Всякая денационализация сводится к плохому воспитанию, к нравственной болезни ...
Александр Потебня, выдающийся украинский языковед, философ, фольклорист, этнограф

Лучшая Жизель – киевлянка

В Национальной опере Украины развернута выставка, посвященная юбилею примы-балерины Раисы Хилько
30 сентября, 2010 - 19:48
РАИСА ХИЛЬКО — БАЛЕРИНА ЛИРИКО-ДРАМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ

Зритель словно возвращается в прекрасный мир возвышенной романтики и одухотворенности, который дарует вечно живое и неповторимое искусство балета. Вскоре состоится спектакль «Жизель» с участием тех, кого с полным правом можно называть учениками выдающейся балерины. В заглавной партии выступит Елена Филипьева, которой выпало перенять звездную эстафету от такой замечательной исполнительницы, как Раиса Хилько.

Раиса Алексеевна принадлежит к звездной плеяде украинского балета 1970—1980-х годов, когда почти каждый международный хореографический конкурс ознаменовывался победой представителей киевской труппы, а ее зарубежные гастроли проходили с триумфом: аплодировала и публика, и критика, открывая миру блестящую балетную школу, в основе которой лежало удивительно гармоническое сочетание совершенной классической академичности и древнейшего украинского народного музыкального мелоса и танца.

В 1978 году Раиса Хилько одной из первых привезла в Киев «золотую медаль» из Международного конкурса артистов балета в Варне. Это был яркий и наполненный достижениями итог первого десятилетия ее творческой биографии на балетной сцене, которая увенчалась рядом прекрасных хореографических образов, обозначенных высоким техническим совершенством и глубоким проникновением в поэтико-романтическую сущность классического балета. В то время с триумфальным успехом она уже танцевала партии Одетты — Одилии, Авроры, Клары, Никии, Раймонды... Но особое место в ее творчестве занимала партия Жизели — образец балетного романтизма, сформировавший целое течение в мировом хореографическом искусстве. По-видимому, немногим исполнительницам этой партии удавалось достичь такого синтеза совершенства в технике и проникновения в образ. Безукоризненные технические данные, чувство образа и внутреннего мира героини подарили зрителям незабываемую встречу с чем-то непостижимым, преисполненным ирреальности и в то же время таким проникновенным, искренним и душевным, что вызывало у каждого щемящее чувство. Алисия Алонсо, увидев на гастролях киевского балета Жизель в исполнении Хилько, сказала: «Я видела многих знаменитых балерин в этой партии. Но теперь должна сказать — это лучшая в мире Жизель!»

Раиса Хилько закончила учебу в Киевском хореографическом училище практически сформированной балериной. Ее педагог, известная балерина Наталья Верекундова, ученица Агриппины Вагановой, сумела не только вышколить в ней технику академического танца, развить артистизм, грациозность и кантиленность каждого движения, ощущение арабеска как исполнительской основы последующих классических партий, но и, возможно, передала самое главное в сложном танцевальном мастерстве — выражать мир героини через внутреннее переживание, слияние танца с драматургией музыки... Хилько была одной из самых музыкальных балерин своего времени, созданные ею образы — и не только в классических спектаклях — растворялись в музыке, несли ее сущность. Не случайно некоторые критики называли балерину «скрипкой спектакля». И до сих пор благодарные почитатели таланта любимицы музы танца вспоминают ее исполнение партий Никии, Сильфиды, незабываемой по глубине поэтического выражения Мавки... И в то же время она была яркой в раскрытии характеров с драматичным наполнением, как Мария в «Бахчисарайском фонтане», Ольга в одноименном балете, Ширин, Мехмене-бану в «Легенде о любви», Ведьма по чеховскому сюжету на музыку Дж. Гершвина... С ней охотно работали самые известные украинские и зарубежные балетмейстеры — Роберт Клявин, Георгий Ковтун, Анатолий Шекера, Валерий Ковтун, Май Мурдмаа, которая именно ради Раисы Хилько поставила свой замечательный модерно-классический балет-сюиту «Дафнис и Хлоя». Выдающаяся эстонская хореограф сказала после спектакля: «Раиса Хилько — балерина очень высокого творческого полета. У нее — редкое ощущение стиля и музыки, и хореографии, ощущение самых тонких нюансов пластической символики...»

Раиса Алексеевна была несравненной в концертных программах, в которых блестяще исполняла не только адажио из классических спектаклей своего репертуара, но и хореографические номера и миниатюры, большей частью созданные хореографами именно с учетом исполнительского стиля прима-балерины: «Рондо каприччиозо» Сен-Санса, «Вальпургиева ночь» Гуно, «Сюита» на музыку Фрэнка Синатры.

21 августа Хилько отметила юбилей. Сегодня Раиса Алексеевна продолжает свое творчество как педагог-репетитор. Так же успешно и ярко, как когда-то танцевала на сцене. Ее творчество находит продолжение в достижениях ее учеников, которых она учит самому главному — служить сцене, искусству и самому требовательному критику — зрителям.

СПРАВКА «Дня»

Раиса Алексеевна ХИЛЬКО — прима-балерина, педагог-репетитор, народная артистка Украины. Родилась в Днепропетровске 21 сентября 1950 г. Закончила Киевское хореографическое училище. С 1968-го по 1993 год работала солисткой Киевского театра оперы и балета (в настоящее время — Национальная опера Украины). Блестяще исполняла партии: Раймонды (одноименный балет А. Глазунова), Авроры и Одиллии — Одетты («Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. Чайковского), Эгины («Спартак» А. Хачатуряна) и др.

В 1984 г. закончила балетмейстерское отделение Московского театрального института.

Выступала в Японии, Португалии, Бразилии, Венгрии, Франции, Германии, Египте и других странах. Лауреат Международного конкурса артистов балета в Варне (1978).

Василий ТУРКЕВИЧ, заслуженный деятель искусств Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ