писатели присутствуют на сцене на протяжении всего спектакля. Они не только фиксируют, комментируют, ловят мнение, соглашаются, спорят или сомневаются в правильности такого развития событий, но и общаются с героями спектакля. В начале спектакля импозантный Петров (Женя Доляк) и суетливый Ильф (Сергей Куда) подбрасывают монетку, определяя, как именно должна развиваться история на этот раз. А не дождавшись ее возвращения на землю – ну не сработали законы физики, такое случается – берут инициативу на себя и начинают действовать, то есть писать здесь и сейчас на настоящей пишущей машинке. (Забегая вперед, следует признать, что исполнение мечты о Рио-де-Женейро настойчивому и целеустремленному Остапу Ибрагимовичу они обеспечили, а потому письмо из солнечного города от героя стало свидетельством того, что сейчас у него все получилось).
По словам режиссера Макса Голенко, «Золотого теленка» не было среди произведений, лежащих в его творческом портфеле годами, с решением вернуть Бендера в Одессу он определился довольно быстро, а репетиции продолжались всего несколько недель. Бендеров поочередно играют два актера – Дмитрий Усов, уже несколько лет сотрудничающий с театром, и Юрий Хвостенко (Ивано-Франковский театр имени Ивана Франко). Как и заложено сюжетом, двигателем и мотиватором событий на сцене является изобретательный сын турецкоподданного (конечно же, личные харизма и магнетизм актеров привносят определенные эмоциональные оттенки в каждый конкретный спектакль). Среди актерского ансамбля выделяются также Александр Самусенко (мошенник-романтик Шура Балаганов), Роман Федосеев (Корейко, надевая малиновый пиджак, обещает вернуться в 90-е), Игорь Геращенко (лишь на первый взгляд наивный, но на самом деле сам себе на уме Паниковский ). Хотя чувствуется, что Максим Голенко уделил внимание характеру каждого героя, актеры же в свою очередь искренне поддержали предложения режиссера, развив их уже с позиции собственного восприятия своих персонажей. Именно поэтому здесь даже второстепенные и эпизодические роли – тот же колоритный поклонник женщин Гигиенишвили в исполнении Дениса Гранчака или эпатажный Полыхаев (Ирина Охотниченко) – производят впечатление концептуально необходимых, без которых эта история потеряла бы свой лоск и определенный смысл.
Сценография выдает тот малоутешительный сегодня факт, что театры не всегда имеют достаточно средств на новые постановки. Но даже на подборе художнице Юлии Зауличной удалось создать достаточно функциональное пространство, в котором режиссерская трактовка каждой сцены приобретает особую выразительность. И если кто-то из зрителей будет перешептываться по поводу того, что такие же стеклянные шкафчики-витрины они, кажется, уже видели в «Собачьем сердце» - то можно только признать, что они достаточно внимательные театралы. А когда на сцене появляется легендарная «Антилопа» в виде гигантского черепа, весь зал концентрируется именно на ней, удивляясь изобретательности авторов спектакля.
Отдельные комплименты в этом спектакле звучат в адрес джазмена-виртуоза Вадима Бесараба, вместе со своим коллективом работавшего на сцене. А вот к звуковому оформлению есть определенные вопросы… Эту сверхважную составляющую спектакля следует «взять на карандаш» и провести работу над ошибками, чтобы интонации героев были естественными, а каждая реплика звучала насколько громко, насколько требует конкретный эпизод. В конце концов этот текст следует смаковать, а не инстинктивно прикрывать уши в отдельных сценах, когда громкость почему-то выходила из-под контроля.
Подводя итог, следует поздравить и Одессу, которая с радостью приняла своего теперь уже украиноязычного Бендера (кстати, роман был переведен Николаем Любченко еще в 1935 году). И сам театр, который добавил в свой репертуар интересный спектакль, идея которого во все времена будет звучать безапелляционно и убедительно: мечты сбываются, стоит только к этому искренне стремиться! И даже если вся система против тебя, даже если вокруг одни только «непуганые идиоты», а ненадежный партнер Шура Балаганов все косячит и косячит – это, как убеждает Остап Бендер, совсем не препятствие для того, чтобы отправить открытку своим поклонникам из далекого Рио.
Следующий показ спектакля «Золотой теленок» состоится 19 февраля.